ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО
ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Гендерный подход в образовании 6
1.2 Характеристика развития детей дошкольного возраста с позиций
гендерного подхода 13
1.3 Специфика детской игры, ее значение в развитии детей
дошкольного возраста 19
1.4 Педагогическое руководство игрой дошкольников в контексте
гендерного подхода 29
ГЛАВА 2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ДЕТСКОЙ ИГРЫ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 37
2.1 Изучение детской игры и специфики ее развития у мальчиков и
девочек дошкольного возраста 37
2.2 Практика организации игры детей дошкольного возраста с учетом
гендерного подхода 44
2.3 Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
Самым важным из составляющих формирования самосознания ребенка, в дошкольном возрасте является, осознание себя представителем определенного пола. В то же время, исходя из исследований, современная модель общества приводит к трансформации традиционного мужского и женского поведения, это оказывает весомое влияние на формирование гендерной идентичности уже в дошкольном возрасте.
В связи с этим актуальной проблемой в педагогической науке и практике является гендерное воспитание ребёнка в период дошкольного детства. Как указывает А.Г. Арушанова, основной задачей педагога в системе дошкольного образования, является «способность увидеть индивидуальность в каждом ребенке, слабые и сильные стороны личности». Поэтому воспитателю предоставляется свобода в выборе способа, метода образования, а это значит, что есть возможность индивидуализировать образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях.
Одним из ранних новообразований дошкольника является принятие своего пола, о понимание себя, носителя определенного набора гендерно-ролевых характеристик. Формирование гендерной идентичности ребенка предполагает внедрение акцента на реализацию гендерного подхода в образовательный процесс дошкольного образования, который обладает важнейшим потенциалом в индивидуализации образования в дошкольный период. В современных условиях — это зависит от компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации. К сожалению, анализ практики воспитателей дошкольных учреждений показывает, что не все педагоги могут применить на практике подход, способствующий целенаправленному процессу формирования гендерной принадлежности дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет принципы саморазвития личностных качеств субъектов образовательного процесса, выделяя проблемы обеспечения новых подходов к процессам социализации и индивидуализации развития детей, определяющих их эффективность.
Значимой проблемой остается, обеспечение педагогов пособиями, методической литературой, практическими рекомендациями по реализации гендерного подхода в дошкольном образовании. Этот дефицит компенсируется реализацией инициативы преподавательского состава, которая не всегда оправдана. Имеющая литература по применению гендерного подхода в дошкольном образовании не имеет целостной, единой концепции понимания проблемы; она транслирует различные концептуальные идеи в рамках гендерного подхода: от элементов полового воспитания (М.Н. Сигимова), полоролевого подхода (Т.Н. Доронова) до рекомендаций по внедрению в образовательный процесс структуры занятий с детьми, основанной на гендерной типологии личности (Н.Е. Татаринцева).
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Гендерный подход в организации детской игры в дошкольном возрасте».
Объект исследования: игры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий и игр для детей дошкольного возраста, сформированные с учетом гендерного подхода.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать, для внедрения в практику, комплекс игр и занятий для детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую научно-методическую
литературу по теме исследования;
- раскрыть специфику детской игры, ее значение в развитии дошкольников;
- проанализировать особенности организации детской игры с учетом гендерного подхода и отобрать педагогические приемы организации игры с дошкольниками на основе гендерного подхода;
- разработать рекомендации по организации детской игры с учетом гендерного подхода.
Теоретическая основа исследования данной работы составляют педагогические разработки Т.И. Бабаевой, Л.С. Выготского, В.А. Геодакян, Л.В. Градусовой, И.С. Клёциной и др., в которых широко раскрывается сущность понятия «гендер» и применение гендерного подхода в образовании, а также что такое игра и какие педагогические приёмы её организации существуют.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, интервью, тесты, беседа; математические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ «Детский сад №18», г. Тавда. В опытно-поисковой работе участвовали 15 дошкольников, 10 мальчиков и 5 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Игра - это основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра всегда привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Очень часто в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ приобретения новых знаний, умений и тренировки различных навыков.
Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности, расширить его мировоззрение.
Развитие детской игровой деятельности зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым из детей. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно осуществляться в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с ребенком. Это так же должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний, навыков, способов действия с предметами, полученных на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Воспитатель должен поощрять проявление активности, инициативу и мышление детей.
