ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Общая характеристика особо охраняемых территорий в Российской
Федерации 6
1.2. Категории особо охраняемых территорий в Российской Федерации . 10
1.2.1 Государственные природные заповедники 10
1.2.2. Национальные парки 12
1.2.3. Природные парки 14
1.2.4. Государственные природные заказники 16
1.2.5. Памятники природы 18
1.2.6. Дендрологические парки и ботанические сады 23
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЫШМИНСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Национальный парк «Припышминские боры» 28
2.2. Пышминский государственный зоологический охотничий заказник ... 32
2.3. Государственный зоологический охотничий заказник «Камышловский» 35
2.4. Государственный зоологический охотничий заказник «Юрмытский»
имени А. В. Григорьева 37
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЫШМИНСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42
3.1. Изучение в школьном курсе географии ОПТ Пышминского района ...42
3.2 Экскурсия по экологической тропе "В гостях у леса" национального
парка" Припышминские боры " 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 55
Актуальность исследования. Одной из основных проблем социальноэкономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России. Однако, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно.За длительный период деятельности государственного комитета по охране природы накоплен богатый опыт, который нуждается в обобщении. Необходимость его исследования деятельности диктуется проблемой совершенствования государственного природоохранительного управления в целом, проблемой создания, функционирования и контроля. Анализ теоретического и практического материала по данному вопросу дает право увязать его с актуальными проблемами совершенствования государственного управления охраной окружающей среды, сделать необходимые выводы по улучшению структуры управления в этой сфере, системы природоохранительного законодательства, юридической ответственности в целом и ее видов. Вопросы сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, имеющих генетическое, экологическое, научное, культурно - просветительское значение, находятся в центре внимания государственных органов.
Проблемы исследования. Недостаточный уровень государственного управления и контроля за сохранением режима особо охраняемых природных территорий.Недостаточное исследование данной темы в современной научной литературе.
Степень разработанности проблемы, её место и значение в науке и практике. Вопросы правовой охраны природы, в том числе особо охраняемых природных территорий, исследовались отечественными учеными- специалистами в области экологического, природно-ресурсного права - Петровым В.В., Колбасовым О.С, Мунтяном В.Л., Шемшученко Ю.С., Берхольцасом И.И., Полянской Г.Н. и др.
Объект исследования: Пышминский район, а предмет - охраняемые территории Пышминского района
Цель: охарактеризовать охраняемые территории Пышминского района Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особо охраняемые территории в Российской Федерации, а также провести их классификацию.
2. Определить физико-географическая характеристику охраняемых природных территорий Пышминского района Свердловской области.
3. Проанализировать изучение в школьном курсе географии охраняемых природных территорий Свердловской области.
4. Проанализировать литературные и картографические источники по теме исследования
Методы исследования:логические (анализ, синтез), описательные, картографические.
Новизна.До настоящего времени проблема правового режима особо охраняемых природных территорий была исследована в недостаточной мере. В целом ряде работ лишь в небольшой степени затрагиваются вопросы заповедения и правового регулирования особо охраняемых природных территорий. Все они в основном написаны до принятия Федерального закона Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях», и поэтому не учитывают особенности их правового режима. Материалы исследования могут быть использованы в школьном курсе географии.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность, проблемы, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, новизна и методы исследования), трех глав (выявлены особо охраняемые территории в Российской Федерации, проведена их классификация, определена физико-географическая характеристика охраняемых природных территорий Пышминского района Свердловской области, а также проанализировано изучение в школьном курсе географии охраняемых природных территорий Пышминского района Свердловской области), заключение (подведены итоги исследования), список использованных источников, 44 литературных и информационных источника.
