ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ ... 9
1.1. Междисциплинарный подход в изучении письменной речи 9
1.2. Классификация и характеристика форм дисграфии 14
1.3. Состояние вопроса изучения и преодоления аграмматической дисграфии
у школьников 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация исследования аграмматической дисграфии у школьников .... 27
2.2. Методики исследования аграмматической дисграфии у школьников 28
2.3. Анализ результатов исследования состояния письменной речи у детей
школьного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ 40
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по преодолению
аграмматической дисграфии у школьников 40
3.2. Содержание коррекционной работы по преодолению аграмматической
дисграфии у школьников 47
3.3. Результаты контрольного эксперимента по преодолению
аграмматической дисграфии у школьников 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования. Современное общество требует от школьника умения ясно и грамматически правильно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. У школьников на начальном этапе обучения могут возникнуть затруднения в процессе овладения письменной речью. Несвоевременное выявление ошибок в письменной речи учащихся, а также отсутствие коррекционной помощи может привести к возникновению у детей стойких нарушений письма, т.е. дисграфии и дизорфографии.
За последние 15 лет значительно увеличился процент учащихся с различными формами дисграфии. По данным А.Н. Корнева, дисграфия обнаруживается у 30% детей младшего школьного возраста. Под дисграфией понимается стойкое специфическое нарушение процесса письма. Нарушения письменной речи могут повлечь за собой трудности в школьной адаптации, негативно сказаться на всем процессе обучения ребенка, на его психическом развитии. Ввиду большой распространенности нарушений письменной речи среди учеников начальной школы изучение и коррекция дисграфии является одной из приоритетных задач логопедии на сегодняшний день [7, 13, 25, 42].
В одном из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указывается необходимость овладения учащимися начальных классов навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Младшие школьники должны уметь составлять тексты в устной и письменной формах. В разделе «Родной язык» ФГОС НОО указаны также следующие требования к учащимся начальных классов: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета [2].
В работах Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной указывается, что главным механизмом возникновения аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста является недостаточное развитие морфологической системы языка, что приводит к наличию большого количества стойких грамматических ошибок на письме [29, 30].
Своевременное обнаружение аграмматической дисграфии у школьников поможет предупредить и нивелировать на ранних сроках возникновение психологических и личностных расстройств у ребенка. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
Противоречия состоят между требованиями, предъявляемыми к результату образования школьников, зафиксированному в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в разделе развития устной и письменной речи, и недостаточной изученностью возможностей, педагогических средств, условий, обеспечивающих данный процесс в начальной школе; между достаточной теоретической изученностью вопросов, касающихся механизмов возникновения аграмматической дисграфии и недостаточной степенью разработанности эффективных средств по преодоления данного нарушения у детей школьного возраста.
Проблема исследования: на современном этапе развития логопедии коррекционная работа по преодолению аграмматической дисграфии проводится в традиционной форме с использованием стандартных методик коррекции нарушений письменной речи. Учащиеся с недостаточным развитием грамматического строя речи (морфологических и синтаксических обобщений) нуждаются в своевременной квалифицированной
логопедической помощи. Исходя из вышесказанного, необходимость в создании и апробации системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии.
Таким образом, анализ актуальности исследования дал возможность определить тему выпускной квалификационной работы: «Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников».
Объект исследования: нарушение письменной речи у младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробирование системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:
Можно предположить, что система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии, будет более эффективна при целенаправленной, дифференцированной работе, направленной на формирование у школьников морфологических и синтаксических обобщений, представлений о морфологических элементах слова и о структуре предложения с учетом соблюдения в коррекционной работе всех принципов логопедии.
На основании выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме преодоления аграмматической дисграфии у школьников.
2. Провести исследование по выявлению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста и проанализировать результаты эксперимента.
3. Определить направления, содержание и методы логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников.
4. Оценить эффективность коррекционной работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- системно-структурный подход к диагностике и коррекции нарушений речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, З.А. Репина);
- теория культурно-исторического развития психики и личности (Л.С. Выготский);
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин);
- положение о тесной связи речи с другими психическими процессами (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев);
- принцип учета сензитивных периодов развития при обучении школьников (Л.С.Выготский);
- исследования, раскрывающие структуру и механизмы нарушений при аграмматической дисграфии (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова);
- фундаментальные труды, посвященные коррекции нарушений письма у обучающихся начальной школы (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова).
