Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №94480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 7
1.1. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста 7
1.2. Развитие самооценки младших школьников 14
1.3. Методические основы развития самооценки младших школьников
21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика развития самооценки у обучающихся второго класса
на начальном этапе опытно-поисковой работы 30
2.2. Приемы развития самооценки у обучающихся на уроках и во
внеурочной деятельности 36
2.3. Итоги опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63

Актуальность темы. Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка ребенка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других детей. Самооценка бывает правильной (адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с тем, кем он есть на самом деле) и неправильной (неадекватной, когда ребенок оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие). По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, взрослый может ее регулировать, а ребенок приобретать навыки саморегуляции. Ребенок с заниженной самооценкой чувствует себя неспособным на серьезные дела, неудачником, не хочет браться ни за что новое, так как боится, что у нее ничего не получится. Он избегает риска, не верит в успех. Таких детей характеризует занижение чувства собственного достоинства, боязнь ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно разговорчивыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими. Многие из них не способны воспринимать критику, впадают от нее в отчаяние.
Ребенок с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Она часто решается на риск, к новым знаниям, впечатлениям, опыту, который поможет ему самоутвердиться на новом качественном уровне. Его трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Он целенаправленно и упорно идет к цели. Зная себе цену, он уравновешенно относится к успехам и неудачам.
Актуальность исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценку. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития самооценки младших школьников многие аспекты остаются слабо изученными. Как показал проведённый анализ проблемы развития самооценки у младших школьников, на данный момент программ развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке программы развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития самооценки младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет исследования - программа развития самооценки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Организовать и провести исследование уровня развития
самооценки младших школьников;
2. Разработать программу и методические рекомендации по
развитию самооценки младших школьников;
3. Провести оценку эффективности проведенной работы.
Для достижения цели и решения поставленных задач исследования был применен комплекс методов, в который вошли:
теоретические методы (анализ, синтез, систематизация, обобщение и сопоставление психологических данных по теме исследования); эмпирические методы: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (реализация разработанной развивающей программы и определение ее эффективности), контрольное исследование (определение эффективности примененной развивающей программы);
эмпирические методы: комплекс психодиагностических методик (Методика 1. «Лестница» Марцинковская Т.Д. Методика 2. «Какой Я?» Корнилова И.Г. Методика 3. «Ступеньки» Кравцова Е.Е. Методика 4.
Изучение общей самооценки Липкина А.И.); количественный и качественный анализ данных
Практическая значимость: материалы могут быть использованы как методические рекомендации по развитию самооценки младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие самооценки - сложный процесс, состоящий из ряда этапов и закономерностей. На каждом этапе ребенок занимает то или иное место в обществе, а, следовательно, и самооценка зависит от степени, в которой находится развивается личность. На каждом этапе формирования личности самооценка будет зависеть не только от отношения ребенка к себе и отношение к нему других, но и от тех требований и ожидаемого поведения, которое предъявляет к нему общество, в частности те или иные его институты, например, семья, детский сад, школа и т.п. Самооценка лежит в основе любой деятельности, влияет на процессы саморегуляции, определяет уровень притязаний и степень развития межличностных отношений.
Самооценка представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
На основе результатов диагностики была разработана специальная программа. Программа включала 24 занятия, объединенные в четыре тематических блока, и реализовывалась в экспериментальной группе в течение 6 месяцев, по 1-2 занятия в неделю. Общая цель программы. На основе познания младшими школьниками себя, развития адекватно высокой самооценки и уровня притязаний способствовать их гармоничному личностному развитию. Соответственно, каждое занятие предполагало выполнение задач, направленных на реализацию общей цели.
Программа построена так, что дети легко адаптировались и включались в работу. В целом, все содержание предлагалось от общего к частному, от простого к сложному. Рассмотрим подробнее содержание каждого из блоков - структурных частей развивающей программы.
Развитие самооценки может быть осуществлено при помощи множества методов, приемов и средств работы на уроке. На основе результатов начальной диагностики мы подобрали методы и приемы, направленные на развитие адекватной самооценки младших школьников на уроках в начальной школе. В работе нами были использованы следующие приемы: «цветные дорожки», светофор, лесенка успеха, карточки
самовнушения, методика «Радуга», методика «Древо творчества», Методика «Мы - вместе», прием взаимооценки «Сосед по парте» и пр. (Приложение 1). Используемые нами приемы и методы была ориентированы на осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уверенности в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта, в развитии умения оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я», повышение уровня ответственности за учебную деятельность.


1. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. - М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2008. - С. 58-61.
2. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков [Текст] / Д. В. Байдин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 11-15.
3. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38.
4. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова. Педагогика и психология. - 2008. №10. С.36-38.
5. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза [Текст] / О. А. Белобрыкина: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 160 с.
6. Белозерская С. Психологические аспекты воспитания моральных качеств в младшем школьном возрасте / С.И. Белозерская // Научные записки. серия «Психология и педагогика». - Острог: Изд-во НАУ «Острожская академия», 2006. - Вып. 7. - С. 15-27.
7. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - С. 68-70.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания [Текст] / Р. Бернс. М., 1986. - 216 с.
9. Божович Л.И. Переходной период от младенчества к раннему возрасту / Л.И. Божович, Л.С. Славина // Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979. - С. 314-315.
10. Божович Л.И. Переходной период от младенчества к раннему возрасту / Л.И. Божович, Л.С. Славина // Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979. - С. 314-315.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352 с.
12. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 78-85.
