Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по предупреждению дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи

Работа №94626

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ 8
1.1. Анализ психофизиологических механизмов процесса чтения 8
1.2. Определение и сущность дислексии, ее виды 13
1.3. Взаимосвязь общего недоразвития речи с нарушением чтения 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСТНОЙ,
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ВПФ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 25
2.1. Организация и методы исследования устной, письменной речи и ВПФ
обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи 25
2.2. Обработка результатов исследования устной, письменной речи и ВПФ
обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ 51
3.1. Принципы и направления логопедической работы по предупреждению
дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи 50
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению дислексии у
обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи 60
3.3. Оценка эффективности логопедической работы по предупреждению дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77


Актуальность. Чтение играет одну из важных ролей в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности, этим и объясняется интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) у детей.
По данным разных авторов (Р..Беккер, А. Н. Корнев, B. Hallgren, P. Ott), у детей в возрасте 7-9 лет дислексия выявляется у 3-10%. По данным исследований А. Н. Корнева, при выявлении предпосылок к дислексии у детей 7 лет и проведении своевременной профилактики, чтение может быть доведено до нормы у 82% учащихся. В связи с этим проблема выявления предрасположенности и работа по предупреждению дислексии у обучающихся первых классов приобретает особую актуальность (А. П. Воронова, Л. Ф. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, Т. Б. Филичева и др.).
На протяжении нескольких столетий нарушение чтения являлось объектом изучения для зарубежных и отечественных ученых: A. Kussmaul, F. Bachman, V. Morgan (XIX в.), Ф. Варбург, П. Рашбург, О. Ортон (ХХ в.), Р. А. Ткачев, С. С. Мнухин (XIX в.), Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, О. А. Токарева, Р. И. Шуйфер, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, и др. Значимый вклад в изучение дислексии внесли современные ученые: Р. И. Лалаева, Г. В. Чиркина, Л. Г. Парамонова, А. Н. Корнев, Т. П. Бессонова, И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова. В последние десятилетия исследованиями в этой области занимаются М. Н. Русецкая, О. Б. Иншакова, Е. А. Логинова, И. А. Прищепова, О. И. Азова и др.
Однако данные социальных опросов показывают, что осведомленность россиян о проблемах дислексии очень низкая, что создает определенные риски неоказания своевременной квалифицированной помощи детям и приводит к упущенным возможностям.
По мнению ученых, в основе формирования навыка чтения лежит, во- первых, устная речь, ее фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй, а так же пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторная координация, сукцессивные операции, слухоречевая и зрительная память, профиль латеральной организации (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, В. И. Голод, С. Ф. Иваненко, О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкая, Л. Ф. Спирова и др.). Совокупность нарушений указанных психических процессов препятствует становлению навыка чтения, поскольку сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.
Так как связь между недоразвитием речи и нарушением чтения является общепринятым утверждением, то дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией первоклассников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Ребенок, поступивший в первый класс с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает в дальнейшем огромные трудности в обучении чтению и это определило проблему исследования: каким образом можно предупредить возникновение дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи? Большое значение играет ранняя диагностика и коррекция различных отклонений развития. Важно обнаружить у ребенка отклонения сразу при поступлении в первый класс, в этом случае своевременная профилактика и коррекция значительно повысит вероятность нормализации развития и дальнейшего полноценного школьного обучения.
Для выхода из данной ситуации необходимо определить содержание логопедической работы, направленной на устранение причин возникновения дислексии у детей, поступивших в первый класс безотлагательно.
Логопедическая работа должна начинаться с исследования функций, лежащих в основе формирования навыка чтения. Комплексное изучение уровня развития данных функций у первоклассников поможет выявить группу риска возникновения дислексии, обоснованно и целенаправленно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку с недоразвитием речи.
Объект исследования: устная, письменная речь и некоторые высшие психические функции, обеспечивающие становление навыка чтения у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по предупреждению дислексии у обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: внедрение научно обоснованного подхода к определению содержания логопедической работы по предупреждению дислексии у обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: проведение своевременной диагностики функционального базиса чтения, осуществление логопедической роботы с обучающимися первых классов, имеющих общее недоразвитие речи, позволит предупредить развитие дислексии.
Задачи исследования: исходя из цели и гипотезы, обозначены следующие задачи:
1. Изучить лингвистическую, психологическую, нейропсихологическую, психолого-педагогическую, дефектологическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести комплексное обследование высших психических функций, состояния устной и письменной речи и у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.
3. Определить содержание логопедической работы в профилактике дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.
4. Провести логопедическую работу с обучающимися первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.
5. Оценить эффективность логопедической работы по предупреждению дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.
Методы исследования выбраны с учетом специфики предмета и объекта, соответствуют цели, задачам, гипотезе работы.
