Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль имиджа образовательного учреждения в развитии его конкурентноспособности

Работа №94607

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I
ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНГО УЧРЕЖДЕНИЯ 7
1.1. Понятие «Имиджа образовательного учреждения 7
1.2. Способы формирования имиджа образовательного учреждения 20
1.3. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения 34
ГЛАВА II
ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ НА
РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 45
2.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 45
2.2. Процесс формирования конкурентоспособности образовательной
организации 58
2.3. Практические рекомендации по созданию имиджа образовательного
учреждения 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования:
С каждым годом растет внимание к теме формирования имиджа образовательного учреждения и его роли в конкурентноспособности, появляются публикации, ведутся диссертационные исследования. Тем не менее, проблема остается изученной недостаточно.
В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, открываются новые учебные заведения, факультеты, специальности, кризесная сетуация в демографии и среди учебных заведений возникает большая конкурентность, чтобы учебному заведению привлечь больше абитуриенов у этого учебного заведения должен создаться хороший имидж, что не просредсвенно играет большую роль в конкурентноспоспособности.
Под имиджем образовательного учреждения будем понимать эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто целенаправленно или спонтанно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Главной функцией специально создаваемого имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.
Цель исследования: выявить роль имиджа образовательного
учреждения в развитии конкурентноспособности
Объект исследования: имидж образовательной организации.
Предмет исследования: конкуретноспособность учебного учреждения В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие имиджа в образовательном учреждении;
2. Определить способы формирования имиджа образовательного учреждения;
3. Выявить особенности формирования имиджа образовательного учреждения;
4. Раскрыть понятие конкуренции и конкурентоспособности
5. Найти способы формирования конкурентоспособности образовательного учреждения
6. Составить практические рекомендации по созданию имиджа образовательного учреждения
Степень изученности проблемы: Методической и теоретической основой данного исследования являются работы таких авторов как, И.А. Синяева, В.М. Шепель, Т.Н. Пискунова, М.С. Пискунов, А.В. Щербаков, Л.В. Даниленко.
Устойчивый позитивный имидж образовательных учреждений можно рассматривать как важное современное слагаемое методического продукта школы и как дополнительный фактор управления и ресурс развития образовательного учреждения. Изучением формирования имиджа образовательного учреждения занимались такие авторы как Даниленко Л. В. Пискунов М. С. Самохин М. Ю. и др. Однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни отечественных авторов, не смотря на свою потенциальную прикладную значимость.
Имидж организации или корпоративный имидж изучают специалисты и ученые в разных областях знания: экономисты, маркетологи, психологи, специалисты по связям с общественностью, рекламисты, дизайнеры и другие. В работах отечественных исследователей, выполненных в последние десятилетия прошлого века, представлены различные аспекты имиджа: аспекты имиджа политика рассматриваются в работах В.Н. Амелина, Т.Э.Гринберг, Е.В. Егорова-Гантман, А.Н. Жмыриков, В.Г. Зазыкин, В.В. Крамник, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Поченцов, Р.Ф. Фюре, Е.А. Яблокова; предпринимателя - Е.В. Блажнов, Ф.Н. Емельянов, А.Ф. Кузин, Р.Л.Кричевский, И.Д. Ладанов, Э.Т. Уткин, А.С. Пелих, Е.А. Петрова, Н.А. Коропцева, Э.Е. Страбинский, Л.Ю. Фалько, В.М. Шепель, педагога - Е.В. Кузьмина, Е.И. Русская; организации - И.А. Алехина, Е.В. Гришунина, И.П. Криксунова, Ю.Д. Красовский; средств массовой информации - Т.З. Адамьянс, Н.О. Амелин, П.С. Еуревич, О.М. Феофанов.
В первое десятилетие двухтысячных защищено более двух десятков диссертаций на соискание кандидатской и докторской степеней, посвященных проблеме имиджа. В последнее время количество исследований в рамках данной темы растет. Можно выделить ряд
направлений, подходов в изучении данной проблемы: социально¬
психологический (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Е.А. Володарская, Д.А. Горбаткин, А.И. Донцов), акмеологический (А.А. Деркач, Е.П. Костенко, А.П. Федоркина); интерсубъективный (Е.Б. Перелыгина),
психосемиотический (М.В. Гомезо, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова), драматургический (И. Гофман) и др. Принципиальное значение в изучении проблемы принадлежит трудам отечественных ученых, изучавших понятие имиджа в русле социально-психологического подхода (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, Н.Н. Богомолова, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев, Б.Д.Парыгин, Л.А. Петровская, А.В. Петровский, Т.Г. Стефаненко, Л.И. Уманский и др.) В рамках данного подхода выполнены диссертационные исследования Д.А. Агапеева, Д.А. Горбаткина, О.П. Горбушиной, Е.А. Володарской, Д.Г. Давыдова, А.И. Жебита и др.
