ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОО 8
1.1. Понятие адаптации: сущность, виды, структура 8
1.2. Особенности адаптации детей к детскому саду 15
1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста 23
1.4. Педагогические условия, необходимые для успешной адаптации ребенка
к детскому саду 311
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
2.1. Диагностические методики определения адаптации детей к детскому
саду 443
2.2. Изучение уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду на
начало учебного года (констатирующий эксперимент) 46
2.3. Описание практической деятельности педагога по организации
адаптационного периода детей (формирующий эксперимент) 54
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Любой ребенок, впервые оказавшись в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), сразу попадает в новые, не знакомые для него условия. В детском саду новый распорядок дня, режим и характер питания, обстановка в помещении. В детском саду нет мамы, но, при этом есть воспитатель, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Поэтому возникает и новый характер общения со сверстниками и взрослыми.
Как правило, все эти новшества приводят к изменениям в поведении ребенка: у него может снижаться или увеличиваться аппетит, нарушается эмоциональное состояние, и, как следствие, и сон. Иногда дети забывают то, что уже знали и умели делать самостоятельно. Именно с этими проблемами сталкиваются родители при поступлении их малыша в ДОО.
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей на современном этапе, что соответствует требованиям ФГОС ДО, является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества. В этой связи основная цель совершенствования и развития системы дошкольного образования, его содержательной стороны состоит в оптимальном содействии развитию потенциальных возможностей детей, их познавательной деятельности и личности в целом. Проблема адаптации детей к ДОО обязывает педагогов и психологов к поиску таких путей и способов в работе, которые бы наилучшим образом соответствовали индивидуальным возможностям детей, особенно в начальный период их посещения детского сада.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных образовательных организаций и продолжает оставаться актуальной в наше время.
Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи в своих исследовательских работах и научных трудах обращали внимание на особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Среди них можно выделить таких как: Н.М. Аксарина, А. Атанасова-Вукова, Л.В. Белкина, Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк, М.П. Жукова, Ж. Пиаже, В. Теплюк, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, Д.Б. Эльконин и др.
Н.Д. Ватутина представила анализ оптимизации условий для успешной адаптации детей в дошкольной образовательной организации, раскрыла психолого-педагогические особенности поведения детей в этот период. Также она рассмотрела основные методы возможного педагогического воздействия на детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
В своих исследованиях Т.В. Костяк также рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, основные закономерности психического развития и факторы психологического благополучия детей в раннем возрасте.
Анализ современных исследований в области дошкольного детства (Н.И. Белоцерковец, Н.Д. Ватутина, А.С. Галанов, Л.Н. Галигузова, Р.С. Калинина, Р.Р. Косенюк, А.С. Роньжина, О.А. Терехина и др.) свидетельствуют об интенсивном поиске ученых и практиков по обновлению содержания образования и воспитания детей, реализации личностно-ориентированных воспитательных технологий, организационно-педагогических условий функционирования образовательных заведений, создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей в дошкольных образовательных организациях. Во всех исследованиях приоритетными являются личность ребенка, обоснование условий ее развития.
Объект исследования: процесс адаптации детей к дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация комплекса педагогических мероприятий по созданию необходимых педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «адаптация».
2. Изучить особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
3. Рассмотреть педагогические условия, необходимые для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
4. Подготовить и апробировать комплекс занятий, способствующую успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
5. С помощью педагогической диагностики оценить эффективность адаптационного комплекса мероприятий.
Теоретико-методологические основы исследования - теоретические и практические исследования, посвященные: актуальным вопросам адаптации детей раннего возраста таких ученых как В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, Н.В. Кирюхин, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская; комплексный подход к организации адаптационного периода Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульги, И.Ф. Дементьевой; эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса, рассмотренному в работах Е.П. Арнаутовой, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой и др.; диагностическому изучению особенностей детей раннего возраста, предлагаемому Н.М. Аксариным, М.В. Корепановой, К.Л. Печорой, А. Остроуховой, Е.В. Харламповой.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы (учебники, научные статьи, монографии, периодические издания); беседа с родителями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей; изучение и анализ медицинской документации по адаптации детей к детскому саду; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть применены в психолого-педагогической практике с целью совершенствования адаптационного периода детей, впервые пришедших в детский сад.
База исследования: Опытно-поисковая работа проходила на базе детского сада. В исследовании принимали участие дети первой младшей группы, пришедшие впервые в детский сад (12 детей с 2 до 3 лет) и их родители.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги нашего исследования, отметим следующие моменты.
Теоретический обзор источников показал, что раннее детство охватывает возраст от года до трёх лет. Социальная ситуация развития ребёнка раннего детства: ребёнок становиться более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители очень обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека и его социализации не мало зависит от того как ребёнок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых, сверстников) в образовательной дошкольной организации, сможет ли он найти своё место в жизни, реализовать свой потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий её успешного протекания в ДОО представляет большой интерес для современной педагогики дошкольного периода.
Приход ребёнка в детский сад представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребёнка серьёзным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребёнка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребёнка и родителей. Необходимо создать такие условия, которые бы способствовали протеканию адаптационного процесса (привыкания к ДОО) более легко и успешно как для детей, так и для их родителей.
