Использование дидактических игр при коррекции нарушений произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушений произносительной системы речи у
старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика обследования моторики и
устной речи у старших дошкольников 27
2.2. Анализ результатов обследования моторики и устной речи у
старших дошкольников с дизартрией 30
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 40
3.1. Принципы, цели, задачи логопедической работы по коррекции
нарушений произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией посредством дидактических игр 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушений произносительной системы речи у
старших дошкольников с дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика обследования моторики и
устной речи у старших дошкольников 27
2.2. Анализ результатов обследования моторики и устной речи у
старших дошкольников с дизартрией 30
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 40
3.1. Принципы, цели, задачи логопедической работы по коррекции
нарушений произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией посредством дидактических игр 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Современное дошкольного учреждение в настоящее время сталкивается с проблемой подготовки детей к школьному процессу. Основным показателем готовности ребенка к школе является четкая, правильная во всех смыслах речь, чиста речь.
Е.Н. Винарская описывает, что количество детей с дизартрией увеличивается ежегодно. У большего количества детей с дизартрией имеются отклонения в фонетико-фонематической стороны речи. Коррекция этих нарушений является большим и тяжелым процессом, при котором необходимо учитывать особенности ребенка, постоянная систематическая квалифицированная помощь.
При дальнейшем обучении ребенка, недоразвитие произносительной речи оказывает негативное воздействие, которое в последующем приводит к общему недоразвитию речи. К школьному возрасту такие отклонения приводят к нарушению чтения и письма.
Исправить данное нарушение возможно путем своевременной и качественное логопедической работы, а также дополнительно путем лечебных мероприятий [3].
При преодолении нарушения речи важное значение имеет социальное значение речи. Пути коррекции зависят от тяжести нарушения, и от понимания механизма и его воздействия на все системы. Благодаря этому можно подобрать наиболее эффективные средства для коррекции.
В своих работах Л.В. Лопатина повествует о том, как недоразвитие фонетической стороны речи оказывает негативное влияние на всё психическое развитие ребенка, которые в дальнейшем отражаются на его поведении и деятельности. Более тяжелые дефекты речи могут в той или иной степени оказывать влияние на умственное развитие ребенка.
А также влияние и на развитие высших уровней познавательной деятельности. Это объясняется непосредственной взаимосвязью между речью и мышлением. А также дефицитом социальных взаимодействий, которые реализуются путем познания ребенком окружающей среды [24].
В последующем недоразвитие произносительной стороны речи, а также дефицит речевого общения, приводит к негативному формированию личности ребенка.
Данное нарушение может провоцировать появлению вторичных психических расстройств.
Нарушения специфических особенностей эмоционально -волевой сферы, провоцирует появление и формирование отрицательных черт личности. Проявляются через застенчивость, замкнутость, нерешительность, негативизм, ощущение неполноценности.
Все вышеперечисленные нарушения оказывают негативное влияние, которое отражается в дальнейшем на успеваемости в целом, выборе профессии, постановки целей по жизни [9]. Таким образом, вопрос о развитии всех этих процессов у старших дошкольников с дизартрией является наиболее актуальным.
Цель исследования: обосновать и разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты в количественном и качественном аспектах.
3. Разработать содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Объектом исследования выступает моторика, произносительная система речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет: содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Методологическая основа данной работы - это работы И.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Т.А. Ткаченко, Н.М. Трубниковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и др [2,37].
Организация исследования. Исследование проводилось в январе 2020 на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4» г. Арамиль, Свердловской области. Исследование проводилось с группой 5 человек: 2 мальчика и 3 девочки. Средний возраст детей - 5-6 лет.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Е.Н. Винарская описывает, что количество детей с дизартрией увеличивается ежегодно. У большего количества детей с дизартрией имеются отклонения в фонетико-фонематической стороны речи. Коррекция этих нарушений является большим и тяжелым процессом, при котором необходимо учитывать особенности ребенка, постоянная систематическая квалифицированная помощь.