Проблематика перечисленных работ широка и охватывает различные сферы приложения понятия - наука, образование, политика. Исследователи сосредотачивают свое внимание на определении понятия имиджа, его структуры, определении функциональных особенностей и детерминант, каналов и закономерностей формирования и функционирования категории имидж в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Безусловным достижением исследований в рамках данного направления является многоуровневый анализ понятия и оформление представлений о нем, как о многомерном явлении [5].
Для решения задач исследования использовались следующие методы: Теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение, сопоставление и обобщение, моделирование;
Научная новизна исследования состоит в доказательстве параллельно-последовательного, поэтапного механизма повышения позитивного имиджа образовательной организации на базе реализации совокупности разнопрофильных мероприятий.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
на базе теоретического анализа механизмов формирования имиджа образовательной организации предложен экспертно-аналитический подход к формированию конкретных путей повышения имиджа и прогнозирования их результативности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, образование утратило свою привлекательность, продолжая полагаться в своей деятельности лишь на эстетическое воспитание различных социальных групп и использовать традиционные методы педагогики. Это вызвало снижение количества поступающих учится в образовательные учреждения и рост конкуренции среди них. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором учеников в школы и училища можно выделить как объективные, так и субъективные. Однако, складывающаяся ситуация не является критической. Безусловно, преодолеть кризисные явления можно путем формирования положительного имиджа образовательных учреждений. Имидж образовательных учреждений мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума. Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта образовательных учреждений и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения
В результате проведенной работы поставленная цель была достигнута и были решены все поставленные задачи.
Первая задача исследования состояла в рассмотрении понятия имиджа образовательного учреждения. В ходе решения данной задачи было выявлено, что современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.
Можно встретить и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения - это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Также к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические
характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т. д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.
С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
Следующей задачей магистерской диссертации было изучение механизма формирования и способов построения имиджа образовательного учреждения. При решении данной задачи мы пришли к следующим выводам. Под формированием имиджа образовательного учреждения понимается процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
Мы отметили также то, что практически все исследователи, пишущие о создании имиджа образовательного учреждения, главными структурными компонентами его считают имидж руководителя и имидж педагогического коллектива. Конечным результатом, т. е., целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением. Если то отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, можно считать, что цели достигнуты.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.
Следующей задачей было рассмотрение особенностей формирования имиджа образовательного учреждения. Нами было отмечено, что то, что применимо к формированию имиджа образовательных учреждений вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности учреждений. Но в последнее время необходимость определения уровня образовательной деятельности различных учреждений вывело на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев определения уровня деятельности и состояние имиджа образовательных учреждений.
Следующей задачей был анализ существующего имиджа предмета исследования. Мы пришли к выводу, что деятельность Алтайского государственного университета можно рассматривать в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения.
На сегодняшний день для формирования положительного имиджа Алтайского государственного университета сделано очень много. Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники университета, студенты, выпускники, средства массовой информации.
Технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:
Университетум организуются различные мероприятия, такие как фистивали науки, конференции, день открытых дверей, мастер-классы Целью проведения таких мероприятий является формирование позитивного отношения к образовательному учреждению, они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории. На данном уровне осуществляется позиционирование образования целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций: паблисити (создание пресс- релизов), РЯ акций (создание слайд - презентаций, сайта в Интернете), специальных акций.
Участие в совместно организованных мероприятиях с заинтересованными партнерами. Целью мероприятий данного уровня является продвижение положительного имиджа образовательного учреждения посредством маркетинговых действий. Данные действия направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к школе и ее образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы на бесплатной основе. Результатом такого косвенного стимулирования потребностей в образовательных услугах должно явиться создание благоприятного общественного мнения через СМИ (радио, телевидение, печать). Определяется уровень СМИ, которые привлекаются для ведения паблисити - районный и городской масштаб.
Участие в мероприятиях, организованных сторонними организациями. Целью участия в мероприятиях такого уровня является продвижение позитивного имиджа через различные виды коммуникаций. Участвуя в мероприятиях на этом уровне, колледж должен заявить о степени значимости своих атрибутов, отслеживать мониторинг рынка образовательных услуг, разработать перспективный перечень образовательных услуг с учетом атрибутов, значимых не только для своего сегмента рынка, но и для расширения этого сегмента.
Следующей задачей была разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию имиджа учебных учереждений
Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, играет большую роль в поддержании конкуренции и крнкурентоспособности, а также в увеличении числа учащихся в результате проделанной работы нашла полное подтверждение.



1. Абчук В. А. Азбука маркетинга - СПб: Изд - во «Союз», 2007. 270с.
2. Абчук В. А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск.- СПб., 2009. 336 с.
3. Адамович Д. А. Организация и проведенеи кампаний в сфере связей с общественностью: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ,
2008. 148с.
