ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Онтогенез фонематической системы языка у детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 8
1.3. Характеристика нарушений фонематической системы языка у детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 11
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТА 15
2.1. Организация, принципы и методика логопедического обследования
детей старшего дошкольного возраста 15
2.2. Результата логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста и их анализ 24
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 32
3.1. Принципы и основное направление работы по коррекции фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста
с псевдобульбарной дизартрии 32
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематической системы языка у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к социальному контакту между сверстниками и взрослыми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности.
Отклонение в развитии речи препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма, а вследствие этого и другие школьные навыки, и знания. Некоторые нарушения речи тормозят процесс саморегуляции, изменяют черты характера ребенка - появляется замкнутость, неуверенность в себе, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.
Самым актуальным речевым нарушением в настоящее время является псевдобульбарная дизартрия. Исследования теоретического и практического характера, а также и систематизация коррекционной работы связана с именами Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, Г. В. Чиркиной, М. Б. Эйдиновой и др
Как указывает Р. Е. Левина, у детей с дизартрией имеется недоразвитие фонематической системы языка.
При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи.
У детей с дизартрией «речедвигательный» анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков и звуковом анализе.
Таким образом, смазная, непонятная речь у детей с дизартрии не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, и звукового анализа. Проблема формирования фонематической системы язык у детей с дизартрией является одной из актуальных для теории и практики логопедии.
Нарушение фонематической системы языка не дает возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Не сформированные навыки и умения могут привести к вторичным нарушениям, неуспеваемости в школе, в трудностях взаимодействиях с другими участниками педагогического процесса.
Наиболее раннее проведение коррекционной работы, поможет устранить причины нарушений у детей, а также предупредить неуспеваемость в школьном обучении. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематической системы языка.
В последнее время увеличивается число детей с речевыми нарушениями, именно поэтому в образовательных организациях практикуется открытие логопедических пунктов. Дошкольные учреждения в соответствии с этим, а также с запросов родителей, так же открывают логопункты.
Нередко молодым специалистом не хватает опыта для организации и разработки плана коррекционной логопедической помощи.
Именно систематическая и индивидуальная организация и комплексный план коррекционной логопедической работы на логопункте может обеспечить коррекцию компонентов речевой деятельности.
Объект исследования: фонематическая система языка у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: коррекционная работа по формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель: изучить особенности формирования фонематической системы языка у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста при псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент для выявления особенности фонематической системы языка у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
4. Разработать план мероприятий по коррекции фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, обследование детей старшего дошкольного возраста, анализ констатирующего эксперимента, анализ организации логопедической работы на логопункте.
База исследования: МАДОУ №10 «Теремок» посёлок Бобровский.
В ходе написания нами выпускной квалифицированной работы по проблеме формирование фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта было изучено: онтогенез фонематической системы языка у детей в норме, психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, характеристика нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, организация и принципы логопедического обследования.
Был проведен качественный анализ логопедического обследования, были изучены принципы и основные направления работы по формированию фонематической системы языка
Характер нарушения фонематической системы языка звуков при псевдобульбарной дизартрии может изменяться под влиянием не сформированности звукопроизношения.
Нами была проведена диагностика обследования пяти детей по определению механизма нарушения фонематической системы языка.
После обследования, был написан качественный анализ по результатам обследования. На основе анализа результатов была продумана логопедиическая работа с данными детьми.
Перед нами была поставлена цель изучить литературу по формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
Для достижения данной цели были поставлены задачи следующие задачи:
Задача 1. Раскрыть основные понятия темы - мы рассмотрели понятия, такие как: онтогенез фонематической системы языка, псевдобульбарная дизартрия, нарушение звукопроизносительной стороны речи при псевдобульбарной дизартрии.
Задача 2. Провести диагностику пяти детей и интерпретировать результаты обследования. В ходе написания исследования нами был подобран диагностический инструментарии, для проведения обследования, затем было проведено само обследование с детьми, а также написан качественный анализ результата проведенного обследования.
Задача 3. Разработать план мероприятий по коррекции фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта.
В частности, осветить используемые принципы и основное направление работы, а также спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Таким образом, в ходе написания нами выпускной квалифицированной работы мы достигли поставленной цели при помощи решения всех задач.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 319 с.
3. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине Логопедия. Раздел Дизартрия : учеб.-метод. пособие. М., 2020. 122 с.
4. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. 287 с.
5. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004. 56 с.
6. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей : справ. начинающего логопеда : учеб.-метод. пособие. СПб., 2012. 128 с.
7. Винарская Е. Н. Дизартрия : учеб. пособие. М., 2005. 220 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 472 с.
9. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие. М., 2005. 96 с.
10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2010. 279 с.
11. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971. 192 с.
12. Коррекция нарушений речи : программы дошкол. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева [и др.]. М., 2017. 204 с.
13. Лавская Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой
дизартрии у детей // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 512-514. URL:
https://moluch.ru/archive/76/12952/(дата обращения: 19.04.2021).
14. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
15. Логопедия : теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. М., 2018.
608 с.
16. Лозбякова М. И. Учимся правильно и четко говорить : пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М., 2003. 304 с.
17. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие. СПб., 2000. 192 с.
18. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошкол. учреждений. М., 2005. 64 с.
19. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : кн. для логопеда. М., 2001. 204 с.
20. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. М., 2002. 200 с.
21. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина [и др]. М., 2002. 240 с.
22. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика : взаимодействие специалистов. Ростов н/Д, 2002. 352 с.
23. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002. 448 с.
24. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997. 400 с.
25. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68-81.
26. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д,.2019. 173 с.
27. Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.- метод. пособие. Екатеринбург, 2005. 98 с.
28. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб. - метод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
29. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие. М., 2019. 320 с.
30. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
31. Хватцев М. Е. Логопедия : кн. для преподавателей и студентов. М., 2010. 272 с.
32. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. 240 с.
33. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М., 1948. 204 с.
34. Яшина В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи у детей : учеб. для студентов вузов. М., 2006. 445 с.