В ходе написания работы были сформулированы следующие выводы:
1. Особо охраняемые территории (ООПТ) - наземные, водные и воздушные пространства, где расположены природные комплексы и участки, имеющие особую экологическую, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и рекреационную значимость. Одиннадцать объектов всемирного наследия, расположенных на территории России, включают в себя 13 заповедников, 7 национальных парков, 3 федеральных заповедника, несколько памятников природы. Всего на 1 января 2017 года насчитывалось около 12 000 охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения общей площадью 232,5 млн. Га (включая морские районы), что составляет 13,6% от общей площади России. Категории особо охраняемых территорий в Российской Федерации представлены государственными природными заповедниками (Баргузинский, Ильменский ,Кавказский, Великая Арктика и др.), национальные парки (Забайкальский, Самарская Лука, Смоленское Поозерье, Куршская коса, Валдайский, Лосиный остров, Припышминские боры и др.), природные парки (Виштынецкий, Налычево, Птичья гавань, Щербаковский, Ергаки,
Бажовские места и др.), заказники (Аграханский, Алтачейский, Баджальский, Белоозёрский, Васпухольский, Верхне-Кондинский, Воронежский, Даутский, Долина Дзерена и т.д.), памятники природы (относятся Бекан, Остров Малый Жемчужный, Джаныбекский стационар, парк усадьбы Е. Р. Дашковой (с. Троицкое), М. Д. Бутурлина Перцево (с. Игнатовское), Хитрово-Голицыных (с. Городня), Еропкиных (с. Грабцево), Гагариных (с. Авчурино) и др.), дендрологические парки и ботанические сады (сад имени П.И.Травникова, парк Ильины, парк Горняшка, ботанический сад ГОУ ВПО Дагестанского государственного университета, Кулундинский дендрарий, ботанический сад при Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского, Алатырский, Кабардино-Балкарский ботанический сад, Железногорский дендрологический парк и др.).
2. Припышминские борь: - национальный парк на территории Свердловской области. Он был создан в 1993 году с целью сохранения природного комплекса Соснового леса Пышминского района. Площадь парка составляет 49,2 тыс. га. Сосновые леса Пышминского района расположены на западном краю Западно-Сибирской равнины и образуют особый ландшафт и лесной массив. Климат умеренно-континентальный. Расположение парка на Западно-Сибирской равнине определяет особенности рельефа. В долинах рек Пышма, Тобол и Тура есть четыре уровня террас, которые характеризуются плоским рельефом. Пышминский государственный зоологический охотничий заказник - это природный заказник площадью 45,3 тыс. га в Пышминском районе Свердловской области. Основными задачами заказника являются: обеспечение целостности природных сообществ, защита и поддержание биоразнообразия на территории заказника, обеспечение соблюдения специальной охраны на территории заказника, специальная организация по защите косули и др. Государственный зоологический охотничий заказник «Камышловский» организован 28 декабря 1973 года для сохранения и повышения численности косули. Статус: государственный природный заказник областного значения. Государственный зоологический охотничий заказник «Юрмытский» имени А. В. Григорьева организован 24 марта 1982 года для сохранения и повышения численности кабана и косули. Заказник создан для акклиматизации дикого кабана, сохранения, размножения и увеличения численности дикого кабана и косули.
3. Анализ изучения географии в школе: обучающиеся не получают исчерпывающего представления об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации, их целях и задачах. Впервые ученики узнают о них в седьмом классе, а затем, когда они изучают природные территории Африки. В восьмом классе при изучении физической географии России учитываются определения понятий: «заповедники», «биосферные заповедники», «заповедники», «национальные парки», «памятники природы»; подчеркивает цель создания охраняемых районов. Интересные и содержательные дискуссии об охраняемых природных территориях Пышминского района следует проводить с помощью красочных иллюстраций. Несколько занятий следует посвятить заказникам Пышминского района, рассказать об истории их возникновения и особенностях развития. Игру можно использовать в образовательных и воспитательных целях как целиком, так и фрагментарно по разделам, адаптировав под национальный парк «Припышминские боры». Игровое занятие с инсценировкой «Что такое заповедник?» с инсценировкой возможно провести на примере Пышминского государственного зоологического заказника. По программе М.М. Мукадесовой можно изучить Камышловский государственный зоологический заказник. По закреплению знаний возможен вариант проведения различных бесед, викторин, конкурсов, игр. Например, турнир знатоков, посвященный природе Юрмытского заказника им. А.В. Григорьева государственного зоологического охотничьего заказника в форме виртуального путешествия. Также целесообразно использовать программу занятий с детьми разного возраста по охране природы (концептуальные основы цикла занятий по особо охраняемым природным территориям) О.Ю. Гурьевских. Кроме урока возможно использование внеурочных форм по изучению ООПТ Пышминского района. Дома дети могут самостоятельно изучить какой-либо заповедник, национальный парк, составить кроссворд по теме ООПТ Пышминского района.
