Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ ... 9
1.1. Междисциплинарный подход в изучении письменной речи 9
1.2. Классификация и характеристика форм дисграфии 14
1.3. Состояние вопроса изучения и преодоления аграмматической дисграфии
у школьников 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация исследования аграмматической дисграфии у школьников .... 27
2.2. Методики исследования аграмматической дисграфии у школьников 28
2.3. Анализ результатов исследования состояния письменной речи у детей
школьного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ 40
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по преодолению
аграмматической дисграфии у школьников 40
3.2. Содержание коррекционной работы по преодолению аграмматической
дисграфии у школьников 47
3.3. Результаты контрольного эксперимента по преодолению
аграмматической дисграфии у школьников 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ ... 9
1.1. Междисциплинарный подход в изучении письменной речи 9
1.2. Классификация и характеристика форм дисграфии 14
1.3. Состояние вопроса изучения и преодоления аграмматической дисграфии
у школьников 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация исследования аграмматической дисграфии у школьников .... 27
2.2. Методики исследования аграмматической дисграфии у школьников 28
2.3. Анализ результатов исследования состояния письменной речи у детей
школьного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ШКОЛЬНИКОВ 40
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по преодолению
аграмматической дисграфии у школьников 40
3.2. Содержание коррекционной работы по преодолению аграмматической
дисграфии у школьников 47
3.3. Результаты контрольного эксперимента по преодолению
аграмматической дисграфии у школьников 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования. Современное общество требует от школьника умения ясно и грамматически правильно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. У школьников на начальном этапе обучения могут возникнуть затруднения в процессе овладения письменной речью. Несвоевременное выявление ошибок в письменной речи учащихся, а также отсутствие коррекционной помощи может привести к возникновению у детей стойких нарушений письма, т.е. дисграфии и дизорфографии.
За последние 15 лет значительно увеличился процент учащихся с различными формами дисграфии. По данным А.Н. Корнева, дисграфия обнаруживается у 30% детей младшего школьного возраста. Под дисграфией понимается стойкое специфическое нарушение процесса письма. Нарушения письменной речи могут повлечь за собой трудности в школьной адаптации, негативно сказаться на всем процессе обучения ребенка, на его психическом развитии. Ввиду большой распространенности нарушений письменной речи среди учеников начальной школы изучение и коррекция дисграфии является одной из приоритетных задач логопедии на сегодняшний день [7, 13, 25, 42].
В одном из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указывается необходимость овладения учащимися начальных классов навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Младшие школьники должны уметь составлять тексты в устной и письменной формах. В разделе «Родной язык» ФГОС НОО указаны также следующие требования к учащимся начальных классов: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета [2].
В работах Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной указывается, что главным механизмом возникновения аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста является недостаточное развитие морфологической системы языка, что приводит к наличию большого количества стойких грамматических ошибок на письме [29, 30].
Своевременное обнаружение аграмматической дисграфии у школьников поможет предупредить и нивелировать на ранних сроках возникновение психологических и личностных расстройств у ребенка. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
Противоречия состоят между требованиями, предъявляемыми к результату образования школьников, зафиксированному в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в разделе развития устной и письменной речи, и недостаточной изученностью возможностей, педагогических средств, условий, обеспечивающих данный процесс в начальной школе; между достаточной теоретической изученностью вопросов, касающихся механизмов возникновения аграмматической дисграфии и недостаточной степенью разработанности эффективных средств по преодоления данного нарушения у детей школьного возраста.
Проблема исследования: на современном этапе развития логопедии коррекционная работа по преодолению аграмматической дисграфии проводится в традиционной форме с использованием стандартных методик коррекции нарушений письменной речи. Учащиеся с недостаточным развитием грамматического строя речи (морфологических и синтаксических обобщений) нуждаются в своевременной квалифицированной
логопедической помощи. Исходя из вышесказанного, необходимость в создании и апробации системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии.
Таким образом, анализ актуальности исследования дал возможность определить тему выпускной квалификационной работы: «Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников».
Объект исследования: нарушение письменной речи у младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробирование системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:
Можно предположить, что система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии, будет более эффективна при целенаправленной, дифференцированной работе, направленной на формирование у школьников морфологических и синтаксических обобщений, представлений о морфологических элементах слова и о структуре предложения с учетом соблюдения в коррекционной работе всех принципов логопедии.
