Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ

Работа №94625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДОУ 8
1.1. Закономерности становление фонематических процессов у детей в
норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР и легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Характеристика проявлений недоразвития фонематического слуха и
фонематического восприятия у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСВЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ С АНАЛИЗОМ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния моторной
сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 27
2.2. Анализ состояния моторной сферы, звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 31
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений моторной сферы,
звукопроизношения, фонематических процессов у дошкольников 46
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ДОУ 51
3.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
в условиях логопункта ДОУ 51
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей экспериментальной группы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта
ДОУ 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных данных 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77

Фонематический слух и фонематическое восприятие являются основополагающими для формирования правильного звукопроизношения, навыков звукового анализа и синтеза, что обуславливает важность их развития для правильного дальнейшего овладения чтения и письма у старших дошкольников.
Отсутствие своевременной коррекции обозначенных фонематических процессов затрудняет овладение словарным запасом, грамматическим строем и развитие связанной речи [2].
Согласно статистике, Т. В. Нестеровой ежегодно отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения речи [39]. Среди детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии чаще встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии, как сложная речевая патология, изучается не только в теоретических, но и в практических аспектах специальной литературы.
В работах Р. Е. Левиной [36], Н. В. Серебряковой [52], Г. В. Чиркиной [59], Г. А. Каше [21], Т. Б. Филичевой [57] и других, большое внимание в их работах, уделяется не только коррекции нарушений моторной сферы и звукопроизношения, но и формированию фонематического слуха и восприятия, которые являются базовой единицей для овладения письменной речью.
Одной из важных задач логопеда при коррекционной работе со старшими дошкольниками с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией, является развитие фонематического слуха и фонетического восприятия. Такую коррекционную работу в дошкольном возрасте рекомендуют проводить с помощью дидактических игр. Использование дидактических игр повысит эффективность формирования фонематических процессов, так как у детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей.
Ранее логопедическая помощь детям с ФФНР и дизартрией оказывалась в группах для детей с такой патологией [1]. В настоящее время отсутствуют такие группы, и вся работа проходит в логопедических группах ДОУ (далее логопункт). Специфика логопункта заключается в том, что занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, что повышает эффективность работы. Использование дидактических игр в рамках занятий в логопунктах сегодня становится особенно актуальным.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена увеличением количества старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. Между тем, обнаружено недостаточное использование логопедами дидактических игр в рамках коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия в условиях логопункта ДОУ.
Объект: состояние фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет: содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
Цель: на основе теоретических и экспериментальных данных разработать содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта ДОУ и определить роль игры в ней.
2. Исследовать состояние речевых и неречевых функций у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, проанализировать полученные результаты.
3. Оценить эффективность коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
Гипотеза исследования: вероятно, коррекция легкой степени псевдобульбарной дизартрии у старших дошкольников в условиях логопукта ДОУ будет эффективней, при включении в нее дидактических игр, направленных на формирование выявленного недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия. Работа логопеда по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия в условиях логопункта ДОУ будет включать не только игровые упражнения, но и специальные дидактические игры.
Методологической основой исследования явились положения:
- о психофизиологических механизмах формирования
звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева);
- о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- о ведущем виде деятельности - игры (Д. Б. Эльконин, А. Н Леонтьев, Л. С. Выготский и др.).
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Положения: у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией фонематические процессы формируются по тем же закономерностям, что и у детей с нормальным развитием речи, однако имеют свою специфику, связанную с механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по теме коррекция нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ является эффективной.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме и описана значимость дидактических игр в работе логопеда.
Практическая значимость: проанализированы результаты обследования звукопроизношения, моторной сферы, фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, составлен комплекс специальных дидактических игр, направленный на коррекцию нарушенных фонематических процессов у этих детей, который может применяться в условиях логопункта ДОУ.
Структура и объём исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По данным изучаемой литературы, таких авторов как Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев было отмечено, что в норме развитие фонематических процессов происходит на ранних стадиях онтогенеза, уже в период эмбрионального развития закладывается способность к восприятию звуков человеческой речи [13,36,56]. При псевдобульбарной дизартрии, нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия имеет вторичный характер. Исходя из единства закономерностей нормального и аномального развития детей с дизартрией, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста, ведущая деятельность - игровая, именно поэтому коррекционный процесс лучше проводить с помощью различных игр, повышая мотивацию и эффективность работы.
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, проводилась комплексно и системно. В работе принимали участие воспитатели, родители, физкультурный и музыкальный работник.
Для положительной динамики проводилось обследование дошкольника, выявлялось, что нарушено первично и начиналась работа с данного нарушения. В данной работе у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, первично была нарушена иннервация речевого аппарата, в результате чего наблюдалось нарушение звукопроизношения, что за собой повлекло нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия. Коррекционная работа, проводимая на логопункте ДОУ, была реализована с помощью дидактических игр, которая увеличила эффективность и повысила мотивацию.
Целью данной работы являлось на основе теоретических и экспериментальных данных разработать содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, и оценить ее эффективность.
Данная цель была достигнутой, благодаря решению поставленных задач, а именно:
- изучена специальная литература по коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия таких авторов, как: А. М. Горчакова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и других [14, 57, 59].
- на основе изученной литературы, таких авторов как Н. В. Дурова, Е. В.
Колесникова [16, 23] и других, определена роль игры в работе по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта ДОУ;
- на основе речевой карты Н. М. Трубниковой [55], было проведено обследование состояния речевых и неречевых функций у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией и посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ.
- проведена коррекционная работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ и оценена ее эффективность.
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопункта ДОУ, включала в себя дополнительные дидактические игры, которые способствовали повышению эффективности и мотивации детей.