1. Теоретический анализ медицинской, нейропсихологической,
психолингвистической, психологической и специальной педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирический метод, включающий тестирование, анкетирование, констатирующий психолого-педагогический эксперимент.
3. Метод математической статистики, для обработки и обобщения полученных результатов.
Методологическая основа исследования:
Предпосылки возникновения дислексии: системные нарушения устной речи, конституционные предпосылки, энцефалопатические нарушения, воздействия неблагоприятных социальных и средовых факторов (Р. Е. Левина, Т. В. Ахутина, И. Н. Садовникова, Р. И. Лилаева, А. Н. Корнева и др.); принципы общей и специальной педагогики и психологии о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б. Г. Ананьев, П. И. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн).
Элементы научной и практической новизны исследования:
- обнаружена и представлена взаимосвязь между уровнем развития у обучающихся устной, письменной речи и некоторых высших психических функций со степенью овладения ими навыком чтения;
- выявлены и показаны отличительные особенности формирования устной, письменной речи и некоторых высших психических функций, являющихся базовыми в процессе формирования навыка чтения;
- разработана и предложена бальная оценка уровня сформированное™ всех компонентов языковой системы;
- модифицированы и апробированы методы обследования вербальных и невербальных психических функций, тем самым повышая их эффективность при применении;
- разработана и обоснована комплексная диагностическая методика, необходимая для выявления первоклассников, имеющих большие риски возникновения нарушений в формировании навыка чтения.
Теоретическая значимость исследования: выявление нарушений речи и логопедическая работа по предупреждению дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи с учетом современного понимания особенностей формирования ВПФ, устной и письменной речи.
Практическая значимость исследования: определение содержания и обоснование комплексного подхода к логопедической работе по предупреждению дислексии у учащихся в первых классах, имеющих общее недоразвитие речи.
Этапы исследования:
1. Посвящен изучению и анализу литературы; формулировке основной идеи и проблемы исследования; определению его гипотезы, задач, методов; разработке методик обследования и коррекции ВПФ, устной и письменной речи у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.
2. Обследование обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи, подробное изучение ВПФ, состояния устной и письменной речи.
3. Проведение логопедической работы с обучающимися первых классов, имеющих общее недоразвитие речи.
4. Обобщение и анализ полученных данных, формулировка выводов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы, в процессе изучения литературных источников и констатирующего эксперимента, была подтверждена актуальность темы. Действительно, значительное число учащихся начальных классов с нарушением устной речи и некоторых высших психических функций испытывают трудности в овладении чтением. Несомненно, нарушение чтения является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление навыка чтения.
В процессе данной работы были реализованы все поставленные задачи.
Изучена и проанализирована литература по проблеме исследования, проведен анализ психофизиологических механизмов процесса чтения, дано определение, сущность дислексии, разобраны ее виды, установлена взаимосвязь общего недоразвития речи с нарушением чтения.
На этапе констатирующего эксперимента были изучены клинические и психолого-педагогические особенности, проведено комплексное обследование состояния устной, письменной речи и высших психических функций у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи. Затем результаты исследования были проанализированы в качественном и количественном вариантах, оказалось, что у школьников наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы и психических предпосылок в той или иной степени. Основываясь на данных результатах, можно сказать, что сформированность навыка чтения имеет практически прямую зависимость от уровня развития устной, письменной речи и высших психических функций. Навык чтения у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи, не может быть сформирован без полноценной устной речи. В свою очередь, полноценной устной речи невозможно добиться без сформированных психических процессов, таких как слуховая и зрительная память, внимание, пространственное восприятие и восприятие формы, мышление.
С целью профилактики возникновения дислексии далее был проведен формирующий эксперимент. Содержание логопедической работы по профилактике дислексии у обучающихся первых классов, имеющих общее недоразвитие речи, определялось исходя из структуры дефекта каждого ребенка и охватывало все основные компоненты языковой системы: лексика, грамматика, фонетика, связная речь, а также некоторые психические процессы, такие как память, внимание, мышление, восприятие. Предполагалось, что таким образом мы поможем ребенку сформировать навык чтения и снизить вероятность возникновения у младших школьников дислексии.
Для оценки эффективности формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в процессе которого было проведено повторное исследование устной, письменной речи и некоторых высших психических функций. Результаты исследования были представлены в качественном и количественном выражении, затем проводилось сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
В результате сравнения мы можем наблюдать положительную динамику, увеличился уровень сформированности навыка чтения. Охватив все основные компоненты языковой системы: лексика, грамматика, фонетика, связная речь, а также некоторые высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление, восприятие мы смогли помочь детям сформировать навык чтения. Данные результаты доказывают эффективность проведенной логопедической работы с обучающимися первых классов, имеющих ОНР 3 ур. и НВОНР на фоне дизартрии. Продолжив логопедическую работу во втором классе, мы сможем предотвратить у детей развитие дислексии.
Тем самым была практически подтверждена гипотеза о том, что проведение своевременной диагностики функционального базиса чтения, осуществление логопедической роботы с обучающимися первых классов, имеющих общее недоразвитие речи, позволит предупредить развитие дислексии.