На основании выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме преодоления аграмматической дисграфии у школьников.
2. Провести исследование по выявлению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста и проанализировать результаты эксперимента.
3. Определить направления, содержание и методы логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников.
4. Оценить эффективность коррекционной работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- системно-структурный подход к диагностике и коррекции нарушений речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, З.А. Репина);
- теория культурно-исторического развития психики и личности (Л.С. Выготский);
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин);
- положение о тесной связи речи с другими психическими процессами (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев);
- принцип учета сензитивных периодов развития при обучении школьников (Л.С.Выготский);
- исследования, раскрывающие структуру и механизмы нарушений при аграмматической дисграфии (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова);
- фундаментальные труды, посвященные коррекции нарушений письма у обучающихся начальной школы (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова).
Методы исследования: методы теоретического уровня (анализ и обобщение психолого - педагогической, нейропсихологической, специальной литературы по теме исследования, разработка системы основных направлений преодоления аграмматической дисграфии у школьников); методы эмпирического уровня (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, качественный анализ полученных данных).
Этапы исследования: Первый этап - анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной литературы, посвященной проблеме изучения и преодоления аграмматической дисграфии у школьников; определение теоретической и методической основы констатирующего эксперимента; второй этап - осуществление констатирующего эксперимента, направленного на исследование состояния письменной речи у детей младшего школьного возраста, а также на выявление аграмматической дисграфии у данной категории детей; анализ результатов констатирующего эксперимента; третий этап - определение направления, содержания и методов логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников; реализация формирующего эксперимента; четвертый этап - оценка эффективности логопедической работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у школьников посредством проведения контрольного эксперимента; разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей школьников, имеющих аграмматическую дисграфию.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности развития письменной речи у младших школьников, рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования полученных и систематизированных результатов и разработанной системы коррекционно-развивающих упражнений учителями начальных классов, логопедами, дефектологами в работе со школьниками, имеющими аграмматическую дисграфию.
Исследование, посвященное преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников, проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Луговской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района.
Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Во введение была раскрыта актуальность темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы исследования. Во второй главе представлено описание организации констатирующего эксперимента и анализ его результатов. В третьей главе представлен контрольный эксперимент и анализ его результатов. Работа иллюстрирована таблицами и схемами. Список литературы состоит из 59 наименований. Общий объем работы - 63 страницы печатного текста.
За последние 15 лет значительно увеличился процент учащихся с различными формами дисграфии. По данным А.Н. Корнева, дисграфия обнаруживается у 30% детей младшего школьного возраста. Под дисграфией понимается стойкое специфическое нарушение процесса письма. Нарушения письменной речи могут повлечь за собой трудности в школьной адаптации, негативно сказаться на всем процессе обучения ребенка, на его психическом развитии. Ввиду большой распространенности нарушений письменной речи среди учеников начальной школы изучение и коррекция дисграфии является одной из приоритетных задач логопедии на сегодняшний день [7, 13, 25, 42].
В одном из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указывается необходимость овладения учащимися начальных классов навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Младшие школьники должны уметь составлять тексты в устной и письменной формах. В разделе «Родной язык» ФГОС НОО указаны также следующие требования к учащимся начальных классов: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета [2].
В работах Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной указывается, что главным механизмом возникновения аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста является недостаточное развитие морфологической системы языка, что приводит к наличию большого количества стойких грамматических ошибок на письме [29, 30].
Своевременное обнаружение аграмматической дисграфии у школьников поможет предупредить и нивелировать на ранних сроках возникновение психологических и личностных расстройств у ребенка. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
Противоречия состоят между требованиями, предъявляемыми к результату образования школьников, зафиксированному в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в разделе развития устной и письменной речи, и недостаточной изученностью возможностей, педагогических средств, условий, обеспечивающих данный процесс в начальной школе; между достаточной теоретической изученностью вопросов, касающихся механизмов возникновения аграмматической дисграфии и недостаточной степенью разработанности эффективных средств по преодоления данного нарушения у детей школьного возраста.