Методы исследования: методы теоретического уровня (анализ и обобщение психолого - педагогической, нейропсихологической, специальной литературы по теме исследования, разработка системы основных направлений преодоления аграмматической дисграфии у школьников); методы эмпирического уровня (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, качественный анализ полученных данных).
Этапы исследования: Первый этап - анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной литературы, посвященной проблеме изучения и преодоления аграмматической дисграфии у школьников; определение теоретической и методической основы констатирующего эксперимента; второй этап - осуществление констатирующего эксперимента, направленного на исследование состояния письменной речи у детей младшего школьного возраста, а также на выявление аграмматической дисграфии у данной категории детей; анализ результатов констатирующего эксперимента; третий этап - определение направления, содержания и методов логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников; реализация формирующего эксперимента; четвертый этап - оценка эффективности логопедической работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у школьников посредством проведения контрольного эксперимента; разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей школьников, имеющих аграмматическую дисграфию.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности развития письменной речи у младших школьников, рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования полученных и систематизированных результатов и разработанной системы коррекционно-развивающих упражнений учителями начальных классов, логопедами, дефектологами в работе со школьниками, имеющими аграмматическую дисграфию.
Исследование, посвященное преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников, проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Луговской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района.
Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Во введение была раскрыта актуальность темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы исследования. Во второй главе представлено описание организации констатирующего эксперимента и анализ его результатов. В третьей главе представлен контрольный эксперимент и анализ его результатов. Работа иллюстрирована таблицами и схемами. Список литературы состоит из 59 наименований. Общий объем работы - 63 страницы печатного текста.
Анализ литературных данных, касающихся вопросов преодоления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста, свидетельствует об увеличении количества школьников с нарушениями письма и письменной речи. Нарушения письма и письменной речи, как правило, обусловлены сочетанием нескольких групп явлений: биологической недостаточностью мозговых систем; средовых условий; незрелостью психических функций [10, 25]. Главным механизмом возникновения аграмматической дисграфии является недостаточное развитие морфологической системы языка, неточность представления о синтаксических связях внутри предложения и текста [7, 29, 30]. Данный вид дисграфии проявляется в наличии стойких, специфических грамматических ошибок на письме. Несмотря на неуклонный рост числа школьников, имеющих аграмматическую дисграфию, на сегодняшний день остается актуальным вопрос о своевременной и максимально эффективной логопедической работе по преодолению данного нарушения письменной речи.
С целью исследования состояния письменной речи, а также выявления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста было проведено исследование на базе Государственной автономной общеобразовательной школы Тюменского района, села Лугового. В исследовании принимали участие 100 детей в возрасте 10 лет, обучающихся в 4 классе.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента были сделаны следующие обобщающие выводы: дисграфия выявилась у 48% детей младшего школьного возраста (10 лет); аграмматическая дисграфия наблюдалась в 31% случаев от общего числа школьников с дисграфией. У детей, имеющих затруднения в применении грамматических правил на письме, были отмечены некоторые черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. У данной категории школьников в анамнезе имелся логопедический диагноз: общее недоразвитие речи.
У школьников с аграмматической дисграфией были отмечены в 67% случаев ошибки на уровне словосочетания ив 33% случаев ошибки на уровне предложения. Чаще всего было нарушено согласование имен существительных с прилагательными (в 40% случаев). Второе место по частоте занимало нарушение согласования зависимого слова с главным в падеже (33% от общего числа нарушений), далее одинаково часто отмечались нарушение согласования зависимого слова с главным в числе, пропуск/замена предлогов, пропуск членов предложения (13% в каждом случае). Также в 7% случаев (у одного ребенка) было выявлено нарушение последовательности слов в предложении.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Данная система была разработана с опорой на методические системы работы И. Н. Садовниковой, Р. И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой. А. В. Ястребовой и на основе классификации письменных нарушений кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений. План коррекционной работы был составлен в соответствии с программой по русскому языку начальных классов общеобразовательной школы [2, 44, 45].
