ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой
деятельности в дошкольном образовательном учреждении 5
1.2 Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников 15
1.3. Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ 27
2.1. Специфика организации театральной деятельности дошкольников 27
2.2. Методы и формы организации театральной деятельности дошкольников
в детской музыкальной школе 34
2.3. Ход и результаты опытной работы по организации театральной
деятельности в детской музыкальной школе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Театр является одним из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием
коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Дети в период от 4 до 7 лет, уделяют большую часть своего времени играм, а, чтобы игры были полезными, стоит внедрить театрализованную деятельность на их занятиях. Поэтому современные педагоги, выделяют важность эстетического воспитания с раннего детства, формируя при этом познавательное развитие.
Актуальность исследования: театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Проблема исследования: поиски путей активизации процесса
воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста путём методики организации театральной деятельности.
В связи с данной проблемой предъявляются требования к развитию эстетического воспитания уже в детском саду, где интересной и познавательной методикой является - приобщение к театрализованной деятельности. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается театрализованная деятельность, моделирующая жизнь взрослых.
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплое, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Особенности межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, условия и методы его развития в различных видах деятельности, в том числе и театрализованных играх, изучены в работах А.Е. Антипина, Д.Б. Годовиковой, Т.С. Григорьевой, Б.Г. Давыдова, T.H. Дороновой,
Э.Г. Чуриловой. Л.М. Шипицыной, Д.Б. Эльконина.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и разработать методы и формы организации театральной деятельности дошкольников в детской музыкальной школе.
Объект исследования: театрализованная деятельность дошкольников в детской музыкальной школе.
Предмет исследования: методы и формы организации
театрализованной деятельности дошкольников в детской музыкальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
2. Выявить возможности театральной деятельности в воспитании и развитии дошкольников.
3. Проанализировать содержание и методику работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками.
4. Изучить специфику организации театральной деятельности дошкольников.
5. Описать методы и формы организации театральной деятельности дошкольников в детской музыкальной школе.
6. Опытным путем выявить эффективность разработанных методов и форм в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс воспитания и всестороннего развития детей в дошкольном возрасте будет эффективным, если на занятиях использовать методику организации театральной деятельности на основе музыкальных выступлений.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогических, научнометодических источников по теме исследования, анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, систематизация и сравнение.
• эмпирические методы: педагогический эксперимент, включающий в себя анкетирование испытуемых детей, беседу с детьми, разработку театральной деятельности, анализ результатов исследования.
Методологические основы исследования: системный подход к
изучаемой проблеме по методике организации театральной деятельности в музыкальной школе.
Теоретическая значимость: труды современных отечественных
педагогов (Антипина Е.А., Доронова Т.Н., Карпинская Н.С., Чурилова Э.Г., Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Петрова Т.И. и др.) в области театральной деятельности.
Практическая значимость исследования: разработанные занятия
театральной деятельности в музыкальной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключением и списком источников и литературы.
Целью выпускной квалификационной работы являлось теоретически обосновать и разработать методы и формы организации театральной деятельности дошкольников в ДМШ.
Для выполнения данной цели были проделаны следующие действия:
• Рассмотрены программы по организации театрально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста, в них входит: «Арт-фантазия» (Э.Г. Чуриловой), Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» (Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович), «Театрализованные занятия в детском саду» (М.Д. Маханевой), «Театрализованные игры в детском саду» (Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петрово), «Театрализованная деятельность в детском саду» (Е.А. Антипиной).
• Выявлены возможности театральной деятельности в воспитании и развитии дошкольников. По мнению авторов, при регулярном включении в повседневную жизнь театрализованных игр, дети могут раскрыть свои возможности и способности, а также укрепить детско-родительские отношения.
• Проанализировано содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками. В методы работы входят следующие критерия: создание условий, формирующих развитие у детей творческой активности при построении спектакля на занятиях; приобщение детей дошкольного возрасту к культуре, использование совместной деятельности; создание условий для работы по построению театральной сценки совместно с родителями, либо выступление старшей дошкольной группы для младшей группы.