4. Анализ изучения мероприятия экскурсии по экологической тропе "В гостях у леса" национального парка" Припышминские боры ": Таким образом, природоведческие экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.Экскурсия -- это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. В школе обучающиеся должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения её различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
Предложения и рекомендации по применению результатов исследования. Материалы исследования целесообразно использовать в учебном процессе учреждений образования - школ, колледжей, высших учебных заведений.
1. Александрова О.В. Особо охраняемые природные территории Пышминского городского округа. Пышма: МБУ ПГО «БИЦ», 2017. - 34 с.
2. Алексеев А.И. География. 7 класс: учеб.пособие для общеобразоват. Учреждений М.: Просвещение, 2015. - 256 с.
3. Алексеев А.И. География. 8 класс: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2007. - 214 с.
4. Алексеев А.И. География. Россия. Природа и население. 8 класс: учеб.пособие дляобщеобразоват. Учреждений. М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
5. Ботанические сады и дендрологические парки [Электронный ресурс] // Экодело. 2013. URL: https://cutt.ly/krCW9L5 (дата обращения: 04.01.2020).
6. Гладкий Ю.Н. География. Современный мир. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
7. Горохов В.А. Национальные и природные парки [Электронный ресурс] // Ландшафтная архитектура и зеленое строительство. 2014. URL: http://landscape.totalarch.com/node/76 (дата обращения: 19.12.2019).
8. Государственные природные заказники [Электронный ресурс] // Экология. 2017. URL: https://ru-ecology.info/term/29445/ (дата обращения: 02.01.2020).
9. Гурьевских О.Ю. Сквозная программа занятий с детьми разного возраста по охране природы. Концептуальные основы цикла занятий по особо охраняемым природным территориям. Екатеринбург: ФГБОУ ВО Урал.гос. пед. ун-т, 2017. - 11 с.
10. Дьяконов К. П., Дончева Л. В. Особо охраняемые природные территории (ООПТ): учеб.пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. - 384 с.
11. Зоологический охотничий заказник «Камышловский» [Электронный ресурс] // Информация о Свердловской области: корпоративный проект
библиотек региона. 2016. URL:
http:// semantic.uraic.ru/object/objectedit. aspx?object_id=9060&project=1 (дата
обращения: 11.01.2020).
12. Зоологический охотничий заказник «Пышминский» [Электронный
ресурс] // Информация о Свердловской области: корпоративный проект библиотек региона. 2016. URL:
http:// semantic.uraic.ru/object/objectedit. aspx?object_id=9057&project=1 (дата
обращения: 09.01.2020).
13. Зоологический охотничий заказник «Юрмычский им. А.В.
Григорьева» [Электронный ресурс] // Информация о Свердловской области: корпоративный проект библиотек региона. 2016. URL:
http:// semantic.uraic.ru/object/objectedit. aspx?object_id=9051&project=18 (дата обращения: 19.01.2020).
14. Камышловский заказник [Электронный ресурс] // ООПТ России. 2020. URL: https://cutt.ly/crCEQZ8 (дата обращения: 17.01.2020).
15. Коринская В.А. География материков и океанов: учеб.пособие для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. - 319 с...