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который содержал такие же методические приемы, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента оценивались по тем же критериям, что и результаты исследования, полученные на констатирующем этапе эксперимента. После чего было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Результаты исследования показали эффективность использованной системы коррекционно-развивающих упражнений и подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов будет наиболее эффективна при целенаправленной, дифференцированной работе, направленной на формирование у школьников морфологических и синтаксических обобщений, представлений о морфологических элементах слова и о структуре предложения с учетом соблюдения в коррекционной работе всех принципов логопедии.
1. Азова О. И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы // V Царскосельские чтения : науч.-теорет. межвуз. конф. с междунар. участием, 24-25 апр. 2001 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб., 2001. С. 7-10.
2. Бабенко Е. А., Юсупова А. С. Аграмматическая дисграфия у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Актуальные вопросы образования и науки. 2015.
№ 11-2 (13). URL: http://ucom.ru/doc/na.2015.11.02.039.pdf(дата обращения: 15.03.2020).
3. Барабонина А. А. Проблема правильного становления
морфостуктурной стороны речи у детей дошкольного возраста - предмет изучения современной психологии // Вестник науки и образования. 2017. № 12 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/
n/problema-pravilnogo-stanovleniya-morfostukturnoy-storony-rechi-u-detey- doshkolnogo-vozrasta-predmet-izucheniya-sovremennoy-psihologii (дата
обращения: 20.04.2020).
4. Барабонина А. А. Профилактика и коррекция дисграфии //
Проблемы педагогики. 2018. № 3 (35) URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-i-korrektsiya-disgrafii (дата
обращения: 12.03.2020).
5. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе : причины, диагностика, комплексная помощь. М., 2009. 464 с.
6. Боскис Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1948. Вып. 15. С. 167-191.
7. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов. М., 2005. 303 с..
8. Выготский Л. С Развитие высших психических функций.
М.,1960. 500 с.
9. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное
формирование внимания. М., 1974. 99 с.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 470 с.
11. Даньковская Я. Ю. Аграмматизмы в устной и письменной речи
учащихся младших классов с задержкой психического развития (нейропсихологический подход) // Вестник КГУ. 2010. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7agrammatizmy-v-ustnoy-i-pismennoy-rechi- uchaschihsya-mladshih-klassov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya- neyropsihologicheskiy(дата обращения: 14.03.2020).
12. Елецкая О. В., Кузьмина Л. А. Особенности фонематических
процессов учащихся младших классов общеобразовательной школы с дизорфографией // Концепт. 2015. № 23. С. 26-30. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fonematicheskih-protsessov- uchaschihsya-mladshih-klassov-obscheobrazovatelnoy-shkoly-s-dizorfografiey(дата обращения: 01.02.2021).
13. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2015. 320 с.
14. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 373 с.
15. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. 208 с.
16. Керн С. А. Эффективные методы коррекции дисграфии у
учащихся младшего школьного возраста // Научный журнал. 2017. № 10 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-korrektsii-disgrafii-u-
uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.09.2020).
17. Киселева Н. Ю. К проблеме особенностей письменно -речевой
деятельности учащихся с общим недоразвитием речи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZk-probleme-osobennostey-pismenno-rechevoy- deyatelnosti-uchaschihsya-s-obschim-nedorazvitiem-rechi(дата обращения: 23.09.2020).
18. Китаева Н. Н. Состояние словообразования существительных у
детей с аграмматической дисграфией // Царскосельские чтения. 2013. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sostoyanie-slovoobrazovaniya-
suschestvitelnyh-u-detey-s-agrammaticheskoy-disgrafiey (дата обращения: 24.08.2021).
19. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003. 330 с.
20. Коррекция нарушений письменной речи : учеб.-метод. пособие / Т. А. Аристова [и др.] ; под ред. Н. Н. Яковлевой. СПб., 2004. 171 с.
21. Крек К. В., Жулина Е. В. Дидактические игры как средство
коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматической дисграфией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 268-270. URL: https://s.applied-
research.ru/pdf/2016/8-2/10018.pdf (дата образения: 12.10.2021).
22. Криницына Г. М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 244 с.
23. Лалаева Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройство
формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения: : материалы I Междунар. конф. Рос. ассоц.
дислексии / Моск. социал.-гуманит. ин-т. М., 2004. С. 132-140.
24. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961. 311 с.
25. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2014. 214 с.