4. Азарова Л. В., Иванова К. А., Яковлев И. П. Организация РЯ-кампаний. СПб., 2009. 137с.
5. Акулич И. Л., Герчиков И. З. Маркетинг: Учебное пособие. - Минск: Интерпрессервис; Мисанта, 2006. 397 с.
6. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистка, 2009. 248 с.
7. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. - М.: Эксмос, 2002. - 480 с.
8. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Тандем, Гном-Пресс, 2004.
9. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты. Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2001.
10. Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю. Н.Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2008. 400с.
11. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2008. 804с.
12. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М: Финстатинформ, 2008. 525 с.
13. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред. Багиева Г. Л. - М.: Издательство «Экономика», 2010. 703с.
14. Барышев А. Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Академия; Мастерство, 2007.
356 с.
15. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2007. 219 с.
16. Березин И. С. Маркетинг сегодня. - М.: Менеджер, 2008. 356 с.
17. Богоявленский А.Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта// Акценты. Новое в массовой коммуникации. - Воронеж. - 2004. - № 5.
18. Бодуан Ж.П. Управление имиджем кампании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. - М., 2001.
19. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и РЯ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009 624 с.
20. Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. - М.: Экономика, 2007. 245 с.
21. Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб., 2006.
22. Быков И. А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью: Учебное пособие / СПбГУТ. - СПб, 2009. 322с.
23. Васильев Г. А., Поляков В. А. Основы рекламной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 245с.
24. Волкова И. В., Миропольский Я. И., Мумрикова Г. М. Ресторанный бизнес в России. С чего начать и как преуспеть. - М.: Флинта, 2008 184 с.
25. Гаврилин Ю. Ф. Маркетинг. - Челябинск: ЧГТУ, 2006. 256 с.
26. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. - М.: Рус Партнер Лтд., 2009. 252 с.
27. Герчикова И. И. Менеджмент: учебник / И. И. Герчикова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2007. 220 с.
28. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2008. 418 с.
29. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2007. 688 с.
30. Гречиков, И. Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Гречикова. - М.: 2011.
305 с.
31. Грузинов В. П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра - М», 2010. 305с.
32. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела РЯ. 2-е издание. СПб.,
2009. - 53 с.
33. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М., 2001.
34. Даниленко Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения.- СПб., 2007.
35. Даулинг Греем. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Пер. с англ. - М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», Инфра - М., 2003.
36. Девис Ф. Создай себе имидж. Как своим видом излучать успех. - Минск, 2006.
37. Деревлева М. Формирование имиджа руководителя// Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 7.
38. Джеймс Д. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. - М., 2008.
39. Джи Б. Имидж фирмы. СПб., 2003.
40. Диксон, Р. П. Управление маркетингом. - М.: Бином, 2008. 458 с.
41. Ефимов С. Л., Кучер Л. С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. Изд. 3. - М.: Росконсульт, 2010. 512 с.
42. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // РЯ в образовании. - 2004. -№ 2.
43. Замедлина Е.А.Этика и психология делового общения. - М.: РИОР, 2006.
44. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. - СПб., 2009. - 193 с.
45. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога:
социально-психологический аспект// РЯ в образовании. - 2005. - № 3.
46. Зуева Е.И. Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения. - М., 2007.
47. Имидж лидера/ Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М., 2004.
48. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2010. 279 с.
49. Кадочников Н.А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения. Диссертация кандидата экономических наук. - Москва, 2005.
50. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М., 2004.
51. Карпов Е.Б. Имидж в образовании // РЯ в образовании. - 2003. - № 6. - С. 40-50.
52. Катлип С. М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик Рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд. - М.: Издат. дом "Вильямс", 2010. 624 с.
53. Катлип С. М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик Рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд. - М.: Издат. дом "Вильямс", 2010. 624 с.
54. Кисмерешкин В. Г. Реклама в продвижении российских товаров. - М.: Экономика, 2010. 345 с.
55. Кисмерешкин В.Г. Позитивный деловой имидж страны// Реклама. - 2000.- № 3.
56. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. - М.: Феникс, 2003.
57. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент.- СПб: Питер, 2011. 520 с.
58. Котлер Ф. Основы маркетинга. С-Пб.: Питер, 2009. 489 с.
59. Кошелева С., Клемина Т. Контролируйте имидж, или...// Кадровый менеджмент. - 2002. - № 4.
60. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 2003.
61. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. М.: Инфра-М, 2009. 420 с.
62. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения
как управленческое новшество. - Москва, 2003.
63. Лайс Г. В. Маркетинг: Пособие для практиков. Пер. с нем. Гукасяна Г. А. - М.: Международные отношения, 2008. 235 с.
64. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - Санкт-Петербург, Наука,
2010. 458 с.
65. Лизинский В.М. Имидж и миссия школы как ресурс ее развития.
Ресурсный подход в управлении развитием школы. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