Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей в
норме, роль сюжетно-ролевых игр в речевом развитии детей 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
1.3. Характеристика фонетико-фонематической системы речи у детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Принципы и организация констатирующего эксперимента 25
2.2. Методика и результаты обследования моторной сферы у детей
старшего дошкольного возраста 27
2.3. Методика и результаты обследования фонетико-фонематической
системы речи у детей старшего дошкольного возраста 31
2.4. Сопоставление результатов обследования моторики и фонетико-
фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 41
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции 41
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевой игры 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению вопросов нарушения фонетико-фонематической стороны речи, методам обследования и планированию коррекционно-логопедической работы с использованием сюжетно-ролевых игр у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Первые научные описания дизартрии представил немецкий невролог Литтль в 1853 году. Он отмечал специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма у пациентов с ДЦП [37, с. 97].
И. И. Панченко, обследуя детей с дислалией, обнаружила случаи невыраженного нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, выражавшиеся в очень легкой степени явления спастического пареза и вызывавшие расстройства звукопроизношения. По мнению автора, такие нарушения следует относить к нарушениям дизартрического характера [7, с.31].
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры [37, с. 96].
В последние годы проблема дизартрических нарушений речи продолжает продуктивно разрабатываться в области теории и практики логопедии в трудах следующих авторов: Л. И. Белякова [5], Л. В. Лопатина [38], Е. Ф. Архипова [4,5], Н. В. Нищева [42], Т. В. Сорочинская [50] и других. На сегодняшний день доказано, что нарушение произносительной стороны речи при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи [37, с.154].
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики и своевременной коррекции речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер [36, с.659]. Сотрудниками Тюменского государственного университета во главе с профессором З. В. Поливарой был проведен масштабный эксперимент с 2008 по 2018 года по обследованию речевых нарушений почти пятнадцати тысяч детей в возрасте 3-7 лет. За десятилетний период был выявлен достоверный рост речевых нарушений по количественным показателям и нозологическим формам, что подтверждает актуальность данной проблемы [45].
В своей работе Л. В. Лопатина подчеркивает, что среди детей дошкольного возраста чаще встречающимся речевым нарушением является псевдобульбарная дизартрия, которая представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии является фонетическое нарушение [38, с. 5].
В свою очередь нарушение звукопроизношения при дизартрии приводит к вторичным дефектам речевой системы, чаще к недоразвитию фонематических процессов, что выражается в неумении воспринимать и различать звуки речи, определять количество, последовательность, место звука в слове.
Если не провести своевременную коррекцию фонетико-фонематического нарушения речи в дошкольном возрасте у детей с псевдобульбарной дизартрией, то в период обучения ребенка в школе определенно будут наблюдаться сложности в овладении школьной программы [47, с. 12].
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, поэтому обучение и коррекционные занятия эффективнее проводить с использованием игровых приемов. Игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Одна из главных задач учителя-логопеда - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Игровая форма занятий активно используется в логопедии. Ведь трудно удержать внимание и интерес ребенка, заставляя его многократно повторять слова со звуком, который нуждается в коррекции, так как этот процесс у детей с дизартрией длительный. Сделать процесс автоматизации увлекательным для ребенка помогут разнообразные сюжетно-ролевые игры.
Цель исследования: изучение состояния звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, определение основных направлений и содержания работы по преодолению данных нарушений с использованием сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: моторика, фонетико-фонематическая система речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр.
Для достижения цели в исследовании поставлены следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по данной теме;
2) провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
3) спланировать этапы и содержание коррекционной работы.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1) теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические (проведение констатирующего педагогического эксперимента);
3) количественно-качественный метод обработки данных;
4) интерпретационный метод (выявление взаимосвязи между проявлениями и компонентами речевых и неречевых расстройств).
Исследование проводилось в рамках написания курсовой работы в 2020 году на базе Филиала Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида "Надежда", детский сад комбинированного вида № 551, г. Екатеринбург, ул. Старых большевиков, 77 а. В обследовании принимали участие 6 детей старшей группы с заключением Психолого-медико-педагогической комиссии псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи 3 уровня. Тем не менее, акцент в нашей работе делали на использование сюжетно-ролевых игр с целью автоматизации ранее поставленных звуков. Однако, данный вид работы способствует развитию лексики и грамматики данной категории детей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Период дошкольного детства является самым важным этапом в жизни ребенка. В этом возрасте происходит становление и формирование фонетической и фонематической сторон речи, и идет активное овладение нормами родного русского языка.
