ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие безопасного поведения в дошкольной
педагогике 6
1.2. Анализ образовательных программ по вопросу формирования
безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методы формирования безопасного поведения в быту у детей
старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯВ БЫТУ У ДОШКОЛЬНИКОВ...
2.2. Исследование представлений о безопасном поведении детей
старшего дошкольного возраста в быту 30
2.3. Реализация педагогических условий направленные на формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
Одна из важных задач дошкольного образования - безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья. Важно не только оберегать детей от опасностей, но и готовить ребёнка к встрече с возникающими трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Современные исследователи отмечают низкий уровень приспособленности детей дошкольного возраста к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, отсутствие эмоционального благополучия. Всё это приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.
Безопасность для старшего дошкольного возраста - это не заучивание правил, а формирование безопасного поведения - он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства ребёнок грамотно обучался безопасности. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями
Исходя из выше сказанного, на протяжении всего дошкольного возраста сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации: обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста и выбор оптимальных методов и содержания образовательной работы по формированию безопасного поведения в быту.
В научных трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркийной, В.Н. Мошкина, Л.Л. Тимофеевой, Т.Г. Хромцовой и др., отражены вопросы формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проблема исследования заключается, в поиске эффективных методов формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных педагогических методов формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста.
Тема исследования: «Педагогические методы формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике методы формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие безопасного поведения в дошкольной педагогике
2. Провести анализ образовательных программ по вопросу формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести исследование представлений о безопасном поведении детей старшего дошкольного возраста в быту.
4. Провести практику по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №37 «Бёрезка» г. Богданович, Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является очень значимым. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Дошкольный возраст - это период впитывания, накопления знаний и умений. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Первым этапом работы по проблеме формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что в научном мире существует много различных определений к понятию «безопасное поведение в быту». Например, в своей парциальной программе Н.Н. Авдеева дает следующее определение: «Безопасное поведение в быту в быту - это усвоение детьми дошкольного возраста определенных правил поведения в повседневной жизни».
По мнению Л.Л. Тимофеевой, культура безопасности - это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. А исследователь Т.Г. Хромцова дает следующее определение: «Безопасное поведение в быту - это знание основных правил поведения и мер предосторожности в повседневной жизни»
Таким образом, безопасное поведение в быту предполагает знания основных источников опасности, номеров экстренных служб, мер предосторожности и умение использовать правила поведения в повседневной жизни и оказание первой медицинской помощи.
Проанализировав ряд примерных образовательных и парциальных программ дошкольного образования можно сказать, что в каждой из них по вопросу формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание. В каждой предусмотрена высокая содержательность представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения.
Далее мы определили и реализовали педагогические методы: словесные, наглядные, практические, соблюдая которые, формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным.
После этого была проведена практика по формированию безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Она проводилась на базе МАДОУ детский сад № 37 «Берёзка» города Богданович. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения исследования использовались такие методики, как:
- Модифицированная методика Н.Н. Авдеевой «Беседа».
- Модифицированная методика Т.Г Хромцовой «Беседа по картинкам».
- Наблюдение за поведением детей.
Полученные результаты позволили выявить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень сформированности основ безопасного поведения в быту.
Практическая значимость исследования заключалась в реализации педагогических условий, направленных на формирование безопасного поведении в быту детей старшего дошкольного возраста, которые включали в себя мероприятия по проблеме исследования.
Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, задачи полностью реализованы.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 144 с.
2. Авдеева, Н. Н. Программа здоровьесберегающего направления.
Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. - М.:
Академия, 2007. - 107 с.
3. Ананьев, В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников / В. А. Ананьев. - Томск: Изд-во ТГУ, 2000. - 220 с.
4. Анастасова, Л. П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л. П. Анастасова, И. В. Иванова, П. В. Ижевский. - М.: Знание, 2016. - 120 с.
5. Андреева, Т. М. Поставить беде преграды. Педагогика здоровья / Т. М. Андреева, М. Б. Большакова, Е. К. Вишневская. - М.: Педагогика, 2000.¬135 с.
6. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 200 с.
7. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 250 с.
8. Белая, К. Ю. Основы безопасности. Старшая группа / К. Ю. Белая. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 16 с.
9. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Знание, 2011. - 520 с.
10. Болотов, В. Н. Дошкольное воспитание / В. Н. Болотов. - М.:
Мозаика - Синтез, 2013. - 50 с.
11. Вдовиченко, Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения / Л. А. Вдовиченко. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 96 с.
12. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. - М.: Детство - Пресс, 2015. - 71 с.
14. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М.: Педагогика, 2014. - 80 с.