Семья и дошкольная образовательная организация — два наиболее важных института социализации дошкольников. В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольная образовательная организация призвана помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
На современном этапе отмечается рост детей, имеющих проблемы в адаптации к детскому саду. Низкая осведомленность родителей в данном вопросе, недооценка важности выявления речевых, познавательных, физических и психологических дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении здоровья и развития детей говорят о необходимости работы не только с детьми по обеспечению успешной их адаптации к условиям детского сада, но и совместной работы с семьей на всех этапах адаптационного периода.
В рамках исследования была проведена опытно-поисковая работа с целью изучения особенностей адаптации детей к детскому саду и создания психолого-педагогических условий для более успешной адаптации детей к ДОО.
В исследовании принимали участие дети, педагоги и родители.
Результаты исследования показали, что многим детям в исследуемой группе довольно сложно находиться в детском саду. Прежде всего, основной причиной детей является неумение выстраивать межличностные отношения в группе, высокий уровень тревожности. Дошкольники, постоянно находившиеся дома с родителями, не приучены к взаимодействию с другими детьми и взрослыми, плаксивы, капризны, многие - агрессивны, вспыльчивы.
Одним из факторов, приводящих к проблемам социальной адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации, являются и личностные особенности ребёнка.
В рамках работы был разработан и апробирован комплекс специально- созданных психолого-педагогических условий, охватывающих работу с детьми первой младшей группы, а также взаимодействие с родителями вновь поступивших в детский сад детей и педагогами. Были организованы совместные игры, досуговые мероприятия с участием специалистов ДОО (медиков, психологов и др.) для детей и родителей, проводились консультации, беседы, рекомендации для родителей и педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Цель совместной работы специалистов ДОО с семьей - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в ДОО более последовательными и эффективными.
Формирующая работа показала, что для успешной адаптации ребенка к ДОО необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей и родителей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания как в группе, так и в семье.
Гипотеза исследования, таким образом, подтвердилась: для успешной адаптации детей к детскому саду необходима практическая деятельность педагога по организации адаптационного периода детей, то есть создание комплекса психолого-педагогических условий, включающего в себя работу с детьми, сотрудничество с семьями воспитанников и взаимодействие с педагогами ДОО.
1. Абрамова Г. С. А Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1999.¬672 с.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград : Учитель, 2008. - 188 с.
3. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С.49-53.
4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1991. - 228 с.
5. Алямовская, В. Ясли - это серьезно / В. Алямовская. - М. : Линка-Пресс, 1999. - 144 с.
6. Андрющенко, Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. - 1993, №1.
7. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 1990. - 180с.
8. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. -1989. - № 1. - С. 57-64.
9. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
10. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.М. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера
психологии»).
11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л.
Работа психолога . - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с. -
(Практическая психология в образовании).
12. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина.
- М. : Просвещение, 1993. - 170 с.
13. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., 2008. - С. 310.
14. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А. Романенко, Н.П. Ничипоренко - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского,
2006. - 200 с.
15. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 194 с.
16. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
17. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М., 2000. - 1008 с.
18. Гамезо, М. В., Орлова, Л. М., Петрова, Е. А., Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2003. - 288 с.
19. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М. : Сфера, 2006. - 128 с.
20. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционально-го компонента // Дошкольное воспитание. — 2012. — №8. —С. 65- 70.
21. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. - М. : Просвещение, 2007.- 79 с.
22. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие; Академия Развития. - 2012. - 144 с.
23. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. -1998.- № 4.
24. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. - СПб.: КАРО, 2004 - 432 с.
25. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Владос, 2004. - 416 с.
27. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2000. - 364с.
28. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. Ред. Проф. Л.М. Шипициной. -СПб.: «Речь», 2003. - 140 с.
29. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 34-37.
30. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
31. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
32. Кроха : Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева [и др.]. - М. : Просвещение, 2001. - 253 с.
33. Лисина В.Р. Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада // Дружные ребята / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович [и др.].— М., 2012. — 141 с.
34. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с
35. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. Учебник для студ. пед. вузов. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - 7е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
37. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.
38. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов выс. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос. Кн.2. Психология образования. - 2002. - 608 с.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4 - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.
40. Основы психологии: учебное пособие Л.Д. Столяренко. - Изд. 23¬е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 671 с. - (Высшее образование)
41. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. - 2000. - № 3. - С. 16-18.
42. Практическая психология образования: Учебное пособие 4 -е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.: ил.
43. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М. : Просвещение, 2006. - 214 с.
44. Практическая психология образования: Учебное пособие 4 -е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.: ил.
45. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Урунтаева Г.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
46. Психологический словарь
//http://www.anypsy.ru/glossary/adaptatsiya
47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:. Учеб. Пособие: в 2 кн. -М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2002.
48. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - Москва: Книголюб, 2007. - С. 72.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2007. - 713 .: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
50. Смирнова, Е.О. Социализация детей раннего возраста / Е.О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - С. 186-194.
51. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. - № 6.
52. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - Москва: Школа-Пресс, 2007. - С. 410.
53. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 160.
54. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8.
55. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 2001. - С. 336 .
56. Философские проблемы теории адаптации. - М., Наука, 1975. - 277с
57. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 290.
58. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и
практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
59. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 - 14.
60. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.
61. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - С. 384.
62. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пос. для воспитателей ДОУ. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 144 с.
63. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 184с