Фонетическая сторона речи - весьма сложное явление, составными компонентами, предпосылками и условием возникновения которой являются - речевой слух, речевое дыхание, ритмико-мелодическая сторона речи и звуки речи. Система звукопроизносительного оформления речи состоит из звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фонетических фраз, которые являются структурными элементами фонетики.
Развитие фонетической стороны речи является ключевой задачей обучению языку, так как каждому языку свойственна своя система звуков, свои особенности и отличительные качества.
Ребенок в процессе своего развития и участия в общении чаще всего сталкивается с проблемами фонетического и фонационного характера. Если нарушена система фонетического оформления речи, то частично или полностью нарушается информативность речи, то есть речь не будет распознана в общем речевом потоке.
Использование игровых приемов помогает при решении таких задач как установление контакта логопеда с ребенком, отвлечение и переключение внимания ребенка, формированию мотивации при достижении коррекционных целей. Игровой подход можно применять на любых логопедических занятиях: индивидуальных, подгрупповых, групповых. В процессе игры ребенок развивает навыки и умения, самовыражается, снимает напряжение.
Многими авторами, занимающимися изучением дизартрических нарушений, отмечается, что фонетико-фонематические нарушения речи являются одними из самых часто встречающихся в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Определение эффективных путей коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией является актуальной проблемой. Для планирования логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи был проведен теоретический анализ научной и методической литературы, определены направления исследования и был организован констатирующий эксперимент, а также определено содержание коррекционной работы.
При решении первой задачи, было произведено изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Изучением дизартрии занимались следующие ученые (Л.С. Волкова, Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Т. Б. Филичева, Л. А. Брюховских, Е. А. Соботович и другие). Что касается звукопроизносительной стороны речи, здесь выделяют свои суждения Е. Н. Российская, Л. С. Вакуленко, Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, О. В. Короткова, Т. В. Сорочинская, М. Ф. Фомичева, и другие. Данные авторы раскрыли все аспекты проведения обследования ребенка и коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Для реализации второй задачи нами был проведён констатирующий эксперимент, данные которого отражены во второй главе.
Исследование проводилось на базе Филиала МБДОУ - детского сада комбинированного вида "Надежда", детский сад комбинированного вида № 551, г. Екатеринбург, ул. Старых большевиков, 77 а. В обследовании принимали участие 6 детей с клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия, обучающихся в старшей группе детского сада.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении сформированности моторной сферы, фонематических процессов и фонетической стороны речи, а также анализе взаимосвязи трех обследованных сфер развития каждого ребенка и группы в целом.
Программа констатирующего эксперимента была реализована с помощью методических рекомендаций В. М Акименко [1], О. Е Грибовой [17], В. А Киселевой [28], Е. А. Соботович [49], Т. Б. Филичевой [37], Г. В. Чиркиной [39] и речевой карты Н. М. Трубниковой [53].
Во время экспериментального исследования у детей были выявлены нарушения в общей, мелкой и артикуляционной моторных сфер. Нарушения двигательных функций оказали влияния на звукопроизношение. Полиморфных дефектов было выявлено больше чем мономорфных, их соотношение составило четыре к двум соответственно. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения был антропофонический дефект, а именно - искажение звуков. Так же были отмечены смешения, замены и отсутствие звуков. У всех детей оказались нарушены сонорные звуки.
Неправильное звукопроизношение и восприятие звуков повлияло на сформированность фонематических процессов.
Анализ данных констатирующего эксперимента продемонстрировал необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Для решения третьей задачи на основе констатирующего эксперимента были определены направления логопедической работы по коррекции дефектов звукопроизношения, фонематических и двигательных нарушений.
Были предложены методики коррекционной работы на основе учебно-методической литературы и практикумов таких авторов, как Е.Ф. Архипова, Т. Б. Филичева, В. А. Киселева, Л.В. Лопатина, Е. Н. Российская. Коррекционно-логопедическая работа с применением сюжетно-ролевых игр должна проводится в форме подгрупповых занятий и направлена на автоматизацию ранее поставленных звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, а также на формирование и развитие моторных навыков детей. Для каждого ребенка были составлены индивидуальные рекомендации по коррекции фонетико-фонематических нарушений и общий план логопедической работы по средствам сюжетно-ролевых игр.
