Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики агрессивного поведения у
детей-сирот 6
1.1. Характеристика понятия «Профилактика» 6
1.2. Агрессивное поведение у детей-сирот: понятие и сущность 12
1.3. Тренинг как активный метод профилактики агрессивного поведения у
детей-сирот 19
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики агрессивного поведения у детей-сирот 26
2.1. Организация и методы эмпирического исследования профилактики
агрессивного поведения у детей-сирот 26
2.2. Анализ актуального состояния агрессивного поведения у детей-
сирот
30
2.3. Реализация программы тренинга как активного метода профилактики
агрессивного поведения у детей-сирот 35
2.4. Анализ эффективности использования тренинга как активного метода
профилактики агрессивного поведения у детей-сирот 46
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 62
Актуальность темы и проблемы исследования. В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания подрастающего поколения. В настоящее время в научной литературе достаточно публикаций, касающихся особенностей подросткового возраста, однако в настоящее время не достает практических исследований об особенностях агрессивности подростков-сирот.
Одним из актуальных вопросов является изучение проблемы агрессивного поведения детей-сирот.
Отсутствие родительского внимания у детей серьезным образом сказывается на дальнейшем развитии ребенка, в том числе вызывает различные формы агрессивного поведения.
В последние годы психологи всех стран озабочены проблемой усовершенствования воспитания детей в учреждениях интернатного типа. Чтобы воспитание и развитие детей, оставшихся без родителей, стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских воспитательных учреждений научно обоснованными психологическими рекомендациями по созданию условий, способствующих психическому развитию и формированию личности детей.
Проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому недостаточно разработана в отечественной психологии. Лишь в последнее время появился ряд работ посвященных детской агрессивности (Фурманов И.А., Румянцева Т.Г. и др.).
Сегодня очень остро встал вопрос о повышении уровня агрессии у детей, особой группой риска являются дети-сироты, так как у них существует ряд специфических личностных особенностей.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении тренинга как активного метода профилактики агрессивного поведения у детей-сирот.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Профилактика агрессивного поведения у детей-сирот».
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения у детей- сирот как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: тренинг как активный метод профилактики агрессивного поведения у детей-сирот.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать тренинг как активный метод профилактики агрессивного поведения у детей-сирот.
Гипотеза исследования: профилактика агрессивного поведения у детей-сирот будет эффективной при условии использования тренинга как активного метода.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи научного поиска:
1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы раскрыть понятие «профилактика».
2. Дать характеристику агрессивного поведения у детей-сирот.
3. Обосновать возможность использования тренинга как активного метода профилактики агрессивного поведения у детей-сирот.
4. На основе использования современного диагностического инструментария проанализировать актуальное состояние агрессивного поведения у детей-сирот.
5. Доказать эффективность использования тренинга как активного метода профилактики агрессивного поведения у детей-сирот.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение и
систематизация; эмпирические: тестирование; методы математической
статистики-Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Дом социальной реабилитации семей и детей «Борки» Тюменской области, с. Борки.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 60 наименований и приложения.
Таким образом, в данной работе рассмотрены проблемы агрессивного поведения подростков - сирот и оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с задачами, поставленными в дипломной работе, можно сделать следующие выводы.
Проблеме агрессивности уделяется огромное внимание педагогов и психологов, поскольку подростковый возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии подростка, появляются новые потребности и цели.
Изучение психологических исследований, обобщение и теоретический анализ имеющихся подходов к проблеме агрессивности человека позволили выявить сущность этого явления. Подростковая агрессивность-это форма поведения ребенка, ведущая к причинению ущерба себе или окружающим и выражающая враждебность и недоброжелательность ребенка.
Подростковую агрессивность следует понимать как многоаспектное целостное и системное образование, в факторах возникновения которой мы выделяем предпосылки (биологические, химические, генетические) и условия (микро, макро и мезо среда), при этом движущей силой проявления агрессивности выступает неудовлетворенность потребностей человека. Исследование показало, что главную роль в формировании агрессивности у подростков играют: стиль воспитания, наказания, ограничения возможностей ребенка, негативный опыт взаимодействия со сверстниками, наличие моделей агрессивного поведения в окружающей обстановке, низкий уровень развития нравственности подростка.
