ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ФФНР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 6
1.1. Онтогенез развития речи 6
1.2. Характеристика речи детей с ФФНР 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 15
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента
дошкольников 15
2.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФФНР У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 42
3.1. Основные принципы, цели, задачи построения логопедической работы по преодолению ФФНР у старших дошкольников на логопедическом пункте .. 42
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению ФФНР у старших
дошкольников на логопедическом пункте 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования уровень развития речи занимает важное место в личностном становлении ребенка, а для благоприятного обучения в школе необходимо своевременное овладение корректной речью. Дошкольный возраст восприимчив для формирования и развития речевых процессов. Чаще всего дефекты речи заметны в произношении. Формировать нормативное произношение достаточно затруднительно, так как ребенку важно научиться контролировать собственную речь и управлять органами артикуляции, при том держать во внимании речь других людей. Помимо существования разных направлений работы логопедической с дошкольниками, особое внимание занимает фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).
Исследования актуальны на уровне социума. Актуальность обусловлена потребностью общества в гармоничном развитии личности детей, и дошкольников с ФФНР в том числе; на научно-теоретическом уровне связана с частичной проработкой условий реализации программ преодоления ФФНР у детей дошкольного возраста; на научно-методическом уровне обусловлена тем, что в современной практической и теоретической логопедии основная часть методик коррекционной работы с дошкольниками с ФФНР (Н. А. Оскольская, В. В. Коноваленко, И. А. Рогозина, И. Смирнова, Л. В. Лопатина, и др.) предполагает последовательное и поэтапное увеличение сложности упражнений для речи и речевых ситуаций. К тому же вопросы реализации дидактических условий коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием изучены лишь частично.
В системном подходе к диагностике и коррекции речевых нарушений теоретико-методологическую основу исследования составили (Г. В. Чиркина, Т. А. Алтухова, Л. С. Выготский, Е. Н. Российская, Т. В. Ахутина, и др.). Связи развития речи с другими сторонами психической деятельности, положение о системности языка (Л. С. Выготский, Е. Н. Винарская и др.); закономерности речевого онтогенеза (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Т. Н. Ушакова и др.);
- системно-деятельностный подход, в рамках которого личность
ребенка рассматривается через активную деятельность, в том числе и
речевую (Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Л. В. Михайлова-Свирская и др.);
- психолингвистический подход, подход, изучающий структуру речевой деятельности и механизмы нарушений речи, то есть психолингвистический (И. Н. Горелов, А. Н. Корнев, В. П. Белянин, К. Ф. Седов и др.), концепция оказания ранней логопедической помощи детям с речевыми нарушениями (Н. С. Жукова, Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева и др.).
Исследования детей раннего, среднего и дошкольного возраста, с речевыми нарушениями проводили Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. В работах Б. М. Гриншпун, Р. Е. Левиной, С. С. Ляпидевского и др. были классифицированы нарушения речи и систематизированы причины. Специфику воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в том числе коррекцию речевого дефекта и подготовку к обучению грамоте, изучали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Т. В. Туманова, и др.
Так же необходимо обратить внимание на то, что сегодня менее изучены дидактические условия проведения коррекции речи у детей с фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В этой связи остро встает вопрос о противоречии между необходимостью формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих ФФНР, и недостаточной разработанностью дидактических условий в практике и теории.
Это объяснило актуальность исследования и выявило его проблему, которая заключается в выявлении дидактических условия формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих ФФНР.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Коррекция ФФНР у старших дошкольников в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации».
Объект - фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников.
Предмет исследования - логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников.
Цель исследования - систематизировать, апробировать задания и упражнения, направленные на преодоление фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования мною были поставлены следующие задачи:
- изучение логопедической, психологической, медицинской и лингвистической литературы;
- изучить состояние и особенности ФФНР у старших дошкольников;
- разработать, теоретически обосновать и апробировать задания и упражнения, направленные на преодоление ФФНР у детей.
Методы исследования выбирались с учетом объекта, предмета, цели и задач исследования:
- анализ медико-психолого-педагогической документации детей;
- наблюдение за речью детей;
- констатирующий и формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент (анализ результатов исследования - анализ и сравнение).
После проведенного мною исследования структуры дефекта ФФНР и ФН выяснилось, что данный дефект нуждается в комплексном подходе и в развитии как ВПФ, так и слухового восприятие, физических возможностей речевого аппарата в совокупности с работой нервной системы.
Логопедическая работа всегда строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку, нуждающемся в помощи. Тем самым для построения индивидуального коррекционного плана, был проведет констатирующий эксперимент, в результате которого мы получили данные из анамнестического анализа и из обследования по определенным методикам.