Основными признаками псевдобульбарной дизартрии являются: нарушение тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, усиленное слюнотечение, нарушения фонематических процессов. Речь смазанная, малопонятная, интонационно-невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым оттенком. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, мелкой и общей, артикуляционной моторики, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.
Стоит отметить, что дети старшего дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в систематической логопедической помощи. Недостатки фонетического оформления речи у детей с псевдобульбарной дизартрией обусловлены нарушением иннервации мышц речевого аппарата и имеют стойкий характер. Такие нарушения провоцируют недоразвитие фонематического слуха и восприятия, и, как следствие, негативно сказываются на сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Все это в совокупности затрудняет подготовку ребенка к школе и говорит о том, что данная категория детей нуждается в коррекционно-логопедическом воздействии в дошкольном возрасте.
1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д, 2015. 45 с.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д, 2011. 109 с.
3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие. М.,2006. 319 с.
5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М., 2009. 287 с.
6. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с
дошкольниками. Методическое пособие. М., 2008. 64 с.
7. Брюховских Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие по логопедии. Красноярск, 2015. 180 с.
8. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб, 2002. 96 с.
9. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей : учеб.-метод. пособие по логопедии. СПб, 2012. 128 с.
10. Винарская Е. Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика : учеб. пособие для студентов. М., 2005. 209 с.
11. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие. М., 2009. 128 с.
12. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981. 80 с.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб, 1997. 96 с.
14. Выготский Л. С. Детская речь. М., 1996. 420 с.
15. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб, 1995. 64 с.
16. Глухов В. П. Основы психолингистики : учеб. пособие для студ. педвузов. М., 2005. 351 с.
17. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2015. 80 с.
18. Дудьев В. П. Психомоторика : словарь-справочник. М., 2009. 366 с.
19. Дьякова Е. А. Логопедический массаж : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 96 с.
20. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М., 2011. 288 с.
21. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М.,
2007. 120 с.
22. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. М., 2018. 152 с.
23. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2012. № 4. С. 53-56.
24. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2015. 279 с.
25. Каракулова Е. В. Коррекционная фонологоритмика : учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2018. 111 с.
26. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника : учеб.-метод. пособие. М., 2010. 174 с.
27. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.
28. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов. М., 2017. 48 с.
29. Колесникова Е. П., Сергеева М. А. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2014. № 37. С. 99-104.
30. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979. 192 с.
31. Короткова О. В. Планирование логопедической работы при коррекции звукопроизношения. М., 2015. 47 с.
32. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2008. 251 с.
33. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1961. 216 с.
34. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. М., 2019. 176 с.
35. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. М., 2006. 703 с.
36. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998. 680 с.
37. Логопедия. Теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. М., 2018. 608 с.
38. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие. СПб, 2000. 192 с.
39. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М., 2003. 240 с.
40. Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи // А.П.О. 1993. С. 36-43.
41. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателей. М., 2009. 96 с.
42. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб, 2016. 240 с.
43. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / под ред. Т. В. Волосовец. М.,
2002. 200 с.
44. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002. 448 с.
45. Поливара З. В., Стрельцова М. А., Марченко Л. А. Анализ выявляемости речевой патологии среди детского населения города Тюмени за период 2008-2009 годов // СИНЕРГИЯ НАУК. 2018. № 30. С. 1874-1879.
46. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии : универсальное руководство. М., 2018. 160 с.
47. Российская Е. Н., Гаранина Л. А. Произносительная сторона речи : практ. курс. М., 2003. 104 с.
48. Смирнова И. А. Практикум по дизартрии : учеб.-метод. пособие. СПб, 2010. 83 с.
49. Соботович Е. А., Чернопольская А. Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4. С. 20-21.
50. Сорочинская Т. В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста со стёртой формой дизартрии : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 20 с.
51. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребёнка : обзор программ дошкольного образования. М., 2009. 128 с.
52. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М., 2017. 96 с.
53. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.- метод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
54. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.
55. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей. М., 2000. 80 с.
56. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) : учеб. пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М., 1993. 72 с.
57. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Развиваем речь дошкольника. М.,2015. 196 с.
58. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М., 1989. 239 с.
59. Хватцев М. Е. Логопедия : учеб. для пед. ин-тов. М., 1937. 299 с.
60. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2009. 195 с.
61. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. М., 2002. 212 с.
62. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. СПб, 2010. 128 с.
63. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. 84 с.