Проблема исследования: на современном этапе развития логопедии коррекционная работа по преодолению аграмматической дисграфии проводится в традиционной форме с использованием стандартных методик коррекции нарушений письменной речи. Учащиеся с недостаточным развитием грамматического строя речи (морфологических и синтаксических обобщений) нуждаются в своевременной квалифицированной
логопедической помощи. Исходя из вышесказанного, необходимость в создании и апробации системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии.
Таким образом, анализ актуальности исследования дал возможность определить тему выпускной квалификационной работы: «Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников».
Объект исследования: нарушение письменной речи у младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробирование системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:
Можно предположить, что система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии, будет более эффективна при целенаправленной, дифференцированной работе, направленной на формирование у школьников морфологических и синтаксических обобщений, представлений о морфологических элементах слова и о структуре предложения с учетом соблюдения в коррекционной работе всех принципов логопедии.
На основании выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме преодоления аграмматической дисграфии у школьников.
2. Провести исследование по выявлению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста и проанализировать результаты эксперимента.
3. Определить направления, содержание и методы логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников.
4. Оценить эффективность коррекционной работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- системно-структурный подход к диагностике и коррекции нарушений речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, З.А. Репина);
- теория культурно-исторического развития психики и личности (Л.С. Выготский);
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин);
- положение о тесной связи речи с другими психическими процессами (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев);
- принцип учета сензитивных периодов развития при обучении школьников (Л.С.Выготский);
- исследования, раскрывающие структуру и механизмы нарушений при аграмматической дисграфии (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова);
- фундаментальные труды, посвященные коррекции нарушений письма у обучающихся начальной школы (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова).
Методы исследования: методы теоретического уровня (анализ и обобщение психолого - педагогической, нейропсихологической, специальной литературы по теме исследования, разработка системы основных направлений преодоления аграмматической дисграфии у школьников); методы эмпирического уровня (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, качественный анализ полученных данных).
Этапы исследования: Первый этап - анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной литературы, посвященной проблеме изучения и преодоления аграмматической дисграфии у школьников; определение теоретической и методической основы констатирующего эксперимента; второй этап - осуществление констатирующего эксперимента, направленного на исследование состояния письменной речи у детей младшего школьного возраста, а также на выявление аграмматической дисграфии у данной категории детей; анализ результатов констатирующего эксперимента; третий этап - определение направления, содержания и методов логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников; реализация формирующего эксперимента; четвертый этап - оценка эффективности логопедической работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у школьников посредством проведения контрольного эксперимента; разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей школьников, имеющих аграмматическую дисграфию.
Теоретическая значимость: в исследовании описаны особенности развития письменной речи у младших школьников, рассмотрено содержание логопедической работы по данной проблеме.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования полученных и систематизированных результатов и разработанной системы коррекционно-развивающих упражнений учителями начальных классов, логопедами, дефектологами в работе со школьниками, имеющими аграмматическую дисграфию.
Исследование, посвященное преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников, проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Луговской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района.
Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Во введение была раскрыта актуальность темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы исследования. Во второй главе представлено описание организации констатирующего эксперимента и анализ его результатов. В третьей главе представлен контрольный эксперимент и анализ его результатов. Работа иллюстрирована таблицами и схемами. Список литературы состоит из 59 наименований. Общий объем работы - 63 страницы печатного текста.
Анализ литературных данных, касающихся вопросов преодоления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста, свидетельствует об увеличении количества школьников с нарушениями письма и письменной речи. Нарушения письма и письменной речи, как правило, обусловлены сочетанием нескольких групп явлений: биологической недостаточностью мозговых систем; средовых условий; незрелостью психических функций [10, 25]. Главным механизмом возникновения аграмматической дисграфии является недостаточное развитие морфологической системы языка, неточность представления о синтаксических связях внутри предложения и текста [7, 29, 30]. Данный вид дисграфии проявляется в наличии стойких, специфических грамматических ошибок на письме. Несмотря на неуклонный рост числа школьников, имеющих аграмматическую дисграфию, на сегодняшний день остается актуальным вопрос о своевременной и максимально эффективной логопедической работе по преодолению данного нарушения письменной речи.
С целью исследования состояния письменной речи, а также выявления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста было проведено исследование на базе Государственной автономной общеобразовательной школы Тюменского района, села Лугового. В исследовании принимали участие 100 детей в возрасте 10 лет, обучающихся в 4 классе.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента были сделаны следующие обобщающие выводы: дисграфия выявилась у 48% детей младшего школьного возраста (10 лет); аграмматическая дисграфия наблюдалась в 31% случаев от общего числа школьников с дисграфией. У детей, имеющих затруднения в применении грамматических правил на письме, были отмечены некоторые черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. У данной категории школьников в анамнезе имелся логопедический диагноз: общее недоразвитие речи.
У школьников с аграмматической дисграфией были отмечены в 67% случаев ошибки на уровне словосочетания ив 33% случаев ошибки на уровне предложения. Чаще всего было нарушено согласование имен существительных с прилагательными (в 40% случаев). Второе место по частоте занимало нарушение согласования зависимого слова с главным в падеже (33% от общего числа нарушений), далее одинаково часто отмечались нарушение согласования зависимого слова с главным в числе, пропуск/замена предлогов, пропуск членов предложения (13% в каждом случае). Также в 7% случаев (у одного ребенка) было выявлено нарушение последовательности слов в предложении.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Данная система была разработана с опорой на методические системы работы И. Н. Садовниковой, Р. И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой. А. В. Ястребовой и на основе классификации письменных нарушений кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений. План коррекционной работы был составлен в соответствии с программой по русскому языку начальных классов общеобразовательной школы [2, 44, 45].
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который содержал такие же методические приемы, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента оценивались по тем же критериям, что и результаты исследования, полученные на констатирующем этапе эксперимента. После чего было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Результаты исследования показали эффективность использованной системы коррекционно-развивающих упражнений и подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов будет наиболее эффективна при целенаправленной, дифференцированной работе, направленной на формирование у школьников морфологических и синтаксических обобщений, представлений о морфологических элементах слова и о структуре предложения с учетом соблюдения в коррекционной работе всех принципов логопедии.
С целью исследования состояния письменной речи, а также выявления аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста было проведено исследование на базе Государственной автономной общеобразовательной школы Тюменского района, села Лугового. В исследовании принимали участие 100 детей в возрасте 10 лет, обучающихся в 4 классе.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента были сделаны следующие обобщающие выводы: дисграфия выявилась у 48% детей младшего школьного возраста (10 лет); аграмматическая дисграфия наблюдалась в 31% случаев от общего числа школьников с дисграфией. У детей, имеющих затруднения в применении грамматических правил на письме, были отмечены некоторые черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. У данной категории школьников в анамнезе имелся логопедический диагноз: общее недоразвитие речи.
У школьников с аграмматической дисграфией были отмечены в 67% случаев ошибки на уровне словосочетания ив 33% случаев ошибки на уровне предложения. Чаще всего было нарушено согласование имен существительных с прилагательными (в 40% случаев). Второе место по частоте занимало нарушение согласования зависимого слова с главным в падеже (33% от общего числа нарушений), далее одинаково часто отмечались нарушение согласования зависимого слова с главным в числе, пропуск/замена предлогов, пропуск членов предложения (13% в каждом случае). Также в 7% случаев (у одного ребенка) было выявлено нарушение последовательности слов в предложении.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Данная система была разработана с опорой на методические системы работы И. Н. Садовниковой, Р. И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой. А. В. Ястребовой и на основе классификации письменных нарушений кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений. План коррекционной работы был составлен в соответствии с программой по русскому языку начальных классов общеобразовательной школы [2, 44, 45].
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который содержал такие же методические приемы, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента оценивались по тем же критериям, что и результаты исследования, полученные на констатирующем этапе эксперимента. После чего было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Результаты исследования показали эффективность использованной системы коррекционно-развивающих упражнений и подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов будет наиболее эффективна при целенаправленной, дифференцированной работе, направленной на формирование у школьников морфологических и синтаксических обобщений, представлений о морфологических элементах слова и о структуре предложения с учетом соблюдения в коррекционной работе всех принципов логопедии.
Подобные работы
- Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЯВЛЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Проявления аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016