Наличие ФФНР и ФН обусловлено осложненным постнатальным развитием, фразовая речь появилась позже у всех 5 детей (100 %). У всех участвующих в диагностике дошкольников присутствуют неврологические диагнозы, как следствие у этих детей присутствует нарушение в физическом и конкретно в речевом развитии. Фонетические и фонематические нарушения влияют на развитие других письменных навыков письменной речи, включая чтение. Для детей дошкольного возраста в этой категории важно выполнить подготовительную работу к занятиям по подготовке обучению чтению.
Для решения проблемы была поставлена цель - изучение особенностей подготовки к обучению чтению дошкольников с ФФНР.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) провести констатирующий эксперимент, направленный на
выявление уровня дефекта, проанализировать его результаты;
3) составить план коррекции.
При проведении эксперимента был исследован уровень развития звукопроизношения, уровень развития фонематического слуха и восприятия, а также состояние зрительной памяти и пространственного гнозиса у обучающихся старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В констатирующий эксперимент были включены 5 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет. Результаты эксперимента показали, что на формирование речи дошкольников влияет на отсутствие сформированности моторной сферы обучающихся. Они характеризуются нарушением координации. Исследования показали, что произношение звуков нарушено абсолютно у всех обследованных обучающихся. Нарушения зрительной памяти и пространственного гнозиса также наблюдается у дошкольников. Например, все дети имеют нарушение ориентации в своем собственном теле.
На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был подготовлен подробный план логопедической работы для подготовки занятий по подготовке к освоению чтения для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Анализ методической литературы позволяет предположить, что коррекция фонетических и фонематических нарушений и подготовка к обучению чтению является систематической и многогранной работой.
В качестве работы по устранению дефекта у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо принять соответствующие меры, которые можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - подготовительный, в основную задачу которого входит работа по развитию общей и пальцевой моторики, работа над развитием просодической составляющей речи и развитие артикуляторные моторики.
Второй этап логопедического воздействия включает в себя развитие новых навыков произношения (формирование новых устойчивых связей, способствующих формированию правильного звукопроизношения), проводится работа по развитию фонематического слуха у обучающихся и т.д.
Третий уровень логопедического воздействия посвящен развитию коммуникативных навыков.
Четвертый этап логопедического воздействия - это профилактика или преодоление вторичных речевых и неречевых нарушений.
Пятый этап логопедического воздействия - подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе. На этом этапе работают над развитием графомоторных навыков, предотвращением дисграфических ошибок и развитием зрительного восприятия и пространственного гнозиса.
При условии, что коррекционно-логопедическая работа будет построена таким образом, то можно с уверенностью говорить, что дошкольники к завершению дошкольного образования будут полностью освобождены от дефектов и будут готовы к обучению в школе.
1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1950. - № 10. - С. 53-61.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2010. - 254 с.
4. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /
B. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2009. - 141 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : Медицина, 1973. - 143 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 416 с.
10. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -
C. 114-123.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, 2010. - 672 с.
12. Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. -
Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Москва : Академический Проект, 2000. - 184 с.
14. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество: исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 368 с.
15. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - Москва : Энергомаш, 1994. - 128 с.
16. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. - Москва : Медицина, 1981. - 272 с.
17. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 280 с.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
19. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В. А. Киселева. - Москва : Пресса, 2007. - 48 с.
20. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - Москва : Педагогика, 1973. - 144 с.
21. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Санкт-Петербург : МиМ, 1998. - 192 с.
22. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с
нарушением речи / А. Н. Корнев. - Москва : Айрис-пресс, 2006. - 128 с.
23. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у
школьников / Р. И. Лалаева. - Москва : Просвещение, 1983. - 136 с.
24. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1968. - 368 с.
25. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2004. - 192 с.
26. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. - 192 с.
27. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. - Москва : Академия, 2002. - 352 с.
28. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение,
1992. - 95 с.
29. Методы обследования речи детей / под ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2005. - 240 с.
30. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - Москва : ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
31. Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О. А. Новиковская. - Санкт-Петербург : Корона Век, 2012. - 272 с.
32. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2003. - 240 с.
33. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 446 с.
34. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. - Москва : КАРО, 2007. - 92 с.
35. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
36. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь
логопеда / В. И. Селиверстов. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 287 с.
37. Скворцов, И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И. А. Скворцов, Н. А. Ермоленко. - Москва : МЕДпресс, 2003. - 368 с.
38. Тригер, Р. Д. Подготовка к обучению грамоте / Р. Д. Тригер. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2000. - 80 с.
39. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2005. - 96 с.
40. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 50 с.
41. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Пресса, 2002. - 32 с.
42. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
43. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - Москва : МОДЭК, 1997. - 320 с.
44. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 550 с.
45. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Профессиональное образование,
1993. - 232 с.
46. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
47. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции
отклонений речевого развития у детей /
Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1999. - 220 с.
48. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Г. Р. Шашкина. - Москва : Академия, 2005. - 52 с.
49. Эльконин, Б. Д. Психология развития / Б. Д. Эльконин. - Москва : Академия, 2001. - 141 с.
50. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.