Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа логопеда с детьми раннего возраста и их семьями в условиях центра психолого-педагогической и социальной помощи

Работа №94616

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности развития детей раннего возраста 7
1.2. Анатомно-физиологические механизмы речи 9
1.3. Причины и краткая характеристика задержки речевого развития у
детей раннего возраста 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 15
2.1. Изучение запроса родителей, воспитывающих детей раннего
возраста на оказание логопедической помощи 15
2.2. Методики обследования речи детей раннего возраста в условиях
центра психолого-педагогической и социальной помощи 17
2.3. Анализ результатов обследования речи у детей раннего возраста 21
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 40
3.1. Основные направления и организация логопедической работы с
детьми раннего возраста, имеющими задержу речевого развития и их семьями 40
3.2. Содержание работы с родителями, воспитывающими детей раннего
возраста по развитию коммуникативных навыков (в условиях центра психолого-педагогической и социальной помощи) 44
3.3. Оценка эффективности логопедической работы с детьми раннего
возраста, имеющими задержку речевого развития и их семьями в условиях центра психолого-педагогической и социальной помощи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58


В настоящее время статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми расстройствами.
По данным Международных общественных организаций ЮНЕСКО и ВОЗ за 2019 год, ведущих систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушения развития - 1,7 миллиона детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Почти 272 тысячи детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в том числе 11,6 тысяч детей в 60 учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Министерство просвещения Российской Федерации за 2020 год приводит следующую статистику: количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья более 1,15 миллиона человек. Из них дети с ограниченными возможностями в учреждениях дошкольного образования 517,34 тыс. человек, что составляет 6,8% от общего количества воспитанников. Поэтому, в настоящее время достаточно остро стоит вопрос о своевременном оказании специализированной помощи детям раннего возраста.
Значению своевременной коррекционной работы много внимания в своих трудах уделял Л. С. Выготский. Он показал, что в развитии ребенка есть конкретные периоды, в которые определенные процессы формируются более быстро, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.
Ранний возраст (с рождения до трёх лет) является самым важным этапом в развитии ребёнка.
Необходимость ранней диагностики связано с пластичностью нервной системы ребенка. Известно, что, чем раньше начнётся целенаправленная помощь ребёнку, тем эффективнее будет коррекция и компенсация нарушений.
Вопросы ранней диагностики детей раннего возраста рассмотрены в трудах Л. С. Выгодского, Е. М. Мастюковой, М. Монтессори, К. Л. Печора, Л. М. Самариной, Э. Л. Фрухт и др.
С 2016 года в Российской Федерации реализуется Концепция развития ранней помощи.
В настоящее время вопрос о своевременной логопедической помощи детям раннего возраста, имеющих задержку речевого развития стоит очень остро.
Под задержкой развития речи понимается более позднее овладение навыками устной речью детьми до трёх лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным). Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Поэтому, часто задержка речевого развития осложнена задержкой психического развития и обозначается как «задержка психо-речевого развития».
До сих пор существует мнение, что речь формируется до пяти лет, и поэтому раньше этого возраста обращаться к логопеду не нужно. В этом случае возникает ситуация упущенного времени. Ведь чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем.
Возникает противоречие между необходимостью оказания своевременной логопедической помощи детям раннего возраста и тем, в каком возрасте эта помощь оказывается.
Таким образом, вопрос своевременной логопедической помощи детям раннего возраста актуален.
Проблема исследования: проведение эффективной и своевременной логопедической работы c детьми раннего возраста и их семьями.
Цель исследования: изучить особенности развития речи у детей раннего возраста для определения направления логопедической работы с детьми и их семьями.
Объект исследования: состояние речи детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития.
Предмет исследования: процесс работы логопеда с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, и их семьями.
Гипотеза исследования: предполагаем, что чем раньше мы выявим задержку речевого развития, тем более эффективна будет коррекционно-развивающая работа логопеда с детьми раннего возраста и их семьями .
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития речевой деятельности у экспериментальной группы детей раннего возраста.
3. Составить рекомендации логопеда для родителей по формированию предпосылок для развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Методы исследования определены в соответствии с целью и задачами работы.
В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностический метод.
3. Наблюдение за детьми раннего возраста.
4. Беседа с педагогами, медицинскими работниками и родителями.
5. Анализ педагогической и медицинской документации.
6. Обследование речевого развития ребенка.
7. Педагогический эксперимент.
8. Количественный и качественный анализ полученных данных.
9. Контроль эффективности проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.
Организация исследования: МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» г. Серов.
Исследование проводилось в три этапа в течение 2019-2021 года.
Первый этап - составление плана исследования и подбор методики для проведения эксперимента.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов; разработка этапов логопедической работы в рамках обучающего эксперимента.
Третий этап - проведение обучающего и контрольного экспериментов, анализ, полученных результатов.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений и включает таблицы, диаграммы и рисунки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня всё больше и больше много внимания уделяется развитию детей раннего возраста, в том числе и логопедическому. Существует множество методик позволяющих оценить уровень актуального речевого развития в раннем возрасте. Однако, зачастую мы сталкиваемся с проблемой несвоевременной логопедической помощи детям раннего возраста. Таким образом, вопрос установления эффективной и своевременной логопедической работы по развитию речи у детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития актуален. Целью данной работы было изучить особенности развития речи у детей раннего возраста для определения направления логопедической работы с детьми и их семьями, проанализировать и составить план логопедической работы с детьми и их семьями.
В соответствии с целью были определены задачи, на основании которых была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Выявлен уровень развития речевой деятельности у детей экспериментальной группы и составлены рекомендации логопеда для родителей по развитию речи в домашних условиях.
Исследование поводилась на базе МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» г. Серов с 2020 по 2021 год. В эксперименте приняло участие 13 детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Логопедическое обследование охватило все стороны речевой системы, а так же обследование не речевых функций.
Задержка речи у экспериментальной группы детей была вызвана несформированностью как активного, так и пассивного словарей, а так же несформированностью моторных функций.
Разработанные мероприятия по развитию речи с участием родителей, позволили значительно повысить эффективность логопедической работы.
Таким образом, гипотеза (чем раньше будет выявлена задержка речевого развития, тем более эффективна будет коррекционно-развивающая работа логопеда с детьми раннего возраста и их семьями) подтвердилась.
Проведённая логопедическая работа с детьми раннего возраста, способствовала речевому развитию детей экспериментальной группы.
Таким образом, мы видим, что при своевременном выявлении у детей речевых нарушений и своевременной логопедической работе можно минимизировать или полностью избежать развития речевых нарушений в дошкольном периоде.



