Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №94600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики девиантного поведения у подростков 7
1.1. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 14
1.3. Формы, методы и средства профилактики девиантного поведения
подростков 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики девиантного
поведения подростков 41
2.3. Апробация программы психолого-педагогической профилактики
девиантного поведения подростков 47
Выводы по главе 2 79
Заключение 81
Список литературы 85
Приложения 92

Актуальность. Актуальность исследования проблемы девиантного поведения подростков обусловлена своеобразием современного этапа развития российского общества и характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах социальной жизни. Динамизм социальных процессов, возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов - все это детерминирует интерес науки и практики к вопросам изучения социальных отклонений и профилактики девиантного поведения. Особое значение при этом следует уделять исследованию негативных отклонений в поведении подростков.
Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и возрастного развития, который актуализируется у подростков и снижается в юношеском возрасте. Однако, девиантное поведение осознается далеко не каждым представителем подросткового возраста, и прочная возможность противостояния окружающей действительности негативно влияет на личностное развитие.
Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях данного вопроса.
Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы девиантного поведения лежит в основе ряда методологических подходов и представлено в трудах А. Адлера, А. Бандуры, Э. Дюргейма, Р.К. Мертона, З. Фрейда, Э.Э. Эриксона, B.C. Афанасьева, М.А. Галагузовой, Я.И. Гилинского, В.П. Казимирчука, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцева, Б.М. Левина, А.Р. Лурия, М.Е. Поздняковой и др. Девиантное поведение как нарушение процесса социализации подростков рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, A.B. Мудрик, И.А. Невский и др.
Проблема работы. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности подрастающего поколения, а также путь психо лого- педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения.
Таким образом, анализ научной литературы по заявленной проблеме, состояние педагогической и психологической практики позволили определить предмет и объект исследования, цель, сформулировать задачи выпускной квалификационной работы на тему «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков».
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования - на основе изучения теоретических аспектов, разработать и апробировать программу психолого-педагогической профилактики форм девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1) рассмотреть девиантное поведение как психолого-педагогическую проблему;
2) проанализировать психологическую характеристику подросткового возраста;
3) изучить формы, методы и средств профилактики девиантного поведения подростков;
4) провести исследование для изучения особенности девиантного поведения подростков;
5) разработать и апробировать программу психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования предполагается, что разработанная программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков будет эффективна при комплексной деятельности, включающей в себя
психолого-педагогическую и информационно-просветительскую
направленность, которые будут способствовать предотвращению проявлений форм (аддиктивные формы, делинквентные формы, суицидальный риск) девиантного поведения.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, включающих в себя:
1. Методы теоретического исследования - теоретический анализ литературы по теме исследовательской работы, анализ и синтез полученных результатов.
2. Методы эмпирического исследования - диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П», методика экспресс-диагностики алкоголизма и наркомании у подростков RAFFT (модификации А.Ю. Егорова), опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
3. Методы математической и статистической обработки данных - качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования. Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: критерий Колмогорова- Смирнова, U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона.
Методологическая основа исследования:
• подходы к определению девиантного поведения в рамках психологического подхода (З. Фрейд, С.А. Беличева, М.А. Ковальчук, А.В. Петровская, В.И. Слободчикова) и социологического подхода (Э. Дюргейм, А. Коэн, Н.В. Губин, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн);
• представления о сути подросткового кризиса (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Личко, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);
• взгляды на индивидуальные, социально-психологические, личностные и социальные факторы девиантного поведения подростков (С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, А.Ю. Егоров, Е.В. Змановскв, С.А. Игумнов, Ю.А. Клейберг, Л.Б. Шнейдер);
- подходы к классификации девиантного поведения подростков, в которых девиантное поведение предстает различными формами социальной патологии (А.А. Александров, Е.В. Змановская, Л.А. Ральникова, С.Л. Сибиряков).