• Изучена специфика организации театральной деятельности дошкольников. Принципами правильного обучение детей с помощью организации театральной деятельности является: работа, связанная с разнообразием тематики, содержанием занятий и методами преподнесения информации; постоянные занятия, связанные с включением театрализованных игр с анализом педагогических процессов; большая активность дошкольников при подготовке и проведение игровых ситуаций при театрализованной деятельности; сотрудничество дошкольников с воспитателями при построении занятия; заинтересованность воспитателей произвести занятие так, чтобы в играх использовалось больше мимики, движений, эмоций.
• Описана организация театральной деятельности дошкольников в детской музыкальной школе. Для рассмотрения театральной деятельности дошкольников были проанализированы^ детей 5-6 лет в ДМШ №11. Чтобы увидеть, как дети справляются с театральной деятельность, была выбрана сказка «Лубяная и ледяная избушка», где дети выбрали себе роли для спектакля и выступили перед преподавателем. По результатам проведенного тестирования выявлено, что у 13 дошкольников - средний уровень показателей после по театральной деятельности, у 2 дошкольников - низкий уровень показателей. Высоких показателей у дошкольников нет.
• Выявить эффективность разработанных методов и форм в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Для этого был разработан календарно - тематическое планирование театральной деятельности. В него вошли 7 уроков: выбор сказки для театральной деятельности, чтение сказки, выбор персонажа, подбор музыки, подбор костюма и декораций для театральной деятельности, репетиция и сам спектакль «Гуси -лебеди». Показатели повторного тестирования значительно выросли. По итогам было установлено, что у испытуемых детей значительно повысился уровень желания учувствовать в театрализованной деятельности, а также повысились данные, по которым оценивались дошкольники.
1. Аджимуратова Л.М. Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Л.М. Аджимуратова. - Молодой ученый. 2016. 573-575 с.
2. Ануфриенко Е.В., Театрализованная деятельность как основной фактор коррекции детской агрессии [Текст] / Е.В. Ануфриенко. - В сборнике: Материалы 66-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 3 частях. 2016. 7-11 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /Л.В. Артемова - М.: Просвещение, 2005. - 126 с.
4. Афанасьева А.Б. Игровые и театрализованные формы в урочной и внеурочной музыкальной деятельности [Текст] / А.Б. Афанасьева. - Научный поиск. 2015. 68-70 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович - М., 2005. - 278 с.
6. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст]/ Л.П. Боскарева- Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - 3 с.
7. Бушмакина С.С. Совместная деятельность с родителями как метод организации театрализованной деятельности [Текст] / С.С. Бушмакина. - ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко. 2016. 154-155 с.
8. Ваганова А.В., Созина Е.Е., Веснина А.Е. [Текст]: Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе / А.В. Ваганова, Е.Е. Созина, А.Е. Веснина. Дошкольная педагогика. 2016. - 33 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - М., 1991, с. 130.
10. Граубергер Т.И. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Граубергер. - Уральский государственный педагогический университет. 2015. -113-118 с.
11. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет [Текст] / Н.Ф. Губанова. - Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Москва, 2007. - 124 с.
12. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. [Текст]: Ростов- н/Д. / Л. Иванцова, О. Коржова «Феникс», 2003. 156 с.
13. Костикова Д.А. Проектная деятельность как средство формирования опыта театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.А. Костикова. - Проблемы современного педагогического образования. 2017. 78-84 с.
14. Кошельнюк Г.А., Фридман С.О. Театрализованная деятельность как средство развития памяти [Текст] / Г.А. Кошельнюк , С.О. Фридман. - Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. 153-154 с.
15. Марковская Т.В. Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в театрализованной деятельности [Текст] / Т.В.Марковская. - Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2016. 70-74 с...