При составлении индивидуального плана коррекционной работы учитывалось состояние не только фонематических процессов, но и моторной сферы и звукопроизношения, так как М. М. Кольцова в своей работе писала, что моторные зоны и речевые находятся рядом, поэтому важно работу проводить комплексно [24]. Так же важно подключались к работе родители, воспитатели, физкультурный и музыкальный педагоги, для того чтобы полученные навыки не стояли на месте, а отрабатывались и развивались.
В ходе работы были получены не только новые знания по проблеме коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр в условиях логопункта ДОУ, но и автоматизированы умение работать с литературными и электронными источниками, умение обследовать обучающихся старшего дошкольного возраста, умение проводить, адаптировать и придумывать дидактические игры, навыки взаимодействия с детьми, родителями, воспитателями и музыкальным, физкультурным работниками.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2007. - 319 с.
2. Балабанова, В. М. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. М. Балабанова, Л. В. Лопатина,
Р. И. Лалаева, И. А. Чисович. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 37 с.
3. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - Москва : Сфера, 2009. - 64 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 46 с.
5. Бельтюкова, В И. Об усвоении детьми звуков речи /
В. И. Бельтюкова. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду /
А. К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 21 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 165 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : дифференциал. диагностики : учеб. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО, 2004. - 144 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 416 с.
11. Гаврилова, А. С. Логопедические игры / А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина. - Москва : ЛАДА, 2010. - 168 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гвоздев, А. Н. Формирование грамматического строя / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1980. - 210 с.
14. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2003. - 83 с.
15. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - Москва : Просвещение, 2007. - 222 с.
16. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - Москва : Просвещение, 1996. - 23 с.
17. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического
восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2010. - 64 с.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И Жинкин. - Москва : Академия педагогических наук, 1958. - 98 с.
19. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 228 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 279 с.
21. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1971. - 44 с.
22. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1985. - 81 с.
23. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. — Москва : Гном, 2000. - 15 с.
24. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - Москва : Педагогика, 1973. - 143 с.
25. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения : прил. к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 16 с.
26. Костюк, А. В. Логопедическая тетрадь. Звук Л : пособие для
логопедов и родителей / А. В. Костюк. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 47 с.
27. Костюк, А. В. Логопедическая тетрадь. Звук Р : пособие для
логопедов и родителей / А. В. Костюк. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 70 с.
28. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практ. пособие / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА-Век, 2007. - 80 с.
29. Крупенчук, О. И. Ладушки : пальчиковые игры для малышей / О. И. Крупенчук. - Санкт-Петербург : ЛИТЕРА, 2005. - 32 с.
30. Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. - Санкт-Петербург : ЛИТЕРА, 2004. - 64 с.
31. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно /
O. И. Крупенчук. - Санкт-Петербург : ЛИТЕРА, 2008. - 203 с.
32. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика : комплекс упражнений / О. И. Лазаренко. - Москва : Айрис-пресс, 2019. - 29 с.
33. Лапшин, В. А. Основы дефектологии : учеб. пособие для пед. ин-тов / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - Москва : Просвещение, 1991. - 143 с.
34. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза, логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 129 с.
35. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей /
P. Е. Левина. - Москва : Академия пед. наук, 1958. - 31 с.
36. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии /
Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 2001. - 400 с.
37. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина. - Москва : АПН РСФСР, 1967. - 124 с.
38. Логинова, Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма / Е. А. Логинова // Специальное образование. - 2016. - Т 4, № 3. - С. 95. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26675560(дата обращения: 19.12.2020).
39. Логинова, Е. А. Ритмика для дошкольников / Е. А. Логинова. - Самара : Изд-во ЦПО, 2010. - 124 с.
40. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт- Петербург : СОЮЗ, 2000. - 192 с.
41. Лурия, А. Р. Письмо и речь / А. Р. Лурия. - Москва : Академия, 2002. - 352 с.
42. Львов, М. Р. Методика изучения языковой теории : Изучение фонетики, лексики, морфемики, словообразования, грамматики - морфологии и синтаксиса / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - Москва : Просвещение, 2000. - Разд. III. — С. 195-288.
43. Мастюкова, Е. М. Дизартрия / Л. С. Волковой. - Москва : Просвещение, 2009. - 154 с.
44. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
45. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : ВЛАДОС, 2015. - 80 с.
46. Полякова Л. М. Поле речевых чудес / З. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова. - Екатеринбург : ГриК, 1996. - 180 с.
47. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
48. Рыкова, Г. К. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии / Г. К Рыкова, Ю. Ф. Гаркуша, Т. В. Волосовец, Р. Е. Идее. - Москва : МПГУ, 1997. - 56 с.
49. Пелигримм, Т. Б. Психология детей дошкольного возраста : развитие познавательных процессов / Т. Б. Пелигримм. - Москва : Просвещение, 1964.- 352 с.
50. Рыжова, Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями / Н. В. Рыжова. - Ярославль : ЯГУ, 2010. - 212 с.
51. Саголакова, Н. П. Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями / Н. П. Саголакова // Развитие современного образования: теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 81-88.
52. Серебрякова, Н. В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией / Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009. - 192 с.
53. Спирова, Л. Ф. Об отборе в специальную школу для детей с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова // Дефектология. - 1969. - № 5. - С. 8-18.
54. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза / Т. А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2006. - 100 с.
55. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, б. и., 2005.- 98 с.
56. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : ВЛАДОС, 1993. - 232 с.
57. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
58. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев, Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховска. — Москва : ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
59. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми /
Г. В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 2002. - 240 с.
60. Швачкин, Н. Х. Развитие фонетического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. - Москва : Академия, 2004. -113 с.
61. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Д. Б. Эльконин. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 28 с.
62. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 59 с.
63. Эльконин, Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1957. - 107 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