ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. ..5
1.1. Онтогенез становления устной речи у детей 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 9
1.3. Характеристика устной речи и навыков звукового анализа у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 15
2.1. Организация, принципы и методика логопедического обследования у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией 15
2.2. Анализ результатов изучения неречевых функций у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией 17
2.3. Анализ результатов изучения речевых функций у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи и дизартрией 24
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 34
3.1. Организация и принципы логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи и дизартрией 34
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией 36
3.3. Содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Число детей, страдающих различными нарушениями речи, растет из года в год. Л. В. Лопатина, И. А. Смирнова говорят о том, что дизартрия - это распространенная речевая патология, наличие которой у дошкольников постоянно увеличивается.
У детей с дизартрией нарушается главнейшая психологическая функция - речь, поскольку нарушение воспроизведения звуков, просодии, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса - являются ведущими недостатками при дизартрии.
Звуковая сторона является неотъемлемой, составляющей долею развития речи. Ребёнок дошкольного возраста может слышать и различать звуки, только когда у него сформирован звуковой состав языка.
Если звуковая сторона речи не сформирована у ребенка дошкольного возраста, это может привести к проблемам в школе.
Следует обратить внимание на речевой слух ребёнка, если он нарушен, то в дальнейшем у ребенка будут проблемы с навыками чтения и письма.
Д. Б. Эльконин [21] объяснял это тем, что у детей должна быть сформирована звуковая сторона слова, чтобы в дальнейшем в школе ребенок мог усвоить грамоту и письмо.
Одним из важных аспектов развития звуковой системы речи является формирование способности детей старшего дошкольного возраста производить звуковой анализ слова.
Цель исследования: на основе изучения литературы и анализа результатов логопедического обследования старших дошкольников с дизартрией подобрать содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа для этих детей.
Объект исследования: состояние моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха и звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Спланировать и подобрать содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией.
Методы исследования:
- Теоретический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение.
- Эмпирический: педагогический эксперимент и анализ полученных результатов.
Базой для исследования в рамках выпускной квалификационной работы является МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида с. Николо-Павловское, в котором организована работа логопункта. В эксперименте участвовало 5 дошкольников в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи и дизартрией .
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Анализ научной литературы показал, что проблема формирования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией остается актуальной и на современном этапе.
Звуковой анализ, по определению Д. Б. Эльконина, представляет собой действие, направленное на установление последовательности и количества звуков в составе слова.
Под фонемой понимается кратчайшая звуковая единица, имеющая смыслоразличительное значение для разных слов и морфем.
Фонематическим восприятием называется - ряд специальных умственных действий, приводящих к дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, определяется наличием тонкого систематизированного слуха — фонематического. Уровень развития фонематического восприятия обусловливает формирование звукового анализа.
Дети с дизартрией, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, испытывают значительные трудности в процессе звукового анализа, в определении пространственно-временной последовательности звуков. Эти проблемы вызваны неспособностью восприятия отдельных слов и звуков и правильного их произношения. У детей с дизартрией наблюдаются нарушения произношения звуков в речи, слоговой структуры слова и фонематических процессов.
Коррекционная работа по развитию анализа звукового состава слова должна быть двунаправлена: на формирование артикуляционных навыков и развитие фонематического слуха, что позволит подготовить детей к обучению грамоте в школьный период. В исследовании участвовало 5 детей, в возрасте пяти, шести лет, с дизартрии. Для исследования применялась методика Н. М Трубниковой. Иллюстрированный материал, альбом для логопеда О. Б Иншаковой.
По итогам логопедического обследования можно сделать следующие выводы: у дошкольников с дизартрией были выявлены нарушения моторной сферы, звукопроизношения, функций фонематического слуха и звукового анализа слова. Взаимосвязь выявленных нарушений состоит в том, что звукопроизношение зависит от развития моторной сферы, первичное нарушение звукопроизношения вызывает нарушения фонематического слуха, сохранность которого необходима для формирования навыков звукового анализа.
Разработкой методики формирования звукового анализа занимался Д. Б. Эльконин, ее адаптацией применительно к дошкольному возрасту — Л. Е. Журова [10].
Таким образом, реализуя принцип системного подхода к коррекции нарушений речи, нами было разработано содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Эта работа включает 3 этапа:
На первом этапе коррекционной работы осуществлялось развитие подвижности артикуляционного аппарата, формирование речевого и неречевого дыхания, развитие моторного праксиса, коррекция просодической стороны речи.
На втором этапе велась работа по постановке звуков, их автоматизации и дифференциации.
На третьем этапе работа направлена на формирование фонематических процессов и развитие навыков звукового анализа.
Данные выводы позволяют констатировать, что задачи, поставленные в начале исследования, выполнены в полном объеме, цель — достигнута.
1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. М., 1997. С. 27-34.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 343 с.
3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. 280 с.
4. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей : пособие для логопедов. М., 1979. 208 с.
5. Гвоздев А. М. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 472 с.
6. Жукова Н. С. Формирование устной речи : учеб.-метод, пособие. М., 1994. 96 с.
7. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2008. 279 с.
8. Леонтьев А. Л. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. 352 с.
9. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
10. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие. СПб., 2005. 192 с.
11. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие. СПб., 2001. 192 с.
12. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина [и др.] ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М., 2003. 239 с.
13. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб., 2017. 32 с.
14. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб., 2014. 64 с.
15. Полушкина Н. Н. Диагностический справочник логопеда. М., 2010. 607 с.
16. Розенкарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963. 96 с.
17. Семенова Н. А. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой в школе здоровья Н. Семеновой. М. ; СПб.. 2017. 111 с.
18. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 39-43.
19. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. СПб., 1999. 215 с.
20. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений. М., 2004. 287 с.
21. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте : (крат. очерк). М., 1958. 116 с.