Глава 1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Характеристика основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста 6
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 11
1.3. Методика формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста 15
Глава 2. Организация и методы исследования 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Экспериментальная методика 33
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 49
Дошкольный возраст - это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До возраста семи лет интенсивно развиваются органы и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность темы. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.
Здоровый ребенок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.
Цель физического воспитания конкретизируется в задачах оздоровления, образования и воспитания дошкольников. Решение оздоровительных задач направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности. В более конкретной форме оздоровительные задачи определяются повышением сопротивляемости организма влиянием внешней среды путем его закаливания, укреплением опорно-двигательного аппарата и формированием правильной осанки, укреплением мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, гармоничном развитии всех мышечных групп, развитии физических способностей (координационных, скоростных, выносливости), помогающих ребенку овладеть жизненно важными двигательными навыками.
Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных навыков и освоение физкультурных знаний. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь выполнять движения, встречающиеся в быту и жизни: ходить, бегать, прыгать, ловить, метать, лазать, плавать разными способами.
Важность формирования здорового образа жизни подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем развитии личности.
Проблема исследования: недостаточно эффективный выбор средств и методов для формирования здорового образа жизни дошкольников в ДОУ в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: средства и методы формирования основ
здорового образа жизни детей в ДОУ.
Цель исследования: формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 63 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 29 источников и 5 приложений. Текст ВКР снабжен таблицами, иллюстрирован рисунками.
Важным фактором работоспособности и гармонического развития детского организма является здоровье. Здоровый образ жизни - это результат работы многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья.
Необходимо с самого детства прививать интерес к здоровому образу жизни. При внедрении результатов научных исследований в практику дошкольных учреждений и распространении передового опыта значительно улучшается общее физическое состояние детей, повышается их двигательная подготовленность.
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что для детей дошкольного возраста здоровый образ жизни — это потребность ребенка в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности. К старшему дошкольному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п.
Мы строим свою систему работы, исходя из особенностей психического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни. Это благодаря тому, что именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
2. Чтобы сформировать представления у детей 4-5 лет о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания.
Эффективное воспитание представлений детей среднего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может исполняться только при регулярном соблюдении режимных моментов ДОУ. В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста, ведущая роль принадлежит подвижной игре.
3. Подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физических сил. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
При изучении сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста, необходимо:
- определить критерии формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников;
- подобрать диагностический материал и оборудование;
- провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Приобщение ребенка к физкультуре с ранних лет, важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для развития физических качеств, для выработки привычек занятиям спорта.
Дошкольный возраст - это важнейший период формирование человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает дошкольных работников углубленно работать над проблемами физического воспитания детей.
1. Абзалов Р.А., Абзалов Н.И. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие.- Казань: Вестфалика, 2013. - 202 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека/ В.К. Бальсевич. - Москва: Эксмо, 2016. - 158 с.
4. Вилькин, Я.Р. Каневец Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учеб. Пособие /Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец -М.: ФиС. - 1995. - 223 с.
5. Возрастная и педагогическая психология : учебник для СПО / под ред. Б. А. Сосновского. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 359 с. — Серия : Профессиональное образование.
6. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. - 2-е перераб. допол. - Б.: Белый город, 2016. - 239 с
7. Голубенко Т.А. Внедрение здоровьесберегающей технологии в учебный
процесс как путь к здоровью и долголетия. // Сборник статей 3-й Международной народно-практической конференции. -
Екатеринбург,2013. - С. 68-71
8. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. / Москва: АСТ,Аквариум,2019.- 333 с.
9. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки / сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2016. - 173с.
10. Железняк, Ю.Д., Минбулатов, В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 272 с.
11. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова. - М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 320 с.
12. Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/59/
13. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 239 с.
14. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- 110 с.
15.Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Лукин Ю.Л., Газизова Т.В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-2.
- С. 156-160
...