Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ... 6
1.1. Понятие «половое воспитание» с точки зрения различных
авторов 6
1.2. Особенности полового воспитания детей дошкольного
возраста 14
1.3. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей
дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
полового воспитания детей дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
развития полового воспитания детей дошкольного возраста 32
2.3. Описание хода работы по половому воспитанию детей
дошкольного возраста с помощью дидактических игры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Актуальность исследования. Проблемы полового воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать половые особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании искренности человечности в будущих женщинах и мужчинах.
Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста сегодня является важнейшей составляющей во всем процессе воспитания в связи с необходимостью формирования у ребенка, начиная с раннего возраста, правильных представлений о роли мужчин и женщин в социуме (внешний вид, стиль одежды, манеры поведения, взаимоотношения мальчиков и девочек, права и обязанности в социуме, различие сфер интересов и увлечений, доминирующие виды труда, спорта и т.д.).
В настоящее время вопросы полового воспитания в семье и в детском саду рассматриваются в работах Л.А. Арутюновой, А.Г. Асмолова, Д.И. Исаева, В.Е. Кагана, З.С. Кириловой, А.Н. Липник, Н.Н. Плисенко и др.
Одним из основных средств полового воспитания выделяют игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Изучение воспитательных возможностей игры на протяжении долгих лет существования наук о человеке представляло интерес для многих ученых (А.К. Бондаренко, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Д.Б. Эльконин и др.). Исследованию роли отдельных видов игр (сюжетно-ролевых, игр- драматизаций) в половом воспитании посвящены работы Л.В. Градусовой, Е.А. Конышевой, Е.А. Кудрявцевой, Н.Е. Татаринцевой и др.
В дидактической игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье. Организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
Таким образом, в настоящее время проблема сюжетно-ролевой игры дошкольников вновь актуальна и необходима для изучения и осмысления.
Анализ психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей дошкольного возраста позволил выявить следующее противоречие:
- между необходимостью создать условия для диагностики у детей дошкольного возраста и сложившейся системой воспитания ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью организации полового воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной изученностью развивающего потенциала дидактических игр в этом процессе.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольной организации была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень организации дидактической игры в половом воспитании детей дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста».
Предмет исследования - дидактическая игра, способствующая развитию полового воспитания детей дошкольного возраста.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании дидактической игры как средства организации полового воспитания детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать проблему полового воспитания в психолого-педагогической литературе;
2. Определить основные показатели диагностики процесса полового воспитания детей дошкольного возраста и подобрать диагностические методики;
3. Провести диагностику полового воспитания детей дошкольного возраста, представить анализ результатов;
4. Разработать комплекс занятий по половому воспитанию детей дошкольного возраста;
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
База исследования: МАДОУ № 38 «Ёлочка». В исследовании приняло участие 20 воспитанников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 55 источников и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему полового воспитания в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики процесса полового воспитания детей дошкольного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику полового воспитания детей дошкольного возраста, представить анализ результатов.
4. Разработать комплекс занятий по половому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В главе «Проблема полового воспитания в современной психолого-педагогической литературе» дано понятие «половое воспитание» разных авторов Д.И. Писарева, А.С. Макаренко.
Половое воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Проведение игр по половому воспитанию в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения.
В параграфе «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» отмечено, что в дошкольные годы, идет интенсивный процесс становление самосознания. Важный компонент развития - осознание себя как представителя определенного пола.
Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей (А.И. Сорокина). Дидактическая игра в дошкольном возрасте является ведущим средством воспитания, в силу специфических особенностей: возможности объединения детей разного пола, наличия игровых правил, предопределяющих взаимоотношения мальчиков и девочек, содержательного наполнения. Проведение игр по половому воспитанию в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения. В половом воспитании детей старшего дошкольного возраста следующие виды дидактических игр являются по существу ведущими средствами воспитания и обучения: словесные игры («Назови смелую профессию», «Волшебный цветок» и др.) и настольно-печатные («Чемодан», «Кто кем работает?» и др.). Дидактическая игра как средство обучения и воспитания прошла большой путь развития и достигла наибольшего совершенства среди других дидактических способов работы с детьми.
В главе «Опытно-поисковая работа по диагностике и реализации полового воспитания детей дошкольного возраста» доказано, что не у всех детей правильно развиты формы поведения в соответствии половой принадлежностью, недостаточно развиты представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе. У детей наблюдаются агрессивные реакции при взаимодействии с представителями противоположного пола, что сильно влияет на полоролевую социализацию детей.
Выделены показатели представление детей о половых ролях, представление о себе как о представителе определенного пола, гендерные проявления в игровой деятельности, адекватность/неадекватность полоролевого поведения. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития дошкольников нами использовались следующие методики
1. Беседа с ребенком (А.М. Щетинина, О.И. Иванова)
2. Наблюдение за поведением ребенка (Н.Е. Татаринцева)
3. «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская)
Сопоставление результатов исследования, уровня развития полового воспитания детей, по всем методикам и соответственно показателям показало, что 1 ребенок имеет низкий уровень развития, 15 детей имеют средний уровень развития и 4 ребёнка - высокий уровень развития.
Анализ ответов детей группы позволяет сделать вывод, что у исследуемых детей недостаточно полно сформировано представление о своей половой принадлежности. Это объясняется тем, что ребёнок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Понимание девочками чувства женственности, также как мальчиками - мужественности есть, но недостаточно осознанно. Внимание этому аспекту уделяется мало, и в повседневной жизни знания не применяются.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития полового воспитания у детей дошкольного возраста и результаты проведения диагностики по методикам, мы пришли к выводу, что развивать половозрастную идентичность у детей дошкольного возраста необходимо в процессе специально организованной педагогической работы посредством дидактических игр.
Мы составили план для повышения уровня полового воспитания с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста.
С помощью реализации плана, который состоит из 10 тем «Моя семья», «Рассказ по картинкам», «В городе доброты», «Знатоки этикета», «День рождения», «Кто что носит» и т.д., нам удалось:
- расширить знания детей о различиях полов, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей
- сформировались навыки уважительного отношения к близким людям;
- развились навыки общения между девочками и мальчиками, умение играть вместе и заботиться друг о друге, приходить на помощь;
- установились позитивные межличностные отношения в группе. Дети активизировались на коллективные игры, появилось желание работать в группе, команде и достигать результата;
- сформировались представления о нормах социальных отношений и моделей поведения.
Проведенное исследование позволит спланировать работу воспитателя по половому воспитанию детей дошкольного возраста.



1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные
отношения в детской группе: вопросы психологии [Текст] / В. В.
Абраменкова - М. : Просвещение, 2017. №5. - С.34-43.
2. Белкин, И. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию [Текст] / И. И. Белкин; под ред. В. М. Банщикова и Б. Ф. Ломова. - М. : Книж. Фабрика №1, 2015. - С.777-790.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая энциклопедия словарь
[Электронный ресурс] / М. : Большая российская энциклопедия, 2009.
Культура. Наука. Просвещения - Народное образование. URL: http://niv.ru/djc/dictionary/pedagogic/articles/226/polovoe-vospitanie.htm (дата
обращения: 01.03.2021).
4. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация : методика исследования детского самосознания [Текст] Н. Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2014. - 24с.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://bse.htm(дата обращения: 11.03.2021).
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Проспект, 2010. - 160 с.
7. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - 1966. - №6. - С. 17-23.
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
10. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика [Текст] / Л. В. Градусова. - М. : Наука, 211. - 176 с.
11. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 160 с.
12. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПБ. : ООО Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 214. - 352 с.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / Ростов-на- Дану : Феникс, - 1997-480 с.
14. Иванова, О. И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие [Текст] / О. И. Иванова, А. М. Щетинина. - Великий Новгород : Нов ГУ имени Ярослава Мудрого, 2016. - 124 с.
15. Исаев Д. Н. Полоролевое воспитание детей : Методико-психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. - СПБ. : Медицина, 2015. - 405 с.
16. Ильин, Е. П. Пол и гендер [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 686 с.
17. Исаев, Д. Н., Каган, В. Е. Половое воспитание детей : Медико-психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. - изд. 2-е, прераб. и доп. - Л. : Медицина, 1988. - 162 с.
18. Истоки : Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] - 5-е изд. М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
19. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е. В. Карпова. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
20. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учебник [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 12-е изд., доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 416 с.
22. Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. - 2-е изд., доп. - М. : Педагогика, 1986. - 160 с.
23. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» [Текст] / Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. М. : Сфера, 2015. - 160 с.
24. Макаров Ю. А. Практические занятия по педагогике : Учеб.- метод. пособие [Текст] / Ю. А. Макаров, Г. Г. Лебедева, Е. В. Ситкина // Гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Первый Санкт-Петербургский гос. Мед. Ун-т им. Акад. И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, каф. Общей и клинической психологии. - СПБ, 2015. - 85 с.
25. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
26. Новые образовательные технологии в ДОУ и школе, их использование. Дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]. - URL : http://www.syl.ru/article/179904/new_novyie-obrazovatelnyie- tehnologii-v-dou-i-shkole-ih-ispolzovanie-distantsionnyie-obrazovatelnyie- tehnologii. (дата обращения: 11.04.2021).
27. Никифоров, В. А. К вопросу о половом воспитании [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. - №19. - С. 374-376. - URL : https://moluch.ru/archive/123/33995/(дата обращения: 16.02.2021).
28. Орлов, Ю. М. Половое развитие и воспитание [Текст] / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение, 2003. - 237 с.
29. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
30. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от
21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=318172&fld= 134&dst= 100012,0&rnd=0.14242878937961123#05216459226421104 (дата
обращения: 11.03.2021).
31. Радзивилова, М. А. Гендерный подход в воспитании
дошкольников/ Электронный научно-образовательный журнал [Электронный ресурс] // ВГСПУ «Грани познания». - №2(16). - Май 2012. URL :
http:www.grani.vspu.ru(дата обращения: 11.02.2021)
32. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина; под ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. - 288 с.
33. Репина, Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 62-70
34. Смирнова, Е. О. Психология ребенка: учебник для
педагогических училищ и вузов [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : 2004. - 215 с.
35. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - СПБ. : Владос, 2017. - 366 с.
36. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
37. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы): пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / А. И. Сорокина. - М. : 1982. - 96 с.
38. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов-На-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.
39. Суслова, Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / [Текст] / Э. К. Суслова. // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 146-158.
40. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст]/ О. В. Сухомлинская. - М. : Педагогика, 1990. - 288 с.
41. Татаринцева, Н. Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа [Текст] / Н. Е. Татаринцева. - Ростов н/Д : РГПУ, 2002. - 59 с.
42. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Е. Татаринцева. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 176 с.
43. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека / Н. Е. Татаринцева // Ребенок в мире культуры: учебно-методическое пособие [Текст]/ Под ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2015. - 558 с.
44. Толстикова, О. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова, Т. А. Овчинникова, Л. Н. Симонова, Н. С. Шлыкова, Н. А. Шелковкина. - Екатеринбург : ИРО, 2013. - 199 с.
45. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
46. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие [Текст] / А. А. Чекалина. - М. : Ось-89, 2016. - 240 с.
47. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры / С. А. Черняева. - СПБ. : Речь, 2015. - 168 с.
48. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. П. Шелухина. - М. : Сфера, 2006. - 96 с.
49. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. - М. : Новая школа, 1994. - 240 с.
50. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития. ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Щетинина. - Великий Новгород : Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2018. - 88 с.
51. Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие [Текст] / А. М. Щетинина. - Великий Новгород : Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 20016. - 132 с.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2000. - 348 с.
53. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. (пер. с англ.) [Текст] / Э. Эриксон. - М. : Флинта, 2015. - 342 с.
54. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для учащихся пед.училищ [Текст] / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильин [и др.]. -2-е изд.,испр. и доп. - М. : Просвещение,1978. - 416 с.
55. Якобсон, С. Г. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников [Текст] / С. Г. Якобсон, Т. И. Фещенко // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 27-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