ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1.Основные понятия и условия в экскурсионном деле 7
1.2. Виды экскурсий 12
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА
ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Географическое положение 15
2.2. Геологическое строение и рельеф 16
2.3. Климат 18
2.4. Природные воды 19
2.5. Почвенно-растительный покров и животный мир 19
2.6. Разработка экскурсионного маршрута по территории горной полосы
Среднего Урала 23
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКУРСИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В
ШКОЛЕ 39
3.1. Формы внеурочной деятельности школьников 39
3.2. Исследование результативности краеведческой деятельности
школьников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 82
Организация туристско-краеведческих экскурсий для школьников помогает воспитать у обучающихся интерес к природе, привить любовь к родному краю, раскрыть творческий потенциал, сформировать мировоззренческую культуру. В основе получаемой информации лежат знания о закономерностях роли природы в функционировании географической оболочки Земли. Для ее познания необходимо знать состав, изучить процессы, формирующие каждую из геосфер. Вместе с тем, необходимо формировать и понимание, что Малая Родина является составной частью процессов и явлений которые происходят в географической оболочке, поэтому особое внимание должно быть уделено разработке маршрутов для детей школьного возраста [44].
Экскурсионно-краеведческая деятельность направлена не просто на изучение дат, событий или значимых мест, она старается создать яркое и образное впечатление от явлений истории, его природных богатств, достижений местных жителей. Объекты природного и культурного наследия региона представляют собой наглядный краеведческий материал, который имеет огромный развивающий и образовательный потенциал. С одной стороны, краеведение рассматривается как специфическая направленность личности на предметы и явления внешней среды, т.е. своей местности. С другой стороны - это совокупность научных дисциплин по комплексному изучению своего края, составная часть исторической, географической, биологической, этнографической, археологической и других наук.
Туристско-краеведческая деятельность определяется как форма освоения школьниками объектов окружающей действительности путём их целенаправленного наблюдения и познания, разностороннего изучения и исследования, разнообразного совершенствования и сохранения памятников культуры. Такая деятельность содействует духовно-нравственному, физическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию учащихся, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы, помогает обеспечить необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в решении современных проблем края. Следует отметить, что использование краеведческого материала в преподавании содействует эффективному усвоению учебных предметов и способствует практическому применению приобретенных знаний. Туристско- краеведческие мероприятия все шире используются как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека, разумному использованию свободного времени.
Актуальность рассмотрения представленной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих начал школьников. Новые экскурсии всегда вызывают интерес и необходимость их дальнейшей разработки не вызывает сомнений.
Цель: разработать краеведческие экскурсии по Среднему Уралу для применения во внеурочной деятельности с обучающимися в школе Объект: Средний Урал.
Предмет: разработка краеведческих экскурсий по Среднему Уралу Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты экскурсионной деятельности.
2. Изучить основные принципы разработки и методы организации краеведческих экскурсий, выявить их особенности от остальных видов экскурсий.
3. Разработать 3 маршрута краеведческих экскурсий по Среднему Уралу
4. Рассмотреть формы внеурочной деятельности школьников, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом.
5. Выявить изменение результативности краеведческой деятельности школьников при использовании краеведческих экскурсий.
Для достижения поставленной цели в выполнении данной работы были использованы следующие методы исследования: общенаучные: наблюдение, изучение первоисточников, анализ
документации, описание, типология, классификация, картографический метод. частнонаучные: сравнительно-географический и районирование.
Практическая значимость: разработан маршрут краеведческой экскурсии по г. Дегтярску с посещением объектов, связанных с творчеством П.П. Бажова; маршрут на гору Волчиха с посещением горных выработок на склоне хребта Гребни; маршрут на первый никелевый рудник России. На тему исследования написана 1 научная статья (см. приложение 2).
Работа состоит из введения, одной главы, состоящей из 2 подглав, одной главы, состоящей из 6 подглав и одной главы, состоящей из 2 подглав, заключения, 67 источников информации, 7 приложений.
Во время написания данной работы были рассмотрены и решены следующие задачи: изучены и проанализированы теоретические основы организации экскурсий. Определены теоретические и методологические основы организации краеведческой экскурсии, которая является самой комплексной и эффективной формой туристско-краеведческой деятельности. Она способствует формированию и развитию интереса к познанию природы, местности, людей, которые живут здесь, изучению их хозяйственной деятельности.
