ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ 6
1.1. Предпроектный анализ ситуации 6
1.2. Портрет потребителя 9
1.3. Анализ аналогов и прототипов 13
1.4. Проектные проблемы и задачи 19
1.5. Проектная концепция 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОГО РЕШЕНЯ 27
2.1. Цветографическое решение 27
2.2. Обоснование формального решения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Одной из важнейших задач дизайнерского проектирования является формирование полноценной среды обитания человека, безопасной, эстетически привлекательной, дающей возможность полноценно существовать и развиваться. Поскольку именно детские образовательные учреждения - детские сады, студии и школы - являются местами, где проходит большая часть времени детей и подростков, значение дизайнерского проектирования территорий этих учреждений трудно переоценить.
Обстановка творческой студии в детском саду призвана формировать благообразную среду, при этом эффективно решая функциональные задачи, к которым относятся необходимость смены деятельности, обеспечение физической активности, а также компоновки специализированного оборудования. Кроме того, немаловажным фактором является решение задач, связанных с образным восприятием, формированием эстетических критериев и творческого настроения, что напрямую влияет на творческую активность, а также развитие воображения и творческих способностей ребенка.
Кроме того, поступление в детский сад является для ребенка стрессовым фактором, поскольку этот факт кардинально меняет привычный уклад жизни и предъявляет новые требования к процессу жизнедеятельности. Таким образом, время, проведенное в детском саду, а тем более в творческой является одним из ключевых в процессе формирования личности.
Среди актуальных средств решения вышеуказанных проблем можно выделить следующие направления: проектирование интерьера в соответствии с надлежащим видовым образом, пластическим и цветографическим решениям; функциональное зонирование и компоновка оборудования; использование модульного оборудования, способного выполнять сразу несколько функций, в числе которых развивающая. Способность трансформироваться, помимо всего прочего, может решить функциональные задачи будучи частью общей системы. Этот ход, как правило, решает вопросы организации пространства и устраняет проблему однообразия интерьера.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка дизайн- проекта интерьера детской творческой комнаты, системно решающей задачи связанные с формированием заинтересованности ребёнка, развития его воображения, а также формирований специальных навыков из области изобразительного искусства, скульптуры, и прочих видов творческой деятельности.
Объект художественно-творческого проекта: предметно
пространственная среда комнаты дошкольного учреждения «Творческая комната в детском саду».
Предмет художественно-творческого проекта: дизайн
многофункциональной творческой комнаты для детей.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1) Провести анализ литературы по теме исследования.
2) Изучить разновидности творческих комнат в детских садах.
3) Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста.
4) Проанализировать аналоги.
5) Проанализировать проектную ситуацию.
6) Разработать функции зонирования детской творческой комнаты.
7) Разработать концепцию проекта.
8) Разработать дизайн - проект интерьера детской творческой комнаты, в соответствии с проектной задачей.
Ключевые слова: ТВОРЧЕСТВО, ДЕТСТВО, ИСКУССТВО,
ЭРГОНОМИЧНОСТЬ, РАЗВИТИЕ, ЭМОЦИИ, РАДОСТЬ,
УНИКАЛЬНОСТЬ.
К основным методам, которые были использованы в процессе работы над проектом, относятся:
• Теоретические: изучение литературы по теме проекта, анализ аналогов;
• Эмпирические: создание эскизов и планов, разработка проектного решения, визуализация проекта, наблюдение, сравнительный анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Можно сделать выводы, что разработка дизайн - проекта общей творческой комнаты группы детского сада требует соблюдения многих условий. Это касается и санитарно-эпидемиологических норм, и физиологических особенностей дошкольников. Следует учитывать особенности детского цветовидения и цветовосприятия, их влияние на психоэмоциональное состояние воспитанников.
Проект детской творческой студии рассчитан для детей дошкольного возраста от 1 до 6 лет. Окружающая предметно-пространственная среда оказывает формирующее воздействие на все стороны воспитания: умственное, физическое, духовное; потому важно, чтобы в общей комнате был функционально обустроены учебная зона, игровые пространства, площади для творчества. Безусловно, они должны быть и эстетически привлекательными, что будет служить дополнительным стимулом ребенку к усвоению знаний и развитию талантов. Оборудование детской творческой студии позволяет реализовать концепцию гармоничного воспитания по следующим принципам: принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития; принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества; принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания; принцип надежности и безопасности; принцип возрастного соответствия; принцип гигиенического соответствия, принцип эргонометрического соответствия; принцип рациональности; принцип складирования; принцип общего и единичного в подборе и использовании предметов интерьера.
Интерьер должен вызывать у ребенка чувство комфорта, уюта, защищенности с одной стороны, и с другой - вызывать стремление к творчеству, познанию, исследованиям. Мебель и предметы интерьера предпочтительны лаконичные, с закругленными формами, что в первую очередь отвечает требованиям безопасности. Но не стоит излишне упрощать предметно-пространственную среду это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, ограничивает его воображение.
Цвет занимает одну из ключевых позиций в дизайне интерьера. Он способен преобразить как само помещение, так и настроение людей, находящихся в нем. Предметная среда для детских помещений оформляется в спокойной, теплой гамме предпочтительно натуральных, природных оттенков. Светло-зеленый, песочный, теплые древесные оттенки, горчичный, белый, бежевый - вот наиболее подходящая палитра, которая создает ощущение домашнего уюта, комфорта, спокойствия и удовлетворенности. Чтобы интерьер не выглядел тусклым, при его оформлении использовались контрастные по цвету общей гамме предметы: яркие стены, красочные принты и предметы мебели.