ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста 12
1.3. Методы и приемы развития детей младшего школьного
возраста во внеурочной деятельности 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Методики для первичной диагностики развития
коммуникативных умений детей младшего школьного возраста 24
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста 29
2.3. Описание комплекса занятий, направленных на развитие
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые обучающиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к развитию коммуникативных умений для адаптации ребенка в социуме, так как коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. У детей младшего школьного возраста развивается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования.
Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория обучающихся выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - внеурочная деятельность в начальной школе, способствующая развитию коммуникативных умений детей.
Цель исследования - выявить особенности организации и содержания внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе, способствующие развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- изучить специфику организации внеурочной деятельности как составной части учебно-воспитательного процесса;
- рассмотреть понятие внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО;
- выявить особенности развития коммуникативных умений у младших школьников, подобрать диагностические методики и провести диагностику коммуникативных умений детей;
- разработать план внеурочных мероприятий, включающих такие формы работы, которые способствуют развитию коммуникативных умений детей;
- реализовать разработанные мероприятия в течение учебного года и установить их эффективность в плане развития коммуникативных умений детей.
Решение задач осуществлялось при помощи следующих методов:
- теоретические - сравнительный анализ теоретических и практических подходов в педагогической и психологической науке по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта;
- эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Теоретическую основу исследования составили: теоретические основы развития коммуникативных умений личности рассматривались в трудах философов: А. А. Бодалева [7], [8], Л. С. Выготского [11], И. А. Зимней [22], М. С. Кагана [24], М. И. Лисиной [34], Н. И. Шевандрина [55], Я. А. Яноушека [3]; педагогов: Г. М. Андреевой [3], А. А. Кидрона [26], А. Н. Леонтьева [33], А. М. Мудрика [37], В. Н. Панферова [43], JI.P. Мунировой [38], Л. Г. Антоновой [1], психологов: Я. Л. Коломинского [29], В. Н. Мясищева [40], Е. А. Архиповой [4], О. А. Веселковой [10], Р. В. Овчаровой [42], Б. Ф. Ломова [36], А. Н. Леонтьева [33]. С. Л. Рубенштейна [36], М. В. Григорьевой [15].
В соответствии с поставленными задачами применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической и теоретико-
методологической литературы (анализ, обобщение литературы по данной проблематике, систематизация, сравнение). Среди методов эмпирического исследования мы использовали наблюдение, (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая значимость работы состоит в обобщении теоретического материала по проблеме развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, а также разработки форм и содержания внеурочных мероприятий, которые могут быть использованы учителями начальных классов.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Государственное бюджетное Образовательное учреждение Свердловской области «Верхнетагильский центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи ПМСП» г. Верхний Тагил. В исследовании приняло участие 16 обучающихся 2 класса, в возрасте 8-9 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках заключения работы можно сформулировать следующие выводы.
Подробно рассмотрев понятие «коммуникация» можно прийти к такому выводу, что данное понятие никак не является прирожденным качеством человека, а развивается в процессе всех видов деятельности. Особенно важно сосредоточить развитие коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, когда ребенок готов принимать в себя все общепринятые правила общения.
Проанализировав психолого-педагогическую характеристику особенностей младшего школьного возраста, мы выяснили, что границы данного возраста входят в период 6-10 лет. Непосредственно в этом возрасте развивается коммуникативное умение ребенка с окружающими. Главной становится учебная деятельность, в которой обучающийся учится выстраивать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Характерной особенностью данного этапа считается в таком случае то, что ребенок на собственном опыте формирует реакцию на происходящее и учится выстраивать внутренний план действий. Еще немаловажно выделить, то что преподаватель начальных классов обладает неприкасаемой авторитетностью для детей младшего школьного возраста.
Образовательное учреждение представляет основную в развитии коммуникативных умений ребенка. Развивать их необходимо в процессе диалога, доброжелательного общения и сотрудничества, по другому ровным счетом ничего не удастся.
Чтобы результат был продуктивный нужно соблюдать следующие условия:
- учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста
- применять разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;
- способствовать эмоциональной содержательности занятий, как коллективной, так и индивидуальной.
Педагогический смысл работы согласно коммуникативному становлению личности младшего школьника, заключается в том, чтобы оказать помощь ему, продвигаться от элементарных умений общения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и коммуникативный выбор. Успешность данного вида деятельности в развитии коммуникативных умений детей младшего школьного возраста находится в зависимости от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей младшего школьного возраста.
Мы изучили сущность, цель и задачи развития коммуникативных умений, как процесса развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Развитие коммуникативных умений предполагает формирование целостной, разносторонне развитой личности, владеющей общечеловеческими ценностями и национально-культурным общением. Большие возможности в реализации данной цели предоставляет занятие, позволяющее на каждом этапе реализовывать педагогическую работу по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Нами были выявлены методы и приемы работы по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, такие как приемы (беседа, разъяснение), метод убеждения и т.д.