Эмпирическая база исследования: исследовательская деятельность осуществлялась на базе ГАУ «СРЦН Пышминского района» рп. Пышма, Свердловской области. Выборка исследования представлена
несовершеннолетними получателями услуг отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних в общем количестве 36 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены для работы, направленной на психолого-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков в рамках социально­реабилитационных центр для несовершеннолетних, а также в системе основного общего и дополнительного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе содержатся теоретические основы исследования профилактики девиантного поведения у подростков. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Содержит библиографию из 54 наименований, 6 приложений. Объем работы составляет 91 страницу. В работе результаты исследования отражены в 14 таблицах и 34 рисунках.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Девиантное поведение подрастающего поколения - одна из самых сложных и важных проблем современного общества. Многообразие факторов, влияющих на девиантность поведения, необходимость социализации и реабилитации представителей подросткового возраста с девиацией, способствует росту исследований теоретического и практического характера, среди которых значимое место отводится педагогике и психологии в связи с необходимостью профилактики девиантного поведения подростков.
В соответствии с актуальностью, разработанностью темы было выявлено, что в современных условиях большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности подрастающего поколения, а также путь психолого­педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения. Решению данной проблемы и посвящена исследовательская деятельность в рамках выпускной квалификационной работы на тему «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков».
В соответствии с целью исследовательской работы, заключающейся в изучении теоретических аспектов, разработке и апробации программы психолого-педагогической профилактики форм девиантного поведения подростков, нами были представлены теоретические основы исследования профилактики девиантного поведения у подростков и реализовано эмпирическое исследование психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
Останавливаясь на рассмотрении девиантного поведения как психолого-педагогической проблемы, нами было выявлено, что девиантное поведение представляет собой отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Анализируя причины и факторы формирования девиантного поведения, нами были представлены различные точки зрения ряда представителей психолого­педагогической науки, однако основой выбрана модель, представляющая генезис девиантного поведения через индивидуальные, социально­психологические, личностные и социальные факторы.
Проанализировав психологические характеристики подросткового возраста, выявлено, что подростковый возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного личностного развития. Анализ литературы позволил сформировать определение девиантное поведение подростков, под которым мы понимают поведение, отклоняющееся от морально-нравственных и правовых норм человеческого общества, проявляющееся в различных формах социальной патологии - аддиктивные формы девиантного поведения, делинквентные формы девиантного поведения, суицидальный риск.
Рассматривая профилактику девиантного поведения выявлено, что психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения должна представать собой комплексное явление, включающее в себя мониторинг всех факторов риска, просветительскую деятельность с семьей подростка и ближайшим социальным окружением, а также активную психолого­педагогическую деятельность, направленную на развитие личностных ресурсов подростков с применением таких методов работы, как - тренинг, лекция, групповые задания, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры.
На основании теоретических основ исследования профилактики девиантного поведения у подростков, нами было реализовано эмпирическое исследование психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, которое осуществлялось в 2019 году на базе Г осударственного автономного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Пышминского района» и включило в себя шесть этапов: подготовительный, организационный, диагностический, формирующий, контрольный, заключительный. В исследовании приняли участие представители подросткового возраста в диапазоне от 13 до 15 лет в общем количестве 36 человек: 28 мальчиков и 8 девочек. Методами эмпирического исследования явились диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП- П», методика экспресс-диагностики алкоголизма и наркомании у подростков RAFFT (модификации А.Ю. Егорова), опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Диагностический этап исследовательской деятельности показал, что в выборке испытуемых подросткового возраста выявлены все формы проявлений девиантного поведения, а именно - аддиктивные формы, делинквентные формы, суицидальный риск. Математико-статистическая проверка показала ненормальность распределения выборки (критерий Колмогорова-Смирнова) и отсутствие значимых различий между контрольной и экспериментальными группами (U-критерий Манна-Уитни). Таким образом был сделан вывод об актуальности разработки и апробации программы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
На основании теоретических основ и эмпирического исследования, была разработана программа профилактики, основной целью которой стало создание условий психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Программа состоит из 10 занятий, включающих в себя тренинговые занятия и правовое информирование подростков, учитывающие следующие принципы: комплексности, конструктивно -
позитивного характера воздействия, опоры на положительные качества подростка, природосообразность. Рефлексивный анализ деятельности показал, что программа профилактики девиантного поведения подростков - реализована успешно.