При дальнейшем обучении ребенка, недоразвитие произносительной речи оказывает негативное воздействие, которое в последующем приводит к общему недоразвитию речи. К школьному возрасту такие отклонения приводят к нарушению чтения и письма.
Исправить данное нарушение возможно путем своевременной и качественное логопедической работы, а также дополнительно путем лечебных мероприятий [3].
При преодолении нарушения речи важное значение имеет социальное значение речи. Пути коррекции зависят от тяжести нарушения, и от понимания механизма и его воздействия на все системы. Благодаря этому можно подобрать наиболее эффективные средства для коррекции.
В своих работах Л.В. Лопатина повествует о том, как недоразвитие фонетической стороны речи оказывает негативное влияние на всё психическое развитие ребенка, которые в дальнейшем отражаются на его поведении и деятельности. Более тяжелые дефекты речи могут в той или иной степени оказывать влияние на умственное развитие ребенка.
А также влияние и на развитие высших уровней познавательной деятельности. Это объясняется непосредственной взаимосвязью между речью и мышлением. А также дефицитом социальных взаимодействий, которые реализуются путем познания ребенком окружающей среды [24].
В последующем недоразвитие произносительной стороны речи, а также дефицит речевого общения, приводит к негативному формированию личности ребенка.
Данное нарушение может провоцировать появлению вторичных психических расстройств.
Нарушения специфических особенностей эмоционально -волевой сферы, провоцирует появление и формирование отрицательных черт личности. Проявляются через застенчивость, замкнутость, нерешительность, негативизм, ощущение неполноценности.
Все вышеперечисленные нарушения оказывают негативное влияние, которое отражается в дальнейшем на успеваемости в целом, выборе профессии, постановки целей по жизни [9]. Таким образом, вопрос о развитии всех этих процессов у старших дошкольников с дизартрией является наиболее актуальным.
Цель исследования: обосновать и разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты в количественном и качественном аспектах.
3. Разработать содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Объектом исследования выступает моторика, произносительная система речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет: содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Методологическая основа данной работы - это работы И.Ф. Архиповой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Т.А. Ткаченко, Н.М. Трубниковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, и др [2,37].
Организация исследования. Исследование проводилось в январе 2020 на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4» г. Арамиль, Свердловской области. Исследование проводилось с группой 5 человек: 2 мальчика и 3 девочки. Средний возраст детей - 5-6 лет.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Изучение темы по нарушениям произносительной стороне речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией изучается давно. На данный момент эта тема носит актуальный характер. Проведённый анализ литературных источников показал, что большая распространенность нарушений звукопроизношения у детей в значительной степени обусловливается нарушением моторной сферы. Дефекты устной речи создают препятствия для общения ребенка с окружающими.
Целью исследования стало научное обоснование и разработка содержание логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В теоретической части работы был проведен анализ психолого - педагогической литературы по изучаемой проблеме. Рассмотрены особенности развития произносительной стороны речи у детей в норме и у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Было выявлено, что нарушение произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией приводит к тому, что у детей не формируется в нужной степени вся лексико-грамматическая сторона речи.
Во второй главе был проведен констатирующий эксперимент. Задачей которого состояла в выявлении нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Логопедическая работа проводилась в январе 2020 года на базе муниципального автономного комбинированного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего комбинированного вида №4» г. Арамиль Свердловской области. Целью работы явилось изучение нарушений фонематических процессов у старших дошкольников.
Обследование детей проводилось в несколько этапов:
1) изучение медико-педагогической документации;
2) обследование моторных функций учащихся (общая, мелкая, артикуляционная моторика).
3) обследование фонетической стороны речи;
4) обследование фонематических процессов;
5) обследование лексического строя речи;
6) обследование грамматического строя речи.
При отборе направлений и содержания обследования работа строилась с опорой на методические рекомендации Н.М. Трубниковой.
Оценка результатов производилась количественно и качественно.
Количественная оценка разработана в балльной системе. Для каждого направления исследования определены параметры данной балльной системы.
