ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР 6
1.1. Психофизиологические основы формирования навыка письма 6
1.2. Психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 8
1.3. Особенности проявления аграмматической дисграфии у детей
младшего школьного возраста 12
ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 16
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента по изучению устной и письменной речи у младших школьников 16
2.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента 20
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
3.1. Организация и направления логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста 32
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению
аграмматической дисграфии у младших школьников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Письменная речь является одним из видов речи и включает в свой состав письмо и чтение. Научить ребенка грамотному письму и чтению - одна из главнейших задач начальной школы. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на начальную ступень обучения. Ученик, овладевший навыком чтения и письма, может быть более успешен в дальнейшем обучении [42].
Изучив статистические данные, можно отметить, что количество учеников, имеющих речевые расстройства, становится больше с каждым годом. Проводя исследования среди детей начальной школы, по данным Л. Г. Парамоновой, около 30 % школьников имеют нарушения в письменной речи [31]. Поэтому актуальной остается глобальная проблема профилактики, выявления и коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста [34]. Отмечается, что самым распространенным дефектом речи у младших школьников является нарушение письма.
Нарушение процесса формирования письма в настоящее время рассматривают в клиническом, психологическом, педагогическом, психолингвистическом, нейропсихологическом аспектах. Вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структура этого речевого расстройства, методологические подходы, направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфий освещены Е. Н. Ефименковой, А. Н. Корне-вым, Р. И. Лалаевой, Е. А. Логиновой, Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой, Е. Ф. Соботович, О. А. Токаревой, С. Б. Яковлевым и другими [32].
Аграмматическая дисграфия является одним из самых распространенных отклонений в письменной речи учеников. И характеризуется частичным нарушением процесса письма, проявляющимся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных лексико-грамматическим недоразвитием строя речи [18]. Данная проблема заслуживает особого внимания, так как проявления аграмматической дисграфии, являются причиной стойкой неуспеваемости из-за невозможности овладеть правильной и грамотной письменной и устной речью, что может повлечь за собой отклонения в формировании личности ребенка. С данным мнением согласны Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, В. Прищепова и другие ученые [19].
В связи с этим одной их актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Поэтому объектом исследования является письменная речь у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является содержание работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить проявления аграмматической дисграфии на письме у младших школьников с общим недоразвитием речи и определить содержание логопедической работы по преодолению стойких специфических ошибок на письме.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам, связанным с изучением психофизиологических основ формирования письма у младших школьников, психолого-педагогической и речевой характеристики детей с общим недоразвитием речи, особенностей проявления аграмматической дисграфии.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение стойких специфических ошибок на письме у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание коррекционной работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и разработать индивидуальный перспективный план работы, направленный на устранение нарушений на письме у каждого ученика.
Для решения задач использованы методы исследования:
1) теоретическое изучение и анализ специальной логопедической и психолого-педагогической литературы;
2) выявление детей с нарушениями в письменной речи;
3) структурирование материала, направленного на коррекцию аграмматичсекой дисграфии;
Практическая значимость исследования заключается в углубленном изучении материала по теме исследования, дополняющие представления о коррекции лексико-грамматического строя речи у учащихся, разработке систематизированных методических подходов. Представленный практический и наглядный материал может быть использован специалистами - логопедами, учителями начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены объект, предмет исследования, его цели и задачи, методы исследования, сформулирована практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретическое основы формирования письма у младших школьников с ОНР» представлен анализ теоретических источников, освещены основные аспекты данной темы, определено направление экспериментально практического исследования.
Во второй главе показана организация и методика проведения диагностик, направленных на выявление детей, имеющих нарушения на письме.
В третьей главе содержится содержательный направления и план организации логопедической работы. В «Заключении» представлены выводы по части выпускной квалификационной работы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены: психофизиологические основы формирования навыка письма, психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с общим недоразвитием речи, особенности проявления аграмматической дисграфии.
Проявления аграмматической дисграфии составляет значительный процент среди других нарушений письменной речи, встречающихся у младших школьников. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи может являться серьезным препятствием в овладении учениками грамотным письмом и чтением на начальных этапах обучения.
В МАОУ СОШ № 64 Ленинского района была проведена диагностика 5 учеников начальной школы. После обследования, был написан качественный анализ по результата обследования. На основе данных результатов был составлен перспективный индивидуальный план работы для каждого ребенка, разработаны конспекты групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, а также разработаны и систематизированы упражнения по каждой теме, вызывающей трудности в понимании у младших школьников.
Перед нами была поставлена цель: на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Следует отметить, что формирующий эксперимент проведен не был, но грамотно выстроенная логопедическая работа, направленная на преодоление письменных нарушений в системе может дать положительные результаты. Следовательно, цель исследования будет достигнута и данный материал может применяться специалистами в своей работе.
1. Амонашвили, Ш. А. Механизмы письменной речи и методика обучения письму / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Просвещение, 2008. - 234 с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. - Москва : Известия, 2012. - 149 с.
3. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика ; учеб. пособие / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. - Москва : МПСИ, 2001. - 20 с.
4. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи / О. М. Вершинина // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 34-40.
5. Визель, Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель,
2010.- 127 с.
6. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. - Москва : АПН РСФСР, 1949. - 267 - 280 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 470 с.
8. Горюнова, Т. П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т. П. Горюнова, В. С. Минашкина, Н. И. Сереброва. - Москва : Просвещение, 2012. - 231с.
9. Грушевская, М. С. Нарушения письма у младших школьников / М. С. Грушевская // Начальная школа. - 2014. - № 6. - C. 12-19.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной классов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : ВЛАДОС, 2013. - 335 с.
11. Жукова, Н. С. Учимся писать без ошибок / Н. С. Жукова. - Москва : ЭСКИМО - Пресс, 2011. - 63 с.
12. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С. Ф. Иваненко // Дефектология. - 1994. - № 1. - С.12-19.
13. Иншакова, О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова. - Санкт-Петербург : Акцидент,
2011. - 134 с.
14. Клейменова, О. А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма умладших школьников / О. А. Клейменова // Логопед. -
2014. - № 5. - C. 88-101.
15. Климов, Г. А. Дислексия и дисграфия у детей / Г. А. Климов. - Санкт-Петербург. : Акцидент, 2015. - 275 с.
16. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы : учебно-метод. пособие / О. М. Коваленко. - Москва : АСТ, 2010. - 157 с.
17. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. - Москва : Просвещение, 2010. - 252 с.
18. Лалаева, Р. И. Дисграфия / Р.И. Лалаева. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 120-128с.
19. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов на Дону : «Феникс, 2010. - 246 с.
20. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москв : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 142 с.
21. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - Москва: Просвещение, 2012. - 254 с.
22. Левина, Р. Е. Вопросы логопедии (Недостатки речи чтения и письма у учащихся младших классов) / Р. Е. Левина. - Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1959. - 280 с.
23. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е. А. Логинова ; под ред. Л. С. Волковой. - Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. - 208c.
24. Лукашенко, М. Л. Дисграфия : исправление ошибок при письме / М. Л. Лукашенко, Н. Г. Свободина. - Москва : Эксмо, 2014. - 126 с.
25. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р.Лурия. - Москва : ГИТИС, 1989. - 37 с.
26. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. - Москва : ГИТИС, 1990. - 496 с.
27. Мазанова, Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонениями в развитии. Тетрадь № 4 / Е. В. Мазанова. - Москва : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2014. - 40 с.
28. Никашина, Н. А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Н. А. Никашина. - Москва: Владос, 2014. - 265 с.
29. Никашина, Н. А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи / Н. А. Никашина. - Москва : Просвещение, 2012. - 164-166 с.
30. Новикова, М. Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы / М.Л. Новикова // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 16-19.
31. Парамонова, Л. Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова . - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО- ПРЕСС 2006. - 128 с.
32. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва : «Просвещение», 1973. - с. 272
33. Розенталь, Д. Э. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь // Словарь лингвистических терминов. - Москва, 1976. - 455 с.
34. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 256 с.
35. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии.) / О.А. Токарева ; под ред. С.С. Ляпидевского. - Москва : Медицина, 2012. - 190-212 с.
36. Токарь, И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы / И. Е. Токарь. - Москва : Просвещение,
2015. - 80 с.
37. Хватцев, М. Е. Аграмматизм : учеб. пособие для вузов / М. Е. Хватцев ; под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 2010. - 656 с.
38. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т. Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №1. - С. 34-47
39. Цветкова, Л. С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей : метод. пособие для логопедов / Л.С Цветкова. - Москва : Просвещение, 2011. - 211с.
40. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : нару-шение и восстановление / Л. С. Цветкова. - Москва : Моск. психол.- социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 360 с.
41. Юрова, Е. В. Коррекция письменной речи / Е. В. Юрова. - Москва : Просвещение, 2011. - 265 с.
42. Яковлев, С. Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи /
С. Б. Яковлев. - Санкт-Петербург : Акцидент, 2014. - 226 с.
43. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е. А. Яструбинская // Логопедия. - 2014. - № 2. - С.60-70.