13. Боришевский М.И. Духовность личности: социально¬
психологическая сущность, детерминанты становления и развития // Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка АПН / Под ред. С.Д. Максименко. Т.ИХ., Част.5. - М., 2007. - С. 25-32.
14. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 - 2000 - С. 14-19
15. Василенко Л.П. Психологические условия усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста / Л.П. Василенко // Нравственное сознание и самосознание личности: [монография] / под ред. проф. М.В. Савчина, доц. И.М. ГАЛЯН. - Дрогобыч, 2009. - С. 76-93.
16. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / Е. Н. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 411-415.
17. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе. [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа, №15. - 2016. - С. 25-30
18. Волков Б. С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - М: Академический проект, 2005. - С.118-138.
19. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А. Б. Воронцов. М., 2012. 450 с.
20. Выготский Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Л. С. Выготский. - М: Академия, 2003. - С. 285-290.
21. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005 - С. - 236 - 238.
22. Галян И. М. Мораль и нравственность в профессиональном самосознании личности / И.М. Галян // Нравственное сознание и самосознание личности: [монография] / под ред. проф. М.В. Савчина, доц. И.М. ГАЛЯН. - Дрогобыч, 2009. - С. 206-209
23. Гангнус, Н. А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности [Текст] / Н. А. Гангус: автореф. дис. ... канд. пед. наук: - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2008. - 25 с.
24. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - №№ 3-4. - С. 14 - 19.
25. Демидова, М. Ю., Иванов, С. В., Карабанова, О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий [Текст] / М. Ю. Демидова. В 2 ч. Часть 1. М.: Просвещение, 2009. — 216 с.
26. Демчук, Н. А. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2054
27. Долгова, В. И., Крыжановская Н. В., Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников [Текст] / В. И. Долгова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 46-50.
28. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / И. В. Дубровина: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
29. Дубровина, И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. [Текст] / Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2014. — 592 с.
30. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
31. Дунилова, Р. А., Бобрикова, Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты [Текст] / Р. А. Дунилова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - №. 3. С. 30-36.
32. Захарова, А. В. Генезис самооценки [Текст] / А. В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. - 1998. - 135 с.
33. Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова // Начальная школа - 1992 - № 3 - С. 13 - 16.
34. Костылев Ф.В. Учить по-новому. Нужны оценки -бал. книга для учителя / Ф. В. Костылев. - М: Владос, 2005. - С.79-82.
35. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1991. - С.122-157.
36. Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А.И. Липкина // Вопросы психологии. - Психология. №1. - 1980. - С. 11-21.
37. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1980. - С. 155-170.
38. Люблинская А. А. Учителю психологии младшего школьника: Пособие для учителя / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1997. - С. 102-112.
39. Мащак С.А. Нравственное развитие младшего школьника как социально психологическая проблема / С.А. Мащак // Нравственное сознание и самосознание личности: [монография] / под ред. проф. М.В. Савчина, доц. И.М. ГАЛЯН. - Дрогобыч, 2009. - С. 64-117
40. Москалец В.П. Основной психологический смысл и личностный потенциал игровой деятельности / Виктор Петрович Москалец // Практическая психология и социальная работа: научно-практический образовательно методический журнал. - 2009. - № 10. - С. 1-8.
41. Обухова Л. П. Возрастная психология / Л. П. Обухова - М .: Юрайт, 2010. - С. 350-361.
42. Рейчлинд Г. Карманный справочник для родителей / Г. Рейчлинд, К.Винклер. - М .: АСТ, 2007. - С. 306-318.
43. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М .: Издательство. Группа "Прогресс", 1994. - С.48-63.
44. Сергеенкова А. П., Столярчук А. А., Коханово А. П., Пасека А.В. Возрастная психология. Учеб. пособие. - М .: Центр учебной литературы, 2012. - С. 89-95.
45. Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал "Начальная школа "№ 3, 2002. - С. 55-62.
46. Тихомирова Е. Т. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е. Т. Тихомирова - М .: Академия, 2008. - С. 58¬63.
47. Троицкая, И. Ю. Формирование саморегуляции у младших школьников [Текст] / И. Ю. Троицкая // Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 40.
48. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / И. Ю. Троицкая // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 207-209.
49. Троицкая, И. Ю., Рогожина Е. Н. К проблеме преемственности в
реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования [Текст] / И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической
конференции. — 2015. — С. 127-132.
50. Трубянова, Е. В. Формирование самооценки учащихся в
структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/formirovanie-samoocenki-uchaschihsya-v-strukture-
uchebnoy-deyatelnosti-v-ramkah-fgos-noo-1395135.html
51. Усачева, А. Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности [Текст] / А. Н. Усачева // Волгоград: Перемена. - 2011. - 340 с.
52. Феннел М. Как повысить самооценку / М. Феннел. - М .: АСТ, 2007. - С. 88-98.
53. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М .: Просвещение, 1989. - С. 22-25.
54. Фурман А. В. Общественный мониторинг работы судов Тернопольщины / Анатолий Фурман, Андрей Горняк, Галина Горняк // Психология и общество. - 2016. - № 3. - С. 122-128
55. Фурман А.В., Гуменюк А.Е. Психология Я-концепции: Учебное пособие - Львов: Новый Свет-2000, 2006. - С.-15-25.
56. Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г. А. Цукерман. М., ОИРО, 2010. - 432 с.
57. Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А., Дудкина, О. И. Оценивание учебных достижений учащихся [Текст] / Р. Х. Шакиров. Методическое руководство. — Бишкек: Билим, 2012. — 80 с.
58. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.
59. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М .: Тривола, 1994. - С. 86-95.
60. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, № 3, 1997. - С. 58-62.
61. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994. - С.67-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