1. Беккер P. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию. М., 2007. 112 с.
2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М., 1998. 680 с.
3. Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи. Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб., 1994. 96 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь : собр. соч. : в 6 т. М., 1982. Т.
2. 504 с.
5. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953. 264 с.
6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. 159 с.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи : кн. для логопеда. Екатеринбург, 1998. 320 с.
8. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1979. 152 с.
9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.
10. Каше Г. А., Шуйфер Р. И. Нарушения чтения и письма как проявления системного недоразвития звуковой стороны речи у детей. Киев, 1979. 80 с.
11. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. СПб., 1996. 29 с.
12. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие. СПб., 1997. 286 с.
13. Корнев А. Н. О возрастной динамике дислексии и прогнозе ее компенсации. Изучение и коррекция речевых расстройств. Ленинград, 1986. 102 с.
14. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998. 224 с.
15. Левина Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма. Логопедическая работа в школе. М., 1953. 85 с.
16. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина [и др.]. М., 1968. 367 с.
17. Леонтьев А. А. Восприятие текста как психологический процесс. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979. 248 с.
18. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.,1962. 432 с.
19. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 374 с.
20. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. 84 с.
21. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М., 1996. 64 с.
22. Румянцева Л. И. Значение ритмико-слоговой структуры слова в процессе чтения // Вопросы психологии обучения чтению и письму. М., 1952. 51 с.
23. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка // Комплект рабочих материалов / М. М. Семаго [и др.]. М., 1999. 138 с.
24. Симерницкая Э. Г Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. 190 с.
25. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологический анализ мозговой организации психических процессов у детей // Вопросы психологии. М., 1978. 113 с.
26. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965. 84 с.
27. Спирова Л. Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей. Методы обследования нарушений речи у детей. М., 1982. 90 с.
28. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. 212 с.
29. Трубникова Н. М. Технология обследования речи : учеб.-метод. пособие для логопедов и студентов, обучающихся по специальности «Логопедия». Екатеринбург, 2010. 67 с.
30. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М., 2019. 317 с.
31. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 128 с.
32. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». М., 1987. 141 с.
33. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. педагогика и психология (дошк.). М., 1989. 223 с.
34. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : Второй год обучения (подготовительная группа). М., 1993. 87 с.
35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношния : практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
36. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов. М., 2002. 136 с.
37. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1959. 450 с.
38. Ярмоленко А.В. Роль речи в отражении пространства. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г. Ананьева. М., 1961. 88 с.
39. Ястребова А. В. Коррекция нарушений у учащихся общеобразовательной школы : пособие для учителей-логопедов. М., 1979. 109

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