Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 5
1.1 Общая характеристика гибкости как физического качества 5
1.2 Особенности физического развития и двигательной подготовленности
младших школьников 13
1.3 Методика развития гибкости у младших школьников 18
1.4 Средства и методы развития гибкости младших школьников 30
Глава 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Методы исследования 38
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность. Неоднократно рассматриваются вопросы разностороннего развития детей, которые задаются целью: за короткий промежуток времени и с наименьшими ресурсными затратами, достигнуть результатов. Физическое совершенство - это основа спорта. Современный спорт не стоит на месте, в последние годы, спорт значительно омолодился. Младший школьный возраст является самым подходящим периодом в жизни для развития физических качеств, а конкретно гибкости. Младший школьный возраст - подходящий период для развития практически всех суставов. Время для формирования физической и многофункциональной базы будущего физического потенциала можно считать упущенным, если этого не случается [15].
Одним из самых благоприятных периодов для оптимального формирования большинства двигательных способностей является младший школьный возраст. В детстве закладывается рациональная техническая составляющая движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые знания и навыки. Практически все показатели двигательных способностей ребенка показывают высокие темпы прироста. Но самый большой темп роста, наблюдается в показателях гибкости. Непрерывный рост результатов, постоянно требует поиска новых форм, средств и методов работы с младшим возрастом.
Гибкость является одним самым главным качеством, которая обеспечивает человеку долголетие и сохраняет функциональную молодость человека на долгие годы. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная - затрудняет координацию движений, что влечет за собой торможение физического развития, а это приводит к снижению уровня соматического здоровья [20]. Не стоит забывать, что недостаточная гибкость человека, или избыток её - может привести к различным опасным травмам.
По мнению Печеневской Н.Г. главным фактором является развитие гибкости и выявление новых эффективных способов и методов, при помощи которых можно за короткий промежуток времени достичь хороших результатов [48]. Поэтому так важно понимать, что развитие гибкости - это одна из самых основных задач тренировочного процесса.
На необходимость развития гибкости у школьников указывают в своих работах и другие исследователи В.И. Лях, А.П.Матвеев, В.С.Быков, О.Н.Марко- ва [25, 28, 27, 7].
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития гибкости в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития гибкости у младших школьников на занятиях физической культуры.
Цель выпускной квалификационной работы: обосновать эффективность применяемых средств и методов, направленных на развитие гибкости детей в возрасте 8- 10 лет на занятиях физической культуры.
Задачи.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и литературу по теме экспериментальной методики и по теме исследования, а также для развития гибкости
2. Выявить динамику развития гибкости у младших школьников 8-10 лет за период эксперимента.
3. Применить экспериментальную методику для развития гибкости, для проведения эксперимента, а также разработать экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста.
4. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие гибкости школьников 8-10 лет на занятиях физической культуры.
Изучив научную и учебно-методическую литературу теории и методики, физиологии, педагогике, мы обнаружили, что благоприятным периодом развития гибкости является возраст 8-10 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Однако в таком возрасте не нужно выполнять сложные гимнастические упражнения, так как костно-мышечная система в этот период находится на стадии формирования и суставы очень подвижные. Нужно выполнять элементарные упражнения, чтобы сохранить природную гибкость.
За период эксперимента произошли следующие изменения:
у девочек в тесте «Наклон из исходного положения стоя» прирост составил 37,2%;
в тесте «Мост» прирост составил 14,3%;
в тесте «Наклон вперед из положения сидя» прирост составил 54,5%;
в тесте «Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» прирост составил 3,2%.
У мальчиков изменения результатов были следующими:
в тесте «Наклон из исходного положения стоя» прирост составил 17,9%;
в тесте «Мост» прирост составил 6,3%;
в тесте «Наклон вперед из положения сидя» прирост составил 12,7%;
в тесте «Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» прирост составил 6,8%.
Результаты, которые были получены в конце экспериментального исследования показали, что в учебном занятии преимущественно использовалась методика развития гибкости.
1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология / А. В. Акрушенко. - Москва: Эксмо, 2006. - 250 с.
2. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин.- Москва: просвещение, 1995 .- 287 с.
3. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: просвещение, 1990 .- 287 с.
4. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1979 .- 240 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. - Москва: Физкультура и спорт, 1988 .- 208 с.
6. Белов, Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста / Р.А.Белов. - Москва: 1967 .- 19 с.
7. Быков, B.C Развитие двигательных способностей учащихся / В.С.Быков.- Москва: 1998 .- 74 с.
8. Воробьев, В.И Определение физической работоспособности
спортсменов / В.И. Воробьев.- Москва: 1998 .- 54 с.
9. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена / М.Р.Галеева. - Москва: 2012 . - 56 с.
10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура школьникам. Программа и программные требования./ Л.Д. Глазырина. - Москва: Гуманитарный центр ВЛА ДОС, 1999. - 144с.
11. Демидов, В.М Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М. Демидов.- Москва: 1991 .- 47 с.
12. Дербаба, Л.В. Гибкость-необходимое качество / Л.В. Дербаба, Е.Н.Жариков, В. Н. Петров // Спортивные игры. - 1974. - №11. - С. 65-76.
13. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена ./ В.М. Дьячков.
Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 193с.
14. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету
15. «Физическая культура»: учебное пособие для студентов вузов/ Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - Москва: 2008. - 165с.
16. Зациорский, В.М. Спортивная метрология . Учебник для институтов физической культуры./ В.М. Зациорский. - Москва: Физкультура и спорт, 1992. - 256с.
17.Зимкина, Н.В Физиология человека / Н.В.Зимкина. - Москва: Физкультура и спорт, 1964 .- 98 с.
...