ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности младшего школьного возраста в контексте успешности обучения ....6
1.1. Характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности ……6
1.2. Понятие и характерные особенности успешности обучения в школе….10
1.3. Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте………13
Глава 2. Методологические принципы и методы исследования...18
2.1. Методологический подход и принципы исследования…………………18
2.2. Методы и методики исследования…………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………….…30
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……33
В современное время остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании детей младшего школьного возраста. Проблемы, особенности образования детей этого возраста, крайне важны и привлекают особенное внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в школе заставляют нас думать, что решающая роль в воспитании ребенка отводится не только школе (учителям, психологам, педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором образования. Поэтому в образовательном процессе семья играет важную роль. Он закладывает основу в процессе воспитания ребенка.
С педагогической точки зрения, «успех» считается характерным качеством личности, который преуспел в процессе обучения и воспитания. В этом случае можно говорить об успехах учителя в процессе обучения учащихся, об успехах ребенка в процессе обучения, а также об успехах родителей в воспитании детей. Поэтому учителя и родители не должны подавлять и сковывать детей, не должны заставлять их бояться. Необходимо высвобождать дремлющие в детях ум, смекалку, находчивость и радостное желание учиться.
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.
Актуальность данной работы заключается в том, что на практике наблюдения свидетельствуют о том, что родители уделяют большое внимание успехам своих детей в школе, но это внимание не всегда связано с развитием познавательных интересов. По словам практикующих учителей, родители чаще всего беспокоятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывают их с реальными успехами, а также с подготовкой к поступлению в университет.
Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии познавательных интересов, основа успешного обучения, остается неиспользованным. Задача школы, по мнению автора, состоит в том, чтобы помочь семье реализовать свой потенциал, развивая устойчивые интересы у детей, связанные с обучением, чтобы научить родителей видеть в успехах в учебе прежде всего, результат свободного выражения ребенка, чтобы определить общий путь, который позволит семье и школе воспитать человека познающего и испытывающего радость познания.
Гипотеза: повышение эффективности учебного процесса для младших школьников возможно в следующем случае:
- не только учителя, но и родители помогают школьнику формировать познавательные интересы;
- в семье родители способствуют развитию интереса к учебе, используя различные способы сотрудничества со своими детьми.
Методологической основой исследования являются философские, социологические, культурологические, психолого-педагогические концепции обучения младшего школьника.
Объект работы – успешность обучения детей в школе. Предмет работы – влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.
Целью курсовой работы является определение специфики влияния родителей на успехи в младшем школьном возрасте.
Исходя из целей вытекают ряд задач:
1. Охарактеризовать психическое развитие ребенка младшего школьного возраста в условиях образовательной деятельности.
2. Определить понятие и характеристики успешности обучения в школе.
3. Определите особенности влияния родителей на образование.
4. Изучить методологические принципы и методы изучения влияния родителей на успехи детей в школе в младшем возрасте.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам образовательных учреждений при проведении консультаций, встреч родителей с учителями, а также родителям для самоанализа и самореализации.
Структура работы состоит из введения, двух основных глав, заключения, выводов, литературы и приложений.
Успешность обучения является залогом психологического здоровья школьников, за сохранение которых выступает все сообщество психологов и педагогов. Эта проблема (проблема успешного обучения школьников) изучалась учеными довольно давно, но, несмотря на длительность исследования, эта проблема еще мало изучена, поэтому она остается одной из самой актуальной. Его актуальность также заключается в том, что эта проблема мало применяется в практике образования. Особенно это касается проблем психологической готовности к обучению в школе современных школьников и выявления роли родителей в процессе успешного обучения детей .
Что касается младшего школьного возраста, успех образования и воспитания можно рассматривать как определенный успех ребенка в общественно значимых делах и его признание другими участниками образовательного процесса. (учителя, родители, группы). В то же время нельзя не учитывать успехи взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, потому что в образовательном процессе успехи его участников взаимосвязаны и взаимозависимы.
Ведь общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством авторов. У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития!
1. Адамский, М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Адамский Михаил Яковлевич. — Великий Новгород, 2005. — 201 с.
2. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8. —442 с.
3. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. / Б. Д. Карвасарский. – М.: Медицина. – 2010. – 271 с.
4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика. – 2011. – 158 с.
5. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг. – СПб, Изд. Питер. – 2010. - 992 с.
6. Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения общеобразовательных школ. В кн.: Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции / Т. Ю. Курапова. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106–109.
7. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А. В. Межина. — М.: Экон-информ, 2013. — 139 с.
8. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. / Н. Ю. Синягина. – М.: Изд-во: Владос, 2011. - 96 с.
9. Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. / А.Ю. Федотов. – М., 2010.- 210 с.
10. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // Научные ведомости. — 2016. — № 14.
11. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Шубина Людмила Евгеньевна. — М., 2002. — 145 с.
12. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен -СПб.: "Речь", - 2011.
13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий – СПб.: Медицина, 2013. - 178 с.
14. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Яшнова Оксана Александровна. — М., 2002. — 179 с.