15. Гарнышева, Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т. П. Гарнышева. - СПб.: Детство - Пресс, 2011. - 128 с.
16. Гейль, О. Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / О. Г. Гейль. // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - 26 - 28 с.
17. Горская, А. В. Правила - наши помощники / А. В. Горская. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 20 с.
18. Грузинова, Т. Е. Воспитание безопасного поведения дошкольников / Т. Е. Грузинова, В. Э. Черник. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.
19. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Вологда: ВОУНБ, 2012. - 500 с.
20. Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир / Н. Денисенкова. - М.: Дошк. Воспитание, 2010. - 120 с.
21. Деркунская, В. А. Образовательная область "Безопасность". Методический комплект программы "Детство" / В.А. Деркунская, Т. Г. Гусарова, В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 144 с.
22. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др // под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: Из-во «Акциндент»,1995. - 120 с.
23. Дыбина, О. В. Рукотворный мир / О. В. Дыбина. - М., 2010. - 90 с.
24. Захарова, Л. М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста / Л. М. Захарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2015. - 44с.
25. Ильчиков, М. З., Социология воспитания / М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов. - М.: Детство - Пресс, 2016. - 80 с.
26. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / Под ред. Л. А. Парамоновой, А. Н. Давидчук и др. - М.: Карапуз, 2009. - 72 с.
27. Кармазинов, Ф., Безопасность жизнедеятельности. Словарь- справочник / Ф. Кармазинов, О. Русак, С. Гребенников, С. Осенков. - СПб.: Лань, 2001. - 304 с.
28. Кобитина, И. И. Детям о технике / И. И. Коботина. - М.: Учитель, 2011. - 78 с.
29. Козлова, С. А., Программа приобщения ребенка к социальному миру / С. А. Козлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 200 с.
30. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. - М.: Сфера, 2008. - 150 с.
31. Коломеец, Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет / Н. В. Коломеец. - М.: Учитель, 2015. - 172 с.
32. Леонтьев, А. Н., Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - М.: Мозаика - Ситез, 2013. - 250 с.
33. Масленникова, И. С. Безопасность жизнедеятельности. / И. С. Масленникова, О. Н. Еронько. - М.: Инфра - М.: Детство - Пресс, 2014. - 206 с.
34. Мельникова, Н. Один дома / Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №10. - 120 с.
35. Мухина, B. C. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Апрель Пресс; ЭКСМО - Пресс, 1999. - 352 с.
36. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.:
Просвещение, 2009. - 582 с.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
38. Парамонова, Л. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Л. Парамонова, Т. Алиева. - Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - с.27- 31.
39. Поддъяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. М.: Просвещение, 1988. - 197 с.
40. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
41. Русак, О. Безопасность жизнедеятельности / О. Русак, К. Малаян, Н. Занько. - СПб.: Лань, 2004. - 448 с.
42. Соловьева, Е. А. Гражданское воспитание сегодня / Е. А.
Соловьева // Дошк. Воспитание. - 2015. - №8. - 60 с.
43. Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание / Е. А. Соловьева. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 256 с.
44. Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / О. Ю. Старцева. - М.: Сфера, 2012. - 64 с.
45. Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка: научите вашего ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения на улице / П. Статмэн. - СПб.: Респекс, Дельта, Кристалл, 1996. - 384 с.
46. Стёркина, Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Р. Стёркина // Дошк. Воспитание. - 2007. - №3. - 230 с.
47. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
48. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет / Л. Л. Тимофеева. - СПб.: Детство - пресс, 2015. - 160 с.
49. Усачев, А. Школа безопасности / А. Усаче, А. Березин. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 100 с.
50. Ушинский, К. Д. Страх и смелость / К. Д. Ушинский. - М.:
Педагогика, 2014. - 150 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
52. Хромцова, Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в
быту детей среднего дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. - М.:
Педагогическое общество России, 2001. - 40 с.
53. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.
54. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников / О. В. Чермашенцева. - М.: Учитель, 2008. - 208 с.
55. Шарова, О. Г. Основы пожаробезопасного поведения / О. Г. Шарова. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 130 с.
56. Шаталин, А. А. Огонь - наш друг, огонь - наш враг / А. А. Шаталин // После уроков, 2013. - 95 с.
57. Шаталин, А. А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! / А. А. Шаталин // После уроков. - 2002. - №26. - 70 с.
58. Шипунова, В. А. Детская безопасность / В. А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2013. - 96 с.
59. Шорыгина, Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2014. - 80 с.
60. Щеголев, И. А. Развитие педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности / И. А. Щеголев. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 250 с.
61. Якупов, А. М. Организационно - педагогические условия подготовки дошкольников к безопасному поведению / А. М. Якупов. - М.: Сфера, 2016. - 130 с.