Глава 1. Теоретическое обоснование системы скоростно-силовой подготовки баскетболистов 7
1.1. Характеристика двигательной деятельности баскетболистов... 7
1.2. Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности баскетболистов 11
1.3. Специальные физические качества баскетболистов и
сенситивные периоды их развития 15
1.4. Физиологическая характеристика скоростно-силовых
качеств 19
1.5. Характеристика средств и методов развития скоростно-силовых
качеств 28
1.6. Методика контроля физической подготовленности
баскетболистов 35
Глава 2. Организация и методы исследования 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 40
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
Заключение 53
Список используемой литературы 54
Приложения 57
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в баскетболе важнейшими физическими качествами являются скоростно-силовые способности, проявляемые как в нападении, так и в защите. В тоже время фактический уровень силовых способностей спортсменов является недостаточным для обеспечения соответствующих защитно-атакующих действий.
Деятельность человека на производстве, в спорте требует определенного уровня развития физических качеств, который отражает сочетание врожденных психических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.
Вопросы как подготовить спортсменов, у которых скоростно-силовые качества являются фундаментальными и преобладающими в том или ином специализированном виде спорта, в нашем случае баскетбол, сегодня - одна из самых важных задач в спортивных тренировках. И с какой рациональностью вопросы будут решаться в детстве: процесс первоначальной постановки технического мастерства и арсенала двигательных действий, качества совершенствования специальных физических качеств, по большей части влияет на последующее совершенствование результатов в спорте.
Под физическими (двигательными) качествами принято принимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психиче скими, в частности, степенью развития интеллектуальных, волевых и лично стных качеств.
Физические качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью- инертно стью и т.д.), которые выступают в структуре каче ств в виде природных и генетических задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты.
Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические качества можно разделить на простые и сложные. Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляемых в качестве, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, метко сть, прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное физическое качество - это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия.
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствуют всестороннему и гармоничному развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических каче ств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловко сть.
Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Коллективизм, лидерство, уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти каче ства могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частно сти баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.
Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, очень высоки. Чтобы достичь наивысшего технического, а также тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств, как общих, так и специализированных.
Баскетболист сегодня - это подвижный, отлично координированный, эрудированный и быстро мыслящий на площадке спортсмен.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс мальчиков 12-13 лет, занимающихся баскетболом.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростно-силовых каче ств у баскетболистов 12-13 лет.
Цель исследования - выявить, определить и обосновать эффективность предложенного комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 12-13 лет.
Исходя, из цели определены следующие задачи исследования:
1. Выявить на основе анализа литературных источников характерные особенности проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста;
2. Определить возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств у мальчиков 12-13 лет;
3. Разработать комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов в соответствии с сенситивными периодами;
4. Экспериментально обосновать эффективность и результативность предложенного комплекса упражнений для развития скоростно - силовых каче ств баскетболистов 12-13 лет.
1. Анализ и обобщение материалов литературных источников по проблеме развития скоростно-силовых качеств показал, что типичными для спортсменов деятельности баскетболистов является:
- многократные беговые ускорения (в количестве 120 - 150 при суммарном пробегаемом расстоянии за игру 5000 - 7000 метров);
-значительное количество движений прыжкового характера с места и разбега ввера (до 130 - 140 за игру).
- у мальчиков в возрасте 12-13 лет, занимающихся баскетболом при целенаправленном развитии скоростно - силовых качеств, отмечается значительный рост прыгучести, взрывной силы мышц ног и быстроты движения.
2. Методика транировочных занятий в экспериментальной группе включает в себя, как использование разработанного нами комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых качеств, так и методическое обеспечение тренировочного процесса.
3. Методика проведения занятий, направленная на развитие скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-13 лет применяемая в экспериментальной группе, оказалась более эффективна, чем методика, применяемая в контрольной группе.
1. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. - М.: Медицина, 1990. - 190 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 223 с.
3. Баскетбол: Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю.Д. Железняка. - М.: Спорткомитет СССР, 1984. - 100 с.
4. Верхошанский, Ю.Р. Основы специальной физической
подготовки спортсменов / Ю.Р. Верхошанский. - М.: «ФиС», 2015. - 208 с.
5. Воробьев, В.И. Определение физической работоспособности спортсменов: учеб. пособие / В.И. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 154 с.
6. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: «ФиС», 2016. - 136 с.
7. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000
баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский. - М.: ФАИР, 1997. - 224 с.
8. Дружинина, Л.Е. Экспериментальное обоснование средств и методов подготовки юных баскетболисток 13-16 лет: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Е. Дружинина; ВНИИФК. - М., 1979. - 19 с.
9. Жбанков, О.В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов / О.В. Жбанков. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - С. 20-22.
10. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С. 12-13.
11. Зельдович, Т. А. Подготовка юных баскетболистов / Т.А. Зельдович. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - С. 40-45.
12. Зельдович, Т.А. Скоростно-силовая подготовка спортсменов / Т.А. Зельдович, В.М. Левин. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - С. 196-204.
13. Кудряшов, В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов / В.А. Кудряшов. - Минск: Беларусь, 1980. - С. 56-57.
14. Курамшин Ю.Ф. Теория физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
15. Левин, В.М. Воспитание скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов / В.М. Левин. - М., 2007. - С. 143-151.
16. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.
17. Петров, П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. - 112 с.
18. Портнов, Ю.М. Баскетбол: учебник для вузов физической культуры / Ю.М. Портнов. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 476 с.
...