Конкретизация выявленных нарушений производилась качественно в виде описаний допущенных ошибок при выполнении экспериментальных заданий. Обработка материалов осуществлялась в виде таблиц и рисунков.
Анализ констатирующего эксперимента показал, что дети обладают недостаточным уровнем развития моторной сферы, преимущественно артикуляционной моторики. У испытуемых отмечается полиморфное и мономорфное нарушение звукопроизношения. Инструкции экспериментатора дети воспринимают с трудом, поэтому не сразу выполняют задание.
Дети затрудняются в дифференциации звуков на слух, в звуковом анализе и синтезе слова.
На основании анализа методической, теоретической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента, были выделили ведущие направления работы:
1. Развитие моторной сферы.
2. Постановка звука.
3. Автоматизация звука.
4. Дифференциация звука.
По каждому направлению разработано и представлено содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи для обследованных детей.
Используя в своей коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией дидактические игры, можно достигнуть поставленной цели на много быстрее. На занятии ребенок становится активным, у него появляется интерес к работе, он запоминает все намного быстрее.
Благодаря правильно поставленным задачам по окончанию констатирующего эксперимента была достигнута цель по разработке содержания логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Целью исследования стало научное обоснование и разработка содержание логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В теоретической части работы был проведен анализ психолого - педагогической литературы по изучаемой проблеме. Рассмотрены особенности развития произносительной стороны речи у детей в норме и у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Было выявлено, что нарушение произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией приводит к тому, что у детей не формируется в нужной степени вся лексико-грамматическая сторона речи.
Во второй главе был проведен констатирующий эксперимент. Задачей которого состояла в выявлении нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Логопедическая работа проводилась в январе 2020 года на базе муниципального автономного комбинированного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего комбинированного вида №4» г. Арамиль Свердловской области. Целью работы явилось изучение нарушений фонематических процессов у старших дошкольников.
Обследование детей проводилось в несколько этапов:
1) изучение медико-педагогической документации;
2) обследование моторных функций учащихся (общая, мелкая, артикуляционная моторика).
3) обследование фонетической стороны речи;
4) обследование фонематических процессов;
5) обследование лексического строя речи;
6) обследование грамматического строя речи.
При отборе направлений и содержания обследования работа строилась с опорой на методические рекомендации Н.М. Трубниковой.
Оценка результатов производилась количественно и качественно.
Количественная оценка разработана в балльной системе. Для каждого направления исследования определены параметры данной балльной системы.
Конкретизация выявленных нарушений производилась качественно в виде описаний допущенных ошибок при выполнении экспериментальных заданий. Обработка материалов осуществлялась в виде таблиц и рисунков.
Анализ констатирующего эксперимента показал, что дети обладают недостаточным уровнем развития моторной сферы, преимущественно артикуляционной моторики. У испытуемых отмечается полиморфное и мономорфное нарушение звукопроизношения. Инструкции экспериментатора дети воспринимают с трудом, поэтому не сразу выполняют задание.
Дети затрудняются в дифференциации звуков на слух, в звуковом анализе и синтезе слова.
На основании анализа методической, теоретической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента, были выделили ведущие направления работы:
1. Развитие моторной сферы.
2. Постановка звука.
3. Автоматизация звука.
4. Дифференциация звука.
По каждому направлению разработано и представлено содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи для обследованных детей.
Используя в своей коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией дидактические игры, можно достигнуть поставленной цели на много быстрее. На занятии ребенок становится активным, у него появляется интерес к работе, он запоминает все намного быстрее.
Благодаря правильно поставленным задачам по окончанию констатирующего эксперимента была достигнута цель по разработке содержания логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Подобные работы
- Использование дидактических игр при коррекции нарушений
произносительной системы речи у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интонационной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией посредством практикума с элементами цифровых образовательных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - Использование дидактических игр в логопедической работе по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр в логопедической работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений фонематического слуха у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией средствами дидактических логопедических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией в условиях реализации федеральных стандартов
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022