26. Логинова Е. А., Федотова П. К. Состояние неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией // Специальное
образование. 2015. № XI. С. 204-208 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7sostoyanie-nerechevyh-psihicheskih-funktsiy-u- mladshih-shkolnikov-s-disgrafiey(дата обращения: 01.02.2020).
27. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
28. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 104 с.
29. Малярчук Н. Н. Пути преодоления факторов, негативно
влияющих на здоровье детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7puti-preodoleniya-faktorov-negativno- vliyayuschih-na-zdorovie-detey-i-podrostkov(дата обращения: 24.08.2020).
30. Международная статистическая классификация болезней. МКБ- 10. URL: http://www.mkb10.ru(дата обращения: 12.03.2021).
31. Мелюханова Е. Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Инновационная наука. 2017. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ korrektsiya-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.04.2019).
32. Назарова А. А. Вопрос о взаимосвязи дисграфии и дизорфографии у учащихся с нарушением письма // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. С.75-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o- vzaimosvyazi-disgrafii-i-dizorfografii-u-uchaschihsya-s-narusheniem-pisma(дата обращения: 01.04.2021).
33. Нейропсихологический анализ особенностей становления
графомоторных навыков у младших школьников / О. В. Кузева [и др.] // Acta Biomedica Scientifica. 2014. № 5 (99). С. 101-105. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-osobennostey- stanovleniya-grafomotornyh-navykov-u-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 21.02.2020).
34. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 06 окт. 2009 г. № 373. URL: https://docs.cntd.ru/document/902180656(дата обращения: 10.03.2020).
35. Парамонова Л. Г. Динамика дисграфии у детей // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения : материалы III междунар. конф. Рос. ассоц. дислексии / под ред. Г. В. Чиркиной, М. Н. Русецкой. М., 2007. С. 101-104.
36. Парамонова Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом : профилактика дизорфографии. СПб., 2008. 224 с.
37. Поливара З. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие. М., 2013. 23 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/466275(дата обращения: 10.03.2019).
38. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников. СПб., 2006. 228 с.
39. Репина З. А. Роль артикуляции в процессах письма //
Специальное образование. 2008. № 3 (10). С. 60-63. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/rol-artikulyatsii-v-protsessah-pisma (дата
обращения: 12.03.2019).
40. Рябова О. В. Дисграфия и ключевые учебные компетенции младших школьников // Специальное образование. 2015. № 2. С. 87-95.
41. Рябова О. В. Логопедическая диагностика дисграфии в свете
требований ФГОС // Специальное образование. 2014. № X. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-diagnostika-disgrafii-v-svete- trebovaniy-fgos(дата обращения: 10.02.2020).
42. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997. 256 с.
43. Сакулина Н. П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольников/ под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М. 1963. С. 57-100.
44. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие для вузов. М., 2002. 232 с.
45. Солдатова Н. А., Ткачук Ю. Г. Экспериментальное исследование
особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. № 10. С. 446 -448. URL:
https://moluch.ru/archive/144/34191/(дата обращения: 06.02.2021).
46. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок : 1-4 кл. М., 2019. 79 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М., 2018. 53 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М., 2017. 64 с.
49. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов. М, 2002. 136 с.
50. Хватцев М. Е. Алексия и дислексия // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. М., 2003. Кн. 4. С. 67-111.
51. Хватцев М. Е. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-в. М., 2003. 296 с.
52. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление. М. ; Воронеж, 2000. 304 с.
53. Чистякова О. В. Исправляем дисграфию : 500 упражнений для учащихся 1-4 кл. СПб., 2017. 224 с.
54. Щукин А. В., Елецкая О. В. Особенности интеллекта у младших школьников с дисграфией // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/02/7130(дата обращения: 15.04.2019).
55. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 555 с.
56. Effectiveness of early phonological awareness interventions for students with speech or language impairments // The Journal of Special Education. 2009. № 43. P. 107-128.
57. Ehri L. Orthographic Mapping in the Acquisition of Sight Word Reading, Spelling Memory and Vocabulary Learning // Scientific Studies of Reading. 2014. № 18. P. 5-21.
58. Dyslexia, reading and the brain: a sourcebook of psychological and biological research / by A. A. Beaton. New York, 2004. 123 p..