Подростковый возраст характеризуется повышенным вниманием подростка к себе, самовоспитанию и самопознанию, своей внешности и т.д. У них есть свое мнение, независимое от мнения взрослых и чаще всего - противоречивое. Лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах, становятся важнейшими для регуляции поведения подростка.
Общение со сверстниками является ведущим мотивом деятельности, так что в этом возрасте на второй план отодвигаются и общение со взрослыми и учеба, и некоторые личностные интересы. Общение подростков протекает главным образом в процессе совместной деятельности, игровых занятий. Поэтому выявление конфликтных ситуаций в подростковых группах является важной задачей. Через призму общественного мнения референтной группы (класса) подростки воспринимают и своих учителей, поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушая дисциплину, и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают каких-либо переживаний.
Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, считаются: рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).
Собранный в ходе исследования эмпирический материал позволил вскрыть механизм и специфику взаимовлияния агрессивного поведения и фрустрированности подростков-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Мы выявили, что у подростков-сирот и оставшихся без попечения родителей наблюдается высокий уровень агрессивности и высокий и средний уровень фрустрации. Следовательно, агрессивность подростков-сирот и оставшихся без попечения родителей является результатом неудовлетворенных потребностей, т.е. фрустрацией.
Поскольку подростки испытывают высокий уровень агрессивности, необходимо проводить с ними профилактические мероприятия, позволяющие снизить уровень негативных эмоций, определить направления в личностном развитии подростка, снизить склонность к агрессивному поведению.
На втором этапе исследовательской работы с подростками-сиротами и оставшимися без попечения родителей были проведены мероприятия, направленные на снижение агрессии и устранений нарушений в эмоционально-личностной сфере. Формы профилактической работы могут быть различным. При разработке профилактики в первую очередь необходимо затронуть психологический аспект работы с подростками.
В основе были использованы тренинги Большакова В.Ю., Прутченкова А.С., Зинченко В.П., а также использованы различные приемы ауторелаксации и аутогенная тренировка по Алиеву Х.М.
Тренинг состоял в психологической профилактики личности
подростков.
Психологическая работа с подростками-сиротами и оставшимися без попечения родителей осуществлялась в форме: профилактической
индивидуальной беседы; группового тренинга. В результате после проведения профилактики с подростками-сиротами и оставшимися без попечения родителей была отмечена положительная динамика в изменении агрессивности подростков: снижена агрессивность в целом на 36%, агрессивность высокого уровня устранена у всех подростков, кроме одной девочки, что подтверждает эффективность выбранной программы профилактики, еще у для 6 подростков, несмотря на оценку уровня агрессии, как среднюю, необходимо проводить дополнительные и более длительные занятия.
Повторные исследования подтверждают эффективность проводимых мероприятий с подростками-сиротами и оставшимися без попечения родителей, однако данная программа профилактики должна быть использована и в дальнейшем, на протяжении длительного периода и включать более активные мероприятия коррекции. В таких условиях резко ограничивается деятельность отрицательно настроенных подростков, возрастает роль воспитателей, создаются благоприятные возможности для формирования личности подростков.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтверждена. Напоминаю, данная проблема многогранна и в ней не затронуты многие вопросы, которые актуальны в настоящее время при воспитании детей подросткового возраста.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера.// Нарушения поведения у детей и подростков. М.:Медицина.- 2001.- 159 с.
3. Афанасенко Е. И.. Каиров И. А. Пять лет школам-интернатам. М., 1961.-223 с.
4. Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.:Просвещение, 1991.- 290 с.
5. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. -1999.- № 3.- С. 140-147.
6. Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2002.- 119 с.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.
9. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.- 240 с.
10. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.
11. Буева Л. П. Реабилитация воспитания //Учительская газета. — 1999. — №32.
12. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.:Изд-во МГУ, 2000. - 136 с.
13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
14. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.:Педагогика, 1991. - 144 с.
15. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников// Школа здоровья.- 1999.- № 3.- С. 89- 101...