1. Аксенова Л. И., А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина Программа ранней комплексной диагностики уровня развития детей от рождения до трех лет // Дефектология. 2002. № 5. С. 3-28.
2. Аксенова Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. М., 2018. 377 с.
3. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие. М., 2006. 222 с.
4. Архипова Е. Ф. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии // Специальная психология. 2005 № 1(3). С. 3-16.
5. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трёх лет жизни. М., 2007. 224 с.
6. Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка: пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителям. М., 2012. 156 с.
7. Богданова Л. С. Полный курс раннего развития ребенка : 200 игр для развития памяти, внимания, восприятия, речи, мышления. СПб., 2007. 351 с.
8. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учеб.- метод. пособие. М., 2002. 164 с.
9. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 2012. 148 с.
10. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 175 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб., 2017. 432 с.
12. Выготский Л. С. Психология. М., 2002. 1008 с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 470 с.
14. Дмитриева В. Р. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. СПб:, 2013. 160 с.
15. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей. // Советская педагогика. 1954. № 6. С. 16-22.
16. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.
17. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. 319 с.
18. Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. М., 2014. 128 с.
19. Закревская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М., 2007. 88 с.
20. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии : избр. психол. тр. М. ; Воронеж. 2001. 448 с.
21. Лисина М. И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. // Педагогика 1986. № 5. С. 31-57.
22. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. М., 2014. 112 с.
23. Логопедия : учеб. для студентов дефектологов фак. пед. вузов / под. ред. Л. С. Волковой. М., 2008. 703 с.
24. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики. // Дефектология. 2003. № 4. С. 15-26.
25. Невропатология : учебник / Л. О Бадалян. М., 2003. 368 с.
26. Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет. Сборник статей, М., 2004.
27. Основы психолингвистики : учеб.пособие для студентов педвузов. / В. П. Глухов. М., 2005. 351 с.
28. Печора, К. А. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. М., 2010. 172 с.
29. Примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / под ред. Е. О. Смирновой. М., 2014. 189 с.
30. Алехина С.В. Примерные пакеты диагностических методик для обследования детей от 0 до 18 лет на основе МФК / МГ1П1У. М., 2015. 56 с.
31. Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике : учеб. Пособие / Л. А. Жданова, Г. Н. Нуждина. М., 2019. 304 с.
32. Разенкова Ю. А. Служба ранней помощи - как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010., № 2. С. 35-44.
33. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963. 96 с.
34. Самсонов Ф. А. Наследственный фактор в патологии речи. Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. М., 2008. 427 с.
35. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. М., 2002., 128 с.
36. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. М., 1994. 53 с.
37. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.
38. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
39. Чиркина Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. № 2. С. 27-34.
40. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь. 2006. № 8. С. 39.
41. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 - 3 года). М., 2007. 56 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