Планирование системы педагогической деятельности, с одной стороны, должно направлять дошкольников на отображение в игре разнообразных явлений окружающей действительности, которые являются для них новыми,
с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой реальности. Знания дошкольников об окружающей жизни, полученные из различных источников, определяют содержание игровых заданий, тематику сюжета. Формирование самой игры на прямую зависит от правильно и умелого усложнения методов, приемов и средств решения игровых задач зависит непосредственно формирование самой игры.
Воспитательное значение игры очень сильно зависит от профессионализма воспитателя, от знания и понимания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от действенных методик, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Руководя игрой дошкольников важно помнить о том, что проявление гендерных особенностей в игровой деятельности заключается в следующем:
- игра дошкольника содержательно отражает результаты взаимодействия с родителями и другими взрослыми, которые становятся почвой для присвоения социальных ролей;
- в игре проявляются половые предпочтения не только в сюжетах, но и в использовании атрибутов, символов, игрушек;
- игра способствует преодолению негативных ролевых стереотипов.
Не стоит забывать и о применении гендерного подхода в организации детской игры, поскольку он качественно влияет на усвоение гендерного поведения детьми, что не так мало важно в нашем современном обществе. Кроме всего использование гендерных приёмов благотворно влияет на эмоциональную сферу, умственные и творческие способности, самостоятельность и успешную социализацию в будущем.
Организуя игру с применением гендерного подхода воспитателю важно помнить следующее:
- Игровой материал должен быть привлекательным для детского взгляда. Игровой материал и ролевая атрибутика должны направлять дошкольника к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- Материал для сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек должен быть доступным, понятным, полным и уместным в тех или иных сюжетных линиях игры;
- И самое главное то, что игра не просто закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но также является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством педагога овладевают новыми знаниями
1. Асмолов А. Г. Психология личности : учебник. М., 1999. 367 с.
2. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. М., 2007. 192 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2002. 320 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,2008. 398 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности :избр. психолог. тр. М., 1999. 349 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада. М., 1991. 160 с.
7. Борытко Н. М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.- практ. конф., 15-18 апр. 2009 г. Волгоград, 2009. С. 36-40.
8. Бреслов Г. М., Хасан Б. И. Пол и образование. Красноярск, 1995. 137 с.
9. Венгер А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993. 191 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 1999. 250 с.
11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //
Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2004. С. 200-223.
12. Гендерное образование : учеб. пособие для студентов вузов Л. И. Столярчук [и др.]. Краснодар., 2011. 387 с.
13. Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической
информации // Проблемы передачи информации. 1965. Т. 1. № 1. С. 105-112. URL: http://evolocus.com/publications/Geodakian1965.pdf
(дата обращения: 12.04.2021).
14. Градусова Л. В. Гендерная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2011. 174 с.
15. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки : два разных мира. СПб., 2000. 183 с.
16. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. СПб., 2006. 411 с.
17. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян [и др.]. М., 1989. 286 с.
18. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69.
19. Каган В. Е. Половое воспитание детей : мед.-психолог. аспекты. Л., 1988. 157 с.
20. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : теория и практика. СПб., 2004. 404 с.
21. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : пособие для воспитателя дет. сада. М., 1981. 127 с.
22. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива :сстема личных взаимоотношений. Минск, 1984. 239 с.
23. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке : материалы к симп. / отв. ред. В. М. Банщико. М., 1975. С. 763-776.
24. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003. 336 с.
25. Крупская Н. К. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного
воспитания и быта. М., 1959. 464 с.
26. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. М., 2009. 95 с.
27. Мудрик А. В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. 2007. № 5. С. 175-181.
28. Мухина В. С. Возрастная психология : учеб. для вузов. М., 1997. 431 с.
29. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996. 42 с.
30. Попова Л. В. Одаренные мальчики и девочки // Начальная школа. 2000. № 3. С. 58-65.
31. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 62 -69.
32. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004. 288 с.
33. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15-23.
34. Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 38-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17742211(дата обращения: 21.05.2021).
35. Соколова М. В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2012. № 6. С. 84-90.
36. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981. 176 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата
обращения: 29.05.2017).
38. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Алма-Ата, 1990. 241 с.
39. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие. М., 2007. 384 с.
40. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 300 с.