РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 10
1.3 Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих познавательную
деятельность учащихся начальной школы 25
2.2. Диагностика уровней развития познавательной деятельности
у младших школьников 29
2.3. Рекомендации по развитию познавательной деятельности
учащихся младшего школьного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 10
1.3 Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих познавательную
деятельность учащихся начальной школы 25
2.2. Диагностика уровней развития познавательной деятельности
у младших школьников 29
2.3. Рекомендации по развитию познавательной деятельности
учащихся младшего школьного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
Важнейшей особенностью нашего современного времени является высокий темп развития во всех сферах жизни. Эта особенность времени акцентирует внимание педагогической теории и практики на развитии познавательных сил и способностей младших школьников. Без развития познавательной деятельности, воспитания готовности и способности самостоятельно пополнять свои знания невозможно окончательно решить проблему формирования новой личности.
Нынешние условия социально-экономического развития страны и мира в целом требуют от современного человека обширного, глобального мышления. Поэтому, сейчас и в будущем, обществу нужны такие личности, которые не только употребляют или применяют свои знания, но и отлично понимают, как эти знания получить. Поэтому сейчас остро возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить что-то новое в способы и в ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью педагогики в изучении не только моральных и социальных вопросов воспитания подрастающего поколения, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Важным направлением педагогики начальной школы является познавательное развитие младших школьников и создание педагогических условий для этого развития.
Ответственность за успешное образование лежит как перед обществом в целом, так и перед родителями, а самое главное - перед педагогами. Решением проблемы формирования познавательной деятельности учащихся занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как прошлого столетия, так и современники.
Сегодня, в 21 веке, предостаточно педагогической литературы. Современные педагоги, с учетом требований нового образовательного стандарта, стараются больше внимания уделять проблеме формирования познавательной деятельности младших школьников. Мнения ученых и педагогов иногда противоречивы. Такие противоречия обусловили проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы разобраться в таких широких понятиях, как «познавательная деятельность» и «познавательная активность», в определении методов их диагностики и разработке рекомендаций по развитию познавательной деятельности младших школьников и ее активизации.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников
Предмет исследования: приёмы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить возможности развития познавательной деятельности младших школьников в практике образовательной деятельности.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности учащихся в начальной школе;
- уточнить особенности формирования познавательной активности младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, конкретизация, обобщение); эмпирические (диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных).
Исследование проводилось на базе МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7», класс 3»А». Школа с углубленным изучением отдельных предметов. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Нынешние условия социально-экономического развития страны и мира в целом требуют от современного человека обширного, глобального мышления. Поэтому, сейчас и в будущем, обществу нужны такие личности, которые не только употребляют или применяют свои знания, но и отлично понимают, как эти знания получить. Поэтому сейчас остро возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить что-то новое в способы и в ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью педагогики в изучении не только моральных и социальных вопросов воспитания подрастающего поколения, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Важным направлением педагогики начальной школы является познавательное развитие младших школьников и создание педагогических условий для этого развития.
Ответственность за успешное образование лежит как перед обществом в целом, так и перед родителями, а самое главное - перед педагогами. Решением проблемы формирования познавательной деятельности учащихся занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как прошлого столетия, так и современники.
Сегодня, в 21 веке, предостаточно педагогической литературы. Современные педагоги, с учетом требований нового образовательного стандарта, стараются больше внимания уделять проблеме формирования познавательной деятельности младших школьников. Мнения ученых и педагогов иногда противоречивы. Такие противоречия обусловили проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы разобраться в таких широких понятиях, как «познавательная деятельность» и «познавательная активность», в определении методов их диагностики и разработке рекомендаций по развитию познавательной деятельности младших школьников и ее активизации.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников
Предмет исследования: приёмы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить возможности развития познавательной деятельности младших школьников в практике образовательной деятельности.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности учащихся в начальной школе;
- уточнить особенности формирования познавательной активности младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, конкретизация, обобщение); эмпирические (диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных).
Исследование проводилось на базе МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7», класс 3»А». Школа с углубленным изучением отдельных предметов. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги по данной курсовой работе, необходимо сделать вывод. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что познавательная деятельность младших школьников - это тот самый процесс, который помогает ребенку познавать окружающий его мир. А задача не только родителей, но и педагога - помочь ему эту деятельность активизировать.
Доминирующими мотивами познавательной деятельности школьников являются мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития. Существенным фактором в обучении, определяющим мотивы учебной и познавательной деятельности школьников, является интерес. Познавательный интерес - это интерес, способствующий формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию. Задача педагога этот интерес вызвать разнообразием, яркостью, эмоциональностью учебного материала, его целесообразностью, полезностью, связью с ранее полученными знаниями, не исключая при этом частую проверку и оценку школьников.
Исходя из цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности;
- охарактеризовать диагностики, изучающие познавательную деятельность младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной деятельности показывает, что этот термин понимается этими учеными по- разному. Одни отождествляют деятельность с самой деятельностью, другие считают деятельность результатом деятельности, в то время как другие утверждают, что деятельность представляет собой более широкое понятие. Проблема деятельности изучается в различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и др. Общим для всех исследований является наличие нескольких факторов в процессе формирования познавательной активности. Среди них - внутренний фактор, т.е. субъективная характеристика познавательного действия. Носитель познавательной деятельности является неотъемлемым субъектом познания - человеком. Основой для развития познавательной деятельности является интегральный акт познавательной деятельности - воспитательная и когнитивная задача. Развитие познавательной деятельности осуществляется путем накопления положительного образовательного и познавательного опыта.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мною были даны характеристики некоторых диагностических методов, позволяющих определить уровни познавательной активности младших школьников, познавательной самостоятельности, мотивов познавательной деятельности и самооценку младших школьников.
Диагностика уровней развития познавательной деятельности была проведена с применением следующих методик: «Познавательная активность младшего школьника», «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика по определению мотивов в познавательной деятельности «Лесенка побуждений». Также был проведен анализ классного журнала, беседа с классным руководителем и использован метод наблюдения.
Проведя исследование, я выяснила, что половина класса имеет средний уровень развития познавательной деятельности, 9 учеников - высокий и 4 - низкий.
По итогам данного исследования было необходимо разработать рекомендации по развитию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, было рекомендовано чаще включать в образовательный процесс дидактические игры, творческие проекты, исследовательскую деятельность детей. А также было рекомендовано каждый день и на каждом уроке создавать для каждого индивидуально ситуацию успеха.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что задачи, обозначенные во введении, решены.
ФГОС НОО ставит целью перед ребенком не только получить готовые знания, но и умