Введение 3
Глава 1. Природные тропы Белоярского района 6
1.1 Классификация природных троп 6
1.2 Природные тропы Белоярского района 9
1.3 Познавательно-прогулочная тропа «Колюткинская» 17
1.4 Познавательно-туристская тропа «Каменка» 24
1.5 Учебно-экологическая тропа «Бруснятская» 30
Глава 2. Физико-географическая характеристика района исследования 34
2.1 . Географическое положение 34
2.2 . Рельеф и геологические структуры 35
2.3 . Климат 37
2.4 . Природные воды 39
2.5
Почвенно - растительный покров и животный мир 40
Глава 3. Изучение природных троп Белоярского района в школьном курсе географии 42
3.1. Внеурочная деятельность 42
3.2. Примерная образовательная программа внеурочной деятельности
учащихся 8 класса 45
3.3. Внеклассное мероприятие «поход по тропе «Каменка»» 47
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 55
Актуальность исследования. В наше время новых технологий, век потребления практически уничтожил связь поколений. В современном обществе всё более нарастает темп уничтожения ресурсов планеты. В развитии духовно-нравственного потенциала в обществе, есть необходимость привлечения обучающихся к изучению родного края, природы и процессов, происходящих в ней. Такой подход постепенно должен изменить отношение общества и через несколько поколений люди всё-таки из потребителей превратятся в созидателей. Для достижения данной цели были разработаны несколько природных троп Белоярского района. Которые будут представлены в данной работе. Это тропы «Колюткинская», «Каменка» и «Бруснятская».
В Свердловской области насчитывается более 400 природных памятников, не считая просто живописных и экологически чистых мест, пригодных для изучения природных и исторических явлений. Изучая природу родного края, педагоги совместно со школьниками выполняют образовательные и воспитательные задачи. Такая деятельность способствует не только становлению личности, но и формирует жизненно важные социально значимые навыки поведения.
На территории Белоярского района существуют такие природные памятники, как гора Крутая у села Черноусово, базальтовые скалы у села Колюткино, Белоярский сосновый бор, урочище Рыбки, болото Морошка. О каждом месте можно услышать отдельную легенду или историю, что уже само по себе является ценностью. Таким образом, для успешного осуществления учебной деятельности на туристских тропах Белоярского района имеется мощная ресурсная база.
К сожалению, чем уникальнее место, тем большим вниманием оно пользуется у посетителей, что не может не отразиться на внешнем облике и экологии данного места. Для сохранения уникальных мест Белоярского района необходимо упорядочить поток туристов и их передвижение по территории.
Цель работы - разработать природные тропы Белоярского района.
Задачи:
1. Проанализировать литературные, картографические источники по теме исследования.
2. Рассмотреть классификацию природных троп.
3. Выбрать маршруты природных троп в Белоярском районе.
4. Описать природные тропы.
5.
Объект - Белоярский район.
Предмет - разработка природных троп на территории Белоярского района.
Методы:
• Описательный
• Картографический
• Сравнение и обобщение
• Анализ и синтез
Новизна: разработанные природные тропы как учебные впервые используются во внеурочной деятельности в школе; в описании точек впервые, кроме природного описания включены исторические события, проходившие на этой территории.
Практическая значимость: Данная работа может быть использована в во внеурочной деятельности со школьниками для совершения экскурсий, учебных прогулок и походов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, на 59 страницах, 21 рисунок, 5 приложений. Список литературы насчитывает 31 источник.
В заключении можно отметить, что цель данной работы практически была достигнута.
В ходе данной работы были рассмотрены задачи, связанные с определением природных троп Белоярского района, их изучением, описанием и классификацией.
Предметом изучения стала тропа «Колюткинская», так как изучив ее, можно с уверенностью сказать ,что она вполне располагает информацией в трех основных направлениях - природные и исторические памятники ,водный объект (р.Исеть) с ее богатой историей , флорой и фауной, и не менее интересной природой берега, через который пролегает тропа.
Изучив материалы, касающиеся предмета исследования, выбрав маршруты и проведя исследования по данной теме, мною был сделан вывод, что изучая природу родного края, педагоги совместно с учащимися выполняют образовательные и воспитательные задачи. Такая деятельность способствует не только становлению личности, но и формирует жизненно важные социально значимые навыки поведения. Воспитывает такие качества как:
• любовь к родному краю,
• ответственность за сохранение природы и ее памятников для будущих поколений,
• бережное отношение к окружающему миру.
В ходе работы были найдены и проанализированы материалы, связанные с историей края и района исследования. Проведен опрос жителей на тему исторической достоверности.
Большую помощь в изучении вопроса оказала школьная библиотека и краеведческий музей, находящийся на базе Черноусовской средней школы. Так же были подключены сельская и школьная библиотеки с. Бруснятского
с. Некрасове. Большой вклад и помощь оказал бывший директор
Некрасовской школы Геннадий Николаевич Ячменев.
Материалы работы можно использовать в учебной и внеурочной деятельности учащихся 6-8 классов, а также в курсе «География Свердловской области».
В ходе наблюдения и изучения природных троп выяснилось, что в Белоярском районе насчитывается более десяти природных памятников, связанных между собой своей красотой и уникальностью. Большинство из них находятся по левому берегу реки Исеть. Это урочища и рукотворные архитектурные сооружения, и сами памятники.
Таким образом, для успешного осуществления учебной деятельности на туристских тропах Белоярского района, имеется мощная ресурсная база, которая будет использована в качестве материала для исследования в ближайшем будущем.
1. Берс Е. М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1964. - 120 с.
2. Вахрушева Е.С., «Экология Екатеринбурга» Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1998г. - 269 с.
3. География России: Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. П. Горкин.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 с.
4. Гловацки М., Гворыс В. Роль учебно-природных троп в экологическом воспитании и популяризации туризма [Текст]. Научный поиск. 2013. № 2. с.39-42.
5. Гурьевских О.Ю., Капустин В.Г., Скок Н.В., Янцер О.В. Физикогеографическое районирование и ландшафты Свердловской области. / под ред. О.Ю. Гурьевских; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 280с.
6. Литературно - краеведческие записки УРАЛЬСКАЯ СТАРИНА 1996 г.
7. Колмакова, В. В. Памятники древности в окрестностях Екатеринбурга / Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии: материалы Междунар. науч. - прак. конф. под эгидой ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г. - Т II. - Екатеринбург: Из-во Урал. ун-та, 2002
8. Кротова, Е. Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: стратегические приоритеты развития. / Е. Л. Кротова. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. 138 с.
9. Майданник Б., Овчинникова С. Путеводитель "Подорожник". Походы выходного дня. Средний Урал. Второе издание. Екатеринбург, Уральская картографическая компания, 2009г. - 80с.
10. Масленников Е.П., Рубель Р.Б. По Окрестностям Свердловска. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1978 год - 160 с.
11. Прокаев В.И. Физико-географическое районирование Свердловской области. Свердловск, СГПИ, 1976г. - 137с.
12. Стрельцова В.Б. Наш друг природа. - М.: Педагогика, 1985. — 112 с.
13. Учебная тропа природы «Матвеевский лес»: Метод, указ. по организации тропы. / Ред. В.П. Чижова. М.: МГУ, 1981. - 62 с.
14. Чижова В.П. Учебные тропы природы. Методические рекомендации для
заповедников и национальных парков / ред. В.П. Чижова. - М.:
Просвещение, 1996. - 765 с.
15. Экскурсия как педагогический процесс: метод. рек. - М.: Центральный совет по туризму и экскурсиям, 1983...