ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУМАГОПЛАСТИКИ 14
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития изобретательской деятельности детей в условиях реализации программ дополнительного образования 14
1.2. Анализ использования бумагопластики в программах
дополнительного образ по развитию технического творчества детей 28
1.3. Теоретическая модель методики развития изобретательства
детей с использованием техник бумагопластики 33
ГЛАВА 2. ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Диагностика развития изобретательства детей в программах
дополнительного образования 46
2.2. Реализация методики развития изобретательства детей с
использованием техник бумагопластики в процессе реализации программы «Робототехника» 53
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента по
применению техник бумагопластики развивающих изобретательскую деятельность в условиях дополнительного образования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Задания ознакомительного этапа 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания иммерсионного этапа 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Задания изобретательского этапа 140
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУМАГОПЛАСТИКИ 14
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития изобретательской деятельности детей в условиях реализации программ дополнительного образования 14
1.2. Анализ использования бумагопластики в программах
дополнительного образ по развитию технического творчества детей 28
1.3. Теоретическая модель методики развития изобретательства
детей с использованием техник бумагопластики 33
ГЛАВА 2. ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Диагностика развития изобретательства детей в программах
дополнительного образования 46
2.2. Реализация методики развития изобретательства детей с
использованием техник бумагопластики в процессе реализации программы «Робототехника» 53
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента по
применению техник бумагопластики развивающих изобретательскую деятельность в условиях дополнительного образования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Задания ознакомительного этапа 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания иммерсионного этапа 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Задания изобретательского этапа 140
В соответствии с концепцией дополнительного образования Российской Федерации, при переходе из индустриального в постиндустриальное информационное общество возрастает значимость системы образования и социализации человека. Возникает цель общественного осмысления необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования. Главной миссией такого образования становится всестороннее обеспечение прав человека и независимый выбор направлений дальнейшего развития, в котором происходит индивидуальное и профессиональное самоопределение детей и подростков [38].
Главенствующим становится такая образовательная система или подсистема, которая обеспечивала бы способность человека вливаться в социальные, политические и экономические процессы.
Конкурентоспособность дополнительного образования в
сопоставлении с иными видами формального образования выражается в последующих его характеристиках [38]:
• независимый личностный выбор деятельности, характеризующий индивидуальное формирование человека;
• вариативность форм организации и содержания образовательного процесса;
• доступность глобального знания и информации для каждого;
• адаптивность к возникающим изменениям [38].
Концепция формирования дополнительного образования детей XXI века ориентирована на воплощение в жизнь открытого вариативного образования, преобразование жизненного пространства в мотивирующее пространство, формирующего мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства [38, 51].
Основным смыслом дополнительного образования является изменение отношения взрослых, педагогов и родителей к дополнительному образованию. Такое развитие образования расширяет возможности свободного выбора человеком его дальнейшего развития и области деятельности [38, 55].
Проектирование образовательного пространства с применением бумагопластики может привести к развитию творческих способностей детей, подростков, принятие их права на проявление инициативы и самостоятельности в выборе формы и содержания образования в соответствии со своими интересами.
Первое место в деятельности организации дополнительного образования должна занимать разработка и реализация инновационных, информационных и нестандартных программ дополнительного образования. Такой принцип распространяется и на организации дополнительного образования детей (ДОД). Неизбежные изменения, представленные в проекте развития ДОД, актуализирующие роль ДОД на современном этапе. Требования к разноуровневой проработки образовательного процесса с учётом передовых веяний государственной образовательной системы Российской Федерации объясняет научное внимание к представленной проблематике.
В дополнительном образовании познавательная активность индивида сводится к практико-ориентированному образованию, получению социального опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности в рамках социальных потребностей [38]. Дополнительное образование становится стержнем для развития и становления творческих, технических и профессиональных направлений образования.
На современном этапе ДОД ориентировано на [38]:
• создание оптимальных условий для личностного развития обучающегося;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданского,
патриотического, трудового воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов [].
Актуальность исследования обусловлена тем, что сфера дополнительного образования детей считается одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» [38].
Особенностью имеющейся сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер, но требования, предъявляемые к улучшению качества образования, прежде всего обучающимися и родителями, свидетельствует о том, что необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и применения негосударственных образовательных проектов и программ, способных предоставить высококачественные практико-ориентированные знания [38].
Инновации в образовании направлены на качественное улучшение технического образования и художественного воспитания обучающихся, на раскрытие их творческого потенциала и формирование социально активной личности [102]...
Главенствующим становится такая образовательная система или подсистема, которая обеспечивала бы способность человека вливаться в социальные, политические и экономические процессы.
Конкурентоспособность дополнительного образования в
сопоставлении с иными видами формального образования выражается в последующих его характеристиках [38]:
• независимый личностный выбор деятельности, характеризующий индивидуальное формирование человека;
• вариативность форм организации и содержания образовательного процесса;
• доступность глобального знания и информации для каждого;
• адаптивность к возникающим изменениям [38].
Концепция формирования дополнительного образования детей XXI века ориентирована на воплощение в жизнь открытого вариативного образования, преобразование жизненного пространства в мотивирующее пространство, формирующего мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства [38, 51].
Основным смыслом дополнительного образования является изменение отношения взрослых, педагогов и родителей к дополнительному образованию. Такое развитие образования расширяет возможности свободного выбора человеком его дальнейшего развития и области деятельности [38, 55].
Проектирование образовательного пространства с применением бумагопластики может привести к развитию творческих способностей детей, подростков, принятие их права на проявление инициативы и самостоятельности в выборе формы и содержания образования в соответствии со своими интересами.
Первое место в деятельности организации дополнительного образования должна занимать разработка и реализация инновационных, информационных и нестандартных программ дополнительного образования. Такой принцип распространяется и на организации дополнительного образования детей (ДОД). Неизбежные изменения, представленные в проекте развития ДОД, актуализирующие роль ДОД на современном этапе. Требования к разноуровневой проработки образовательного процесса с учётом передовых веяний государственной образовательной системы Российской Федерации объясняет научное внимание к представленной проблематике.
В дополнительном образовании познавательная активность индивида сводится к практико-ориентированному образованию, получению социального опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности в рамках социальных потребностей [38]. Дополнительное образование становится стержнем для развития и становления творческих, технических и профессиональных направлений образования.
На современном этапе ДОД ориентировано на [38]:
• создание оптимальных условий для личностного развития обучающегося;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданского,
патриотического, трудового воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов [].
Актуальность исследования обусловлена тем, что сфера дополнительного образования детей считается одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» [38].
Особенностью имеющейся сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер, но требования, предъявляемые к улучшению качества образования, прежде всего обучающимися и родителями, свидетельствует о том, что необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и применения негосударственных образовательных проектов и программ, способных предоставить высококачественные практико-ориентированные знания [38].
Инновации в образовании направлены на качественное улучшение технического образования и художественного воспитания обучающихся, на раскрытие их творческого потенциала и формирование социально активной личности [102]...
Дополнительного образования детей на сегодняшний день считается перспективной областью образования в целом. В условия дополнительного образование реализуются и развиваются многие инновационные программы развития не только художественных и спортивных способностей, но технических и изобретательских способностей. Особенностью имеющейся сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер, но требования к улучшению качества образования, свидетельствует о том, что не весь потенциал образования исчерпан.
В проведенном научно-поисковом исследовании рассмотрено влияние использования техник бумагопластики для развития изобретательства в рамках программы «Робототехника» в процессе дополнительного образования. Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы подтвердил, что развитие изобретательского потенциала у обучающихся является важной проблемой как теоретических, так и практических аспектов. Этапы и результаты проведенного исследования, апробация и анализ результатов нашли отражение на всероссийских, региональных, городских и муниципальных конференциях. Разработанная уровнево-видовая структура освоения бумагопластического моделирования нашла отражение в публикациях, которые подтвердили актуальность исследуемой в магистерской диссертации проблемы. Это обусловлено усилением развития инновационных процессов и подходов в системе дополнительного образования.
Так же в результате исследования уточнена сущность понятия «изобретательность». Изобретательность - вид творческой деятельности, целью которого является создание технических решений, обладающих патентоспособностью, новизной и общественной значимостью [1].
В рамках магистерского исследования были проанализированы программы дополнительного образования направленные на развития технического творчества и декоративно-прикладного труда с помощью бумагопластики, а так же зарубежные мероприятия по развитию изобретательства детей. Это позволило сделать выводы о не проработанности вопроса синтеза бумагопластического моделирования и художественно-технического конструирования, результатом которого становится изобретательская деятельность. Необходимо отметить, что для данной работы особую важность имели исследования по вопросам художественно-технической деятельности детей, творческого восприятия и воображения с использованием техник бумагопластики [102]. В мировой культуре бумагопластического моделирования известно множество методов, средств и приемов работы с бумажной плоскостью: склеивание, разрез, складывание, скручивани и т. д. В дизайнерско-конструкторской деятельности бумагопластика нашла отражение как средство объемно-пространственного моделирования и формообразования.
В результате исследования, было выявлено, что развитие изобретательских способностей у обучающихся 11-13 лет должно происходить в комплексе уровне-видовой деятельности по освоению техник бумагопластического моделирования. Бумагопластика сегодня стала одним из перспективных направлений дизайнерской и конструкторской деятельности. Её возможности используются практически во всех областях деятельности человека. Специфичность структуры, вариативность свойств, способность запоминать и принимать различные формы, делает бумагу универсальным доступным средство художественно-технической деятельности.
В магистерской исследовательской работе обоснована правомерность применения разработанной теоретической модели развития изобретательства у обучающихся на основе уровнево-видовой модели овладения техниками бумагопластического моделирования. При разработке модели был сделан
упор на личностный и деятельностный методологические подходы, а так же на систему теории решения изобретательских задач. Представленные подходы способствуют возникновению, активизации изобретательского состояния у детей и овладению ими основными характеристиками технического, творческого процесса: поиском идей, рефлексией, моделированием.
Для решения проблемы развития изобретательства детей с использованием техник бумагопластики была разработана и внедрена структурно-функциональная модель. Она представлена тремя основными блоками, компоненты между собой взаимозависимы и взаимообусловлены (целевой, содержательно-деятельностный и организационно деятельностный). Предложенная модель позволяет реализовать педагогические условия, и обеспечить включение обучающихся в выполнение разнообразной художественно-технической деятельности, которая с каждым заданием усложняется.
Разработано и внедрено программно-методическое обеспечение для педагогов и обучающихся по развитию изобретательства детей в процессе дополнительного образования с использованием техник бумагопластики. Оно включает в себя творческие задания по освоению приемов и техник бумагопластики (аппликация, папье-маше, торцевание, квиллинг, пейп-арт, оригами, модульное оригами, киригами, кусудама и т. д.) и синтез на основе изученных техник и приемов работы с бумагой (pop-up, рельефное моделирование, архитектурное моделирование, декоративные объекты: оболочки, поверхности (ажурные, граненые), пространственные решетки)...
В проведенном научно-поисковом исследовании рассмотрено влияние использования техник бумагопластики для развития изобретательства в рамках программы «Робототехника» в процессе дополнительного образования. Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы подтвердил, что развитие изобретательского потенциала у обучающихся является важной проблемой как теоретических, так и практических аспектов. Этапы и результаты проведенного исследования, апробация и анализ результатов нашли отражение на всероссийских, региональных, городских и муниципальных конференциях. Разработанная уровнево-видовая структура освоения бумагопластического моделирования нашла отражение в публикациях, которые подтвердили актуальность исследуемой в магистерской диссертации проблемы. Это обусловлено усилением развития инновационных процессов и подходов в системе дополнительного образования.
Так же в результате исследования уточнена сущность понятия «изобретательность». Изобретательность - вид творческой деятельности, целью которого является создание технических решений, обладающих патентоспособностью, новизной и общественной значимостью [1].
В рамках магистерского исследования были проанализированы программы дополнительного образования направленные на развития технического творчества и декоративно-прикладного труда с помощью бумагопластики, а так же зарубежные мероприятия по развитию изобретательства детей. Это позволило сделать выводы о не проработанности вопроса синтеза бумагопластического моделирования и художественно-технического конструирования, результатом которого становится изобретательская деятельность. Необходимо отметить, что для данной работы особую важность имели исследования по вопросам художественно-технической деятельности детей, творческого восприятия и воображения с использованием техник бумагопластики [102]. В мировой культуре бумагопластического моделирования известно множество методов, средств и приемов работы с бумажной плоскостью: склеивание, разрез, складывание, скручивани и т. д. В дизайнерско-конструкторской деятельности бумагопластика нашла отражение как средство объемно-пространственного моделирования и формообразования.
В результате исследования, было выявлено, что развитие изобретательских способностей у обучающихся 11-13 лет должно происходить в комплексе уровне-видовой деятельности по освоению техник бумагопластического моделирования. Бумагопластика сегодня стала одним из перспективных направлений дизайнерской и конструкторской деятельности. Её возможности используются практически во всех областях деятельности человека. Специфичность структуры, вариативность свойств, способность запоминать и принимать различные формы, делает бумагу универсальным доступным средство художественно-технической деятельности.
В магистерской исследовательской работе обоснована правомерность применения разработанной теоретической модели развития изобретательства у обучающихся на основе уровнево-видовой модели овладения техниками бумагопластического моделирования. При разработке модели был сделан
упор на личностный и деятельностный методологические подходы, а так же на систему теории решения изобретательских задач. Представленные подходы способствуют возникновению, активизации изобретательского состояния у детей и овладению ими основными характеристиками технического, творческого процесса: поиском идей, рефлексией, моделированием.
Для решения проблемы развития изобретательства детей с использованием техник бумагопластики была разработана и внедрена структурно-функциональная модель. Она представлена тремя основными блоками, компоненты между собой взаимозависимы и взаимообусловлены (целевой, содержательно-деятельностный и организационно деятельностный). Предложенная модель позволяет реализовать педагогические условия, и обеспечить включение обучающихся в выполнение разнообразной художественно-технической деятельности, которая с каждым заданием усложняется.
Разработано и внедрено программно-методическое обеспечение для педагогов и обучающихся по развитию изобретательства детей в процессе дополнительного образования с использованием техник бумагопластики. Оно включает в себя творческие задания по освоению приемов и техник бумагопластики (аппликация, папье-маше, торцевание, квиллинг, пейп-арт, оригами, модульное оригами, киригами, кусудама и т. д.) и синтез на основе изученных техник и приемов работы с бумагой (pop-up, рельефное моделирование, архитектурное моделирование, декоративные объекты: оболочки, поверхности (ажурные, граненые), пространственные решетки)...
Подобные работы
- Занятия бумагопластикой как средство
развитие художественно-творческих способностей детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКРАПБУКИНГА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