По завершению реализации программы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков была проведена контрольная диагностика с целью апробации и выявления эффективности. На основании полученных данных, качественного и количественного анализа результатов было выявлено, что показатели контрольной группы подростков остались неизменными в сравнении с диагностическим этапом, тогда как у подростков экспериментальной группы произошло снижение склонности к аддиктивным и делинквентными формам поведения, суицидальному риску и общей интегральной оценки девиантного поведения, снижение показателей наличия алкогольной или наркотической зависимости, снижение склонности к отклоняющемуся поведению (t-критерий Вилкоксона). Интерпретируя полученные результаты было выявлено, что произошла коррекция личностных качеств и свойств подростков, навыков снятия различного рода психологических барьеров, саморегуляции в общении со сверстниками и неблагоприятным социальным окружением. В результате реализации программы, представители подросткового возраста стали готовы реагировать на психотравмирующую ситуацию с позиции контроля над эмоциональным состоянием, перестали вести поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение, а также в большей степени стали положительно принимать окружающий мир и перестали воспринимать себя как исключительное явление. Изучение склонности к отклоняющемуся поведению показало, что подростки стали обладать комфортными установками, следовать нормам и правилам общественной жизни, способны контролировать поведенческие реакции и меньше прибегают к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Таким образом, мы можем говорить о том, что гипотеза, заключающаяся в предположении, что разработанная программа психолого­педагогической профилактики девиантного поведения подростков будет эффективна при комплексной деятельности, включающей в себя психолого­педагогическую и информационно-просветительскую направленность, которые будут способствовать предотвращению проявлений форм (аддиктивные формы, делинквентные формы, суицидальный риск) девиантного поведения - подтверждена.


1. Алексеев, С. Л. Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект / С. Л. Алексеева // Казанский педагогический журнал. - 2012. - №3. - С. 94-102.
2. Арцимович, И. В. Характеристика субъективности подростков- девиантнов / И. В. Арцимович //Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - №1. - С. 36-46. - Текст: непосредственный.
3. Ахвердова, О. А. К вопросу исследования самосознания у подростков с девиантным стереотипом поведения / О. А. Ахвередова, И.Н. Польшакова// Наука. Инновации. Технологии. - 2011. - №73. - С. 128­132. - Текст: непосредственный.
4. Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения : учебное пособие / И. А. Ахметшина. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. - 141 с. - Текст: непосредственный.
5. Воронцова, М. В. Теория деструктивности / М. В. Воронцова, В. Н. Макаров, Т. В. Бюндюгова. - Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2014. - 360 с. - Текст: непосредственный.
6. Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль / Н. В. Губина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. - 170 с. - Текст: непосредственный.
7. Данилова, И. А. Социология и психология управления / И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. - 2-е изд., стереот. - М.: Окей-книга, 2012. - 112 с. - Текст: непосредственный.
8. Денисов, И. Г. Организация социально-психологического тренинга профилактики асоциального поведения подростков / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (26). - С. 133-136.
9. Дикусар, Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / Я. С. Дискусар // Вестник Южно­Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета/ - 2017/ - №4. - С. 28-33. - Текст: непосредственный.
10. Завалихина, Р. С. Девиантное поведение как психологический феномен / Р. С. Завалихина // Сибирский педагогический журнал. -2004. - №3. - С. 138-143. - Текст: непосредственный.
11. Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося повеления / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. - Текст: непосредственный.
12. Картушина, Л. С. Предупреждение девиантного поведения младших школьников посредством арт-педагогических технологий / Л. С. Картушина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №4 (50). - С. 157-163. - Текст: непосредственный.
13. Книжникова, С. В. Девиантология для педагогов и психологов / С. В. Книжникова. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 363 с. - Текст: непосредственный.
14. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова ; отв. ред. Г. Л. Стольникова. - М.: Владос, 2014. - 286 с. - Текст: непосредственный.
15. Колесникова, Г. И. Девиантология - наука о девиантном поведении детей, подростков, взрослых : учебное пособие / Г. И. Колесникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 235 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