Дана физико-географическая характеристика горной полосы Среднего Урала. На основе этих данных разработаны три маршрута экскурсий: «По горной полосе Среднего Урала», «На Родину российского никеля» и «Бажовский маршрут по городу Дегтярск». Составлено краткое описание маршрутов, сделаны технологические карты экскурсий, создан портфель экскурсовода. В маршрутах предусмотрены варианты изменения маршрута в зависимости от погодных и сезонных явлений. Прописаны возможные логические переходы между этапами.
Рассмотрены формы внеурочной деятельности школьников, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом, и требования к предметным, метапредметным и личностным результатам по ФГОС. Сделан вывод, что все аспекты по ФГОС могут формироваться во время проведения краеведческой деятельности. Проведены исследования результативности краеведческой деятельности школьников. Для этого была разработана анкета с опросом по знаниями о горной полосе Среднего Урала. Результаты анкеты были изучены, сравнены и проанализированы. Были построены диаграммы с результатами ответов обучающихся. С учетом полученных результатов, можно сказать, краеведческая экскурсия имеет большое познавательное и воспитательное значение, она расширяет и углубляет знания обучающихся, за счет зрительного восприятия и впечатления. Разработанные экскурсии позволят педагогам дополнительного образования, используя предложенные формы, приемы и методы, правильно организовать экскурсии, обеспечить возможность творческого участия обучающихся в процессе освоения новых знаний, расширить спектр познавательных интересов и привить навыки географического и экологического мышления, обеспечивая при этом высокую степень органичного усвоения учебного материала.
1. Акифьева Н.В. Железные караваны на Чусовой. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2013. - 192 с.:илл.
2. Акифьева Н.В. История Первоуральска от Демидовых до Бергов (1732-1918 гг.) - Екатеринбург: Банк культурной информации. 2005. - 168 с.: ил.
3. Аксакалова Г.П. Факультативные занятия по географии: учебно
методические пособие/ Аксакалова Г.П., Андреев Н.В., Голов В.П.- Москва: Просвещение, 1985. 144с.
4. Алексеев А. И. География 7 класс [Электронный ресурс]: учебно
методический комплекс / Алексеев А. И.- Электрон. учеб. Москва. издательство «Полярная звезда",2018г. - Режим доступа:
http: //www.pro sv.ru/umk/element/geography-pole-star.2233 .html свободный
5. Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд- во,1981. 191с.
6. Астрова Г.Г Методика преподавания минералогии и геологии в средней школе: Утв. НКП РСФСР / Г. Г. Астрова, В. В. Малинко. - Москва: Учпедгиз, 1939. - 224 с.
7. Бархаш Л. Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий [Текст]. Москва: тип. МАИ, 1931. - 87 с.
8. Березовская А.О. Геологические понятия в школьном курсе географии: учебно-методическое пособие / Березовская А.О Глушкова А.Д. Коваленко С.Н. Иркутск. 2003. — 87 с.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков, И.В. Никифоров.- Санкт- Петербург: Издательский дом «Герда», 2002.— 320 с.
10. Блажес В.В., Литовская М.А. Бажовская энциклопедия. - Екатеринбург:Ихд- во «Сократ»; Изд-во Урал. Ун-та, 2007. - 640 с.:ил. + 24 с. вкл.
11. Богданов В.Д., Большаков В.Н., Госькова О.А. Рыбы Среднего Урала: Справочник-определитель - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006. - 208 с.:ил.
12. Большая советская энциклопедия https://bse.slovaronline.com/ (дата обращения 28.01.2020)
13. Веткин В.А. Технология создания туристского продукта: учебное пособие / В.А. Веткин.— Москва: ГроссМедиа, 2008. - 199 с.
14. Геология СССР, т.12, ч.1. Геологическое описание. Кн.2. М.:Недра, 1969. 304 с.
15. Геология, минералогия и экология Свердловской области: Рефераты/Под ред. проф., д-ра геол.-мин. наук В.Н. Огородникова. - Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 1999. - 96 с...