Была проведена диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. На которой было установлено, что уровень развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста оказался невысокий. Среди обучающихся были такие, которые 45
выполняли задания с небольшими затруднениями. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, поэтому был разработан комплекс занятий в процессе внеурочной деятельности.
Одним из обязательных компонентов образовательного процесса без исключения должно быть развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Школа для ребенка - та адаптационная среда, коммуникативная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. По этой причине важно, чтобы коммуникативная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь детей младшего школьного возраста коммуникативным содержанием.
1. Александрова О. А. Развитие коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2010. - 26 с.
2. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2011. - № 10. - С. 37.
3. Андреева Г.М., Я.А. Яноушек. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 301 с.
4. Краткий психологический словарь. Сост. Карпенко JI.A. Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 2005 г., -с. 106.
5. Бодалев А.А. Психология общения [Текст]: избранные
психологические труды. - М., 2012.
6. Веселкова O.A. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук.-Омск, 2009.-19 с.
7. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. М.: Изд-во Экс-мо- Пресс, 2010. - 1008 с.
8. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников - М.: Ижевск, 2008.
9. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская Т.П. Усольцева. Новосибирск: Новосиб. ун-т; М.: Совершество, 2011. - 171 с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2008. - 240 с.
11. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. / Н.И. Дереклеева . - М.: Просвещение, 2011. - 145 с.
12. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 2009. - 182 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов - н/Д.: Изд - во «Феникс», 2010. - 480 с.
14. Запорожец А.В. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов ребенка / А.В. Запорожец, Я.3. Неверович // Вопросы психологии. 2008-№ 6. - С. 11-14.
15. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений/ М. С. Каган. М.: Политиздат, 2011. - 319 с.
16. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: Дисс. канд. псих наук, 2009. 160 с.
17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности/ Я.Л. Коломинский. Минск: Изд-во БГУ, 2004 .-350 с.
18. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практики: учеб. пособие. Екатеринбург : СВ-96, 2018.
19. Леонтьев А. А. Психология общения.-2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001.-365 с.
20. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. А. Г. Рузской. М.: Изд-во «Институт практич. психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 2009. - 384 с.
21. Левитов Н. Д. Детская педагогическая психология. - М., 2000. С. 161, 156
22. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б.Ф. Ломов// Вопросы философии. 2007. - №7. - С. 34 - 47.
23. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 2006. - 17 с.
24. Мунирова П.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Автореф.дис канд. пед. наук.-М„ 2004.-21 с.
25. Максимова, А.А. Теория и технология подготовки студентов к развитию коммуникативных умений у дошкольников [Текст]: учебнометодическое пособие / А.А. Максимова. - 2-е изд., испр. и доп. - Орск: Издательство ОГТИ, 2011. - 137.
26. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2012.
27. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Концептуальные и прикладные проблемы социальной психологии/ Н.И. Шевандрин. М.: Владос, 2005. - 544 с.
28. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. Кн.1. - 688 с.
29. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 240 с.
30. Панферов В.Н. Психология общения/ В.Н. Панферов // Вопросы философии, 2007.-№7.-с. 126- 128.
31. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. М.: Мысль, 2009.-351 с.
32. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. М.: Политиздат, 2012. - 255 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2009. - 720 с.; ил.
34. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии, 2013. №7-С
35. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст] - М.,2011. - 240с.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры. Изд. 2-е. М.: Владос, 2007г. -360 с.
37. Тюляева Т. И. Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников / Тюляева Т. И. // Методист. - 2015. - № 9. - С. 54.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
39. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. Проект. Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров.-М.: 2010 г.
40. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2014. 16. Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие.
41. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2006. - 208 с. 12.
42. Харлампова Е.В. Познаю. Вызвать у детей интерес Этюд «Мечтатель». «Школа 2100», стр.44
43. Соковнин В.М. О природе человеческого общения/ В.М. Соковнин. Фрунзе: Мехтеп, 2016. - 116 с.
44. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 2007
45. Саломатова О. С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / Саломатова О. С. // Начальная школа. - 2013. - №7. - С. 41
46. Яртова JI.A. Музыкальные встречи. Выпуск первый. — М.: Прометей; Книголюб, 2016 г. 56 с.
47. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 2007 г.
48. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2009.
Интернет-ресурсы:
49. Пути развития коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Библиофонд Электронная библиотека [сайт].: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=653132
50. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования nsportal.ru[сайт].:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/metodicheskoe-posobie-formirovanie