ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4
1.1. Коммуникативные УУД и пути их формирования у школьников 4
1.2. Игровые технологии: понятие, роль и опыт их использования 10
1.3. Игровые педагогические приемы при обучении технологии 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ 22
2.1. Требования к игровой деятельности, позволяющей формировать
коммуникативные УУД школьников при обучении технологи 22
2.2. Виды игр и игровых приемов, формирующих коммуникативные УУД при
обучении технологии 27
2.3. Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД у школьников 34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ И АНАЛИЗ ЕЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ 39
3.1. Общие сведения об опытно-поисковой работе в школе по формированию
коммуникативных УУД у школьников на уроках технологии 39
3.2. Этапы опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
В современном мире к школьнику выдвигается ряд требований, которыми должен обладать выпускник. Это познавательные, коммуникационные, личностные универсальные учебные действия. В их основе лежит умение учиться, развиваться в нравственном, умственном и социальном аспекте. Данные требования выдвигает государственный стандарт основного образования - ФГОС.
Основа учебных действий, в частности коммуникативная, связана тесно с развитием личности ребенка. В социальном окружении происходит процесс общения с внешними и внутренними условиями, познаются духовные и материальные ценности, природные и социальные миры, познаются межличностные отношения. В инновационных методах современного образования актуальным является вопрос выбора для школьников методов формирования учебных действий.
Универсальные учебные действия активно сотрудничают и формируются со всеми предметами школьной программы. Дисциплина «Технология» имеет значительный потенциал в области освоения универсальных учебных действий.
Большое значение придается игровым технологиям в процессе обучения детей урокам технологии. На каждом занятии у учителя существует возможность сформировать классические навыки публичных выступлений, общения и научить детей совместной работе в группах.
В настоящее время уделяется большое внимание как инновационной деятельности, игровым технологиям в процессе образования детей. Педагоги и психологи все более чаще стали использовать методики игры в обучении, социализации, в творческой и коррекционной работе, в диагностической и развивающейся деятельности.
На основе вышесказанного можно сформулировать тему исследования выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий школьников в игровой деятельности по технологии».
Целью исследования данной работы является разработка методики применения игровых приемов при обучении на уроках технологии для развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5 класса.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы, поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников с особенностями игровых приемов;
• рассмотреть требования к игровым технологиям, виды игр при формировании коммуникативных универсальных учебных действий;
• разработать методику игровых технологий для развития школьников 5класса на уроках технологии;
• оценить эффективность разработанной методики.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является 5 классы МАОУ СОШ 64 г. Екатеринбурга.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является использование игровых приемов на уроках технологии в процессе обучения для развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по реализации разработанной методики проведения игр и игровых приемов, то у школьников возрастёт уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Именно коммуникативные навыки школьников обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, формируют умение слушать и вступать в диалог, строить положительное взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Ведущая роль в формировании данных учебных действий, безусловно, принадлежит школе.
Формирование личности школьника в системе основного общего образования невозможно без развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), являющихся в соответствии с ФГОС ООО основой организации делового общения учащихся друг с другом и с учителем в течение всего образовательно-воспитательного процесса.
Овладение обучающимися коммуникативными УУД является актуальной проблемой для современного школьника, поскольку именно они необходимы как в школьной, так и в реальной жизни при решении различных ситуаций. Ведущее место среди методических приемов, которые наиболее часто используются учителями школы для формирования коммуникативных УУД при изучении технологии, занимает игровая деятельность.
Формируемые коммуникативные умения на уроках технологии особенно существенными становятся в условиях организации разных видов сотрудничества между учащимися, без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
Игровые моменты, используемые на уроках, вызывают у учащихся особый интерес к познанию данного предмета, что хорошо сказывается на их 57
изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Игровые технологии лучше всего использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения.
Использование игровых моментов на уроках технологии дают положительные результаты в области развития творческих способностей учащихся, а также формирует внимание и интерес к творчеству, общению. Игровые задания в рамках предмета «Технология» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий отвечают ряду требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (распределение ролей, командное выполнение, индивидуальное выступление, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет индивидуальных особенностей учащихся, учет познавательных интересов школьников и пр..
Для оценки эффективности использования игровых технологий для формирования коммуникативных УУД у школьников при обучении технологии нами использовалась система игр и игровых приемов:
1. Театрализованная игра (активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь, развивает коммуникативные навыки);
2. Викторина «Феерия рукоделия» (моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности, возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению);
3. Креативный игровой тренинг «Поиск идей» - сюжетно-ролевая игра «Дизайнерская мастерская» (развитие коммуникативных УУД происходило в результате организованной групповой работы);
4. Игра с применением приемов ТРКМ «Занимательное домоводство» (возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения).
Опытно-поисковая работа проведена на основе использования сокращенной Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся, разработанная Э.М. Александровской, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).
В ходе исследования было выяснено, что коммуникативные УУД учащихся на уроках технологии эффективно формируются при использовании игрового метода. Через использование игровых технологий обучение становится занимательным и посильным занятием. Игровые методы обеспечивают плавный переход от игры к дальнейшему серьезному обучению.
Таким образом, использование игровых технологий в образовательном процессе направлено на формирование и развитие личностных качеств всех участников игрового пространства. В игровой деятельности формируются такие компетенции, которые невозможно сформировать текстовым обучением.
Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного познания учащихся, при котором и происходит передача информации от учителя к ученику в благоприятной для всех участников процесса психологической обстановке.
Нашла подтверждение гипотеза о том, что эффективность формирования коммуникативных УУД у обучающихся при обучении технологии повысится, если на уроках и во внеурочной деятельности применять систему игровых приемов в соответствии с рядом требований: наличие заданий, направленных на разные виды коммуникации (распределение ролей, командное выполнение, индивидуальное выступление, формулирование вопросов и аргументированные ответы на них), учет индивидуальных особенностей учащихся, учет познавательных интересов школьников и пр.
1. А. Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 1983, С. 135
2. Александрова Л.М., Филатова К.И. Использование игровых технологий на уровках изобразительного искусства в начальной школе // Символ науки.
2016. № 4-2 (16). С. 72-74
3. Бобырев А.В. Сущность и значение игровой деятельности на уроках технологии // В сборнике: Проблемы теории и практики современной науки материалы VII международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». 2016. С. 37-44
4. Бобырев А.В., Шутова Е.В. Инновационная игровая деятельность на уроках в общеобразовательном учреждении // Педагогика и современность.
2017. № 1 (27). С. 33-39
5. Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников.— СПб., 2013
6. Бычкова К.Г. Особенности применения технологии организации игровой деятельности у ученос процессе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016.№ 7. С. 124-129
7. Валиулина И.Е., Задкова С.А. Приемы технологии развития критического мышления, способствующих развитию коммуникативных УУД обучающихся // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 27-29
8. Валичонова С.Р. Использование игровых технологий на занятиях русского языка в целях формирования коммуникативной компетенции // Вестник Института языков. 2014. Т. 1. № 13. С. 67-70
9. Винник В.К., Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 52
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 1997.
12. Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формрования у школьника коммуникативных УУД // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2 (82). С. 25-27
13. Галямина, Э.М. Методика преподавания технологии / Э.М.
Галямина, В.В. Выгонов. М.: Академия, 2013. 176 с
14. Гонова Н.В. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности учащихся // Наука и образование: материалы Международной заочной научно - практической конференции Чехия. Прага, 2014.
15. Гревцев И.А. Практические основы использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в период реализации ФГОС ООО // Вестник магистратуры. 2017. № 9 (72). С. 7-9...