Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №94624

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы147
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУМАГОПЛАСТИКИ 14
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития изобретательской деятельности детей в условиях реализации программ дополнительного образования 14
1.2. Анализ использования бумагопластики в программах
дополнительного образ по развитию технического творчества детей 28
1.3. Теоретическая модель методики развития изобретательства
детей с использованием техник бумагопластики 33
ГЛАВА 2. ТЕХНИКИ БУМАГОПЛАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬ­НОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Диагностика развития изобретательства детей в программах
дополнительного образования 46
2.2. Реализация методики развития изобретательства детей с
использованием техник бумагопластики в процессе реализации программы «Робототехника» 53
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента по
применению техник бумагопластики развивающих изобретательскую деятельность в условиях дополнительного образования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Задания ознакомительного этапа 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания иммерсионного этапа 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Задания изобретательского этапа 140

В соответствии с концепцией дополнительного образования Российской Федерации, при переходе из индустриального в постиндустриальное информационное общество возрастает значимость системы образования и социализации человека. Возникает цель общественного осмысления необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования. Главной миссией такого образования становится всестороннее обеспечение прав человека и независимый выбор направлений дальнейшего развития, в котором происходит индивидуальное и профессиональное самоопределение детей и подростков [38].
Главенствующим становится такая образовательная система или подсистема, которая обеспечивала бы способность человека вливаться в социальные, политические и экономические процессы.
Конкурентоспособность дополнительного образования в
сопоставлении с иными видами формального образования выражается в последующих его характеристиках [38]:
• независимый личностный выбор деятельности, характеризующий индивидуальное формирование человека;
• вариативность форм организации и содержания образовательного процесса;
• доступность глобального знания и информации для каждого;
• адаптивность к возникающим изменениям [38].
Концепция формирования дополнительного образования детей XXI века ориентирована на воплощение в жизнь открытого вариативного образования, преобразование жизненного пространства в мотивирующее пространство, формирующего мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, обеспечивающего
конкурентоспособность личности, общества и государства [38, 51].
Основным смыслом дополнительного образования является изменение отношения взрослых, педагогов и родителей к дополнительному образованию. Такое развитие образования расширяет возможности свободного выбора человеком его дальнейшего развития и области деятельности [38, 55].
Проектирование образовательного пространства с применением бумагопластики может привести к развитию творческих способностей детей, подростков, принятие их права на проявление инициативы и самостоятельности в выборе формы и содержания образования в соответствии со своими интересами.
Первое место в деятельности организации дополнительного образования должна занимать разработка и реализация инновационных, информационных и нестандартных программ дополнительного образования. Такой принцип распространяется и на организации дополнительного образования детей (ДОД). Неизбежные изменения, представленные в проекте развития ДОД, актуализирующие роль ДОД на современном этапе. Требования к разноуровневой проработки образовательного процесса с учётом передовых веяний государственной образовательной системы Российской Федерации объясняет научное внимание к представленной проблематике.
В дополнительном образовании познавательная активность индивида сводится к практико-ориентированному образованию, получению социального опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности в рамках социальных потребностей [38]. Дополнительное образование становится стержнем для развития и становления творческих, технических и профессиональных направлений образования.
На современном этапе ДОД ориентировано на [38]:
• создание оптимальных условий для личностного развития обучающегося;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданского,
патриотического, трудового воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов [].
Актуальность исследования обусловлена тем, что сфера дополнительного образования детей считается одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» [38].
Особенностью имеющейся сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер, но требования, предъявляемые к улучшению качества образования, прежде всего обучающимися и родителями, свидетельствует о том, что необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и применения негосударственных образовательных проектов и программ, способных предоставить высококачественные практико-ориентированные знания [38].
Инновации в образовании направлены на качественное улучшение технического образования и художественного воспитания обучающихся, на раскрытие их творческого потенциала и формирование социально активной личности [102]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дополнительного образования детей на сегодняшний день считается перспективной областью образования в целом. В условия дополнительного образование реализуются и развиваются многие инновационные программы развития не только художественных и спортивных способностей, но технических и изобретательских способностей. Особенностью имеющейся сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер, но требования к улучшению качества образования, свидетельствует о том, что не весь потенциал образования исчерпан.
В проведенном научно-поисковом исследовании рассмотрено влияние использования техник бумагопластики для развития изобретательства в рамках программы «Робототехника» в процессе дополнительного образования. Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы подтвердил, что развитие изобретательского потенциала у обучающихся является важной проблемой как теоретических, так и практических аспектов. Этапы и результаты проведенного исследования, апробация и анализ результатов нашли отражение на всероссийских, региональных, городских и муниципальных конференциях. Разработанная уровнево-видовая структура освоения бумагопластического моделирования нашла отражение в публикациях, которые подтвердили актуальность исследуемой в магистерской диссертации проблемы. Это обусловлено усилением развития инновационных процессов и подходов в системе дополнительного образования.
Так же в результате исследования уточнена сущность понятия «изобретательность». Изобретательность - вид творческой деятельности, целью которого является создание технических решений, обладающих патентоспособностью, новизной и общественной значимостью [1].
В рамках магистерского исследования были проанализированы программы дополнительного образования направленные на развития технического творчества и декоративно-прикладного труда с помощью бумагопластики, а так же зарубежные мероприятия по развитию изобретательства детей. Это позволило сделать выводы о не проработанности вопроса синтеза бумагопластического моделирования и художественно-технического конструирования, результатом которого становится изобретательская деятельность. Необходимо отметить, что для данной работы особую важность имели исследования по вопросам художественно-технической деятельности детей, творческого восприятия и воображения с использованием техник бумагопластики [102]. В мировой культуре бумагопластического моделирования известно множество методов, средств и приемов работы с бумажной плоскостью: склеивание, разрез, складывание, скручивани и т. д. В дизайнерско-конструкторской деятельности бумагопластика нашла отражение как средство объемно­-пространственного моделирования и формообразования.
В результате исследования, было выявлено, что развитие изобретательских способностей у обучающихся 11-13 лет должно происходить в комплексе уровне-видовой деятельности по освоению техник бумагопластического моделирования. Бумагопластика сегодня стала одним из перспективных направлений дизайнерской и конструкторской деятельности. Её возможности используются практически во всех областях деятельности человека. Специфичность структуры, вариативность свойств, способность запоминать и принимать различные формы, делает бумагу универсальным доступным средство художественно-технической деятельности.
В магистерской исследовательской работе обоснована правомерность применения разработанной теоретической модели развития изобретательства у обучающихся на основе уровнево-видовой модели овладения техниками бумагопластического моделирования. При разработке модели был сделан
упор на личностный и деятельностный методологические подходы, а так же на систему теории решения изобретательских задач. Представленные подходы способствуют возникновению, активизации изобретательского состояния у детей и овладению ими основными характеристиками технического, творческого процесса: поиском идей, рефлексией, моделированием.
Для решения проблемы развития изобретательства детей с использованием техник бумагопластики была разработана и внедрена структурно-функциональная модель. Она представлена тремя основными блоками, компоненты между собой взаимозависимы и взаимообусловлены (целевой, содержательно-деятельностный и организационно­ деятельностный). Предложенная модель позволяет реализовать педагогические условия, и обеспечить включение обучающихся в выполнение разнообразной художественно-технической деятельности, которая с каждым заданием усложняется.
Разработано и внедрено программно-методическое обеспечение для педагогов и обучающихся по развитию изобретательства детей в процессе дополнительного образования с использованием техник бумагопластики. Оно включает в себя творческие задания по освоению приемов и техник бумагопластики (аппликация, папье-маше, торцевание, квиллинг, пейп-арт, оригами, модульное оригами, киригами, кусудама и т. д.) и синтез на основе изученных техник и приемов работы с бумагой (pop-up, рельефное моделирование, архитектурное моделирование, декоративные объекты: оболочки, поверхности (ажурные, граненые), пространственные решетки)...


1. Алламуродов, Б. О развитии технического творчества учащихся на уроках технологии / Б. Алламуродов, А. Э. Сатторов // Вестник Курган- Тобинского государственного университета им. Носира Хусрава. - 2014. № 3.
• 2014 - С. 122-124.
2. Альтшуллер, Г. С. Психология изобретательского творчества / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро - Вопросы психологии, 1956. - № 6. - С: 37­49.
3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер;
• Москва: Советское радио; 1979. - 154 с.
4. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновац. технологий, 2003. - № 3 - 608 с.
5. Белоусова, П. А. Обучение детей младшего школьника конструированию на основе оригами / П. А. Белоусова // Инновации в современной науке Материалы II Международного осеннего симпозиума / ред. Г. Ф. Гребенщиков. - ООО «Издательство «Спутник+», 2013. - С.102- 104.Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев; вступ. ст., сост., примеч. Р. А. Гальцевой. - Москва: Искусство, 1994. - 544 с.
7. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В. И. Боголюбов // Сов. Педагогика. 1991. - № 9. - С. 123-128.
8. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования интеллектуальной активности: дис. ... Канд. Психол. Наук / Д. Б. Богоявленская. - Москва: МГУ, 1971. - С. 9-22.
9. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. - Москва: Знание, 1981. - 96 с.
10. Богоявленский, В. В. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Моделирование и основы обработки
материалов» / В. В. Богоявленский // МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Социум» - Екатеринбург. 2019. - URL: https://xn--h1aielmq.xn-- 80acgfbsl 1 azdqr.xn--p 1 ai/file/92b5bf1 b 17cb071 a9aaa8fa49cec970e. (дата
обращения: 10.10.2019).
11. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество /
А. В. Брушлинский. - Москва: Академический проект, 2009 - 164 с.
12. Буйлова, Л. Н. Нормативно-правовые основания индивидуализации
и персонализации дополнительного образования детей /
Л. Н. Буйлова, З. А. Каргина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. / Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015 - С: 65-93.
13. Буйлова, Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации журнал: мир науки, культуры, образования / Л. Н. Буйлова. - Мир науки, культуры, образования, 2011. - № 31. - С. 130-134.
14. Ваничкин, В. Г. Особенности творческого воображения подростков / В. Г. Ваничкин // Оссовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения» / Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2014 - С: 623-626
15. Васерчук, Ю. А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна (материал, технология, принципы моделирования): автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06 / Ю. А. Васерчук. - М., 2007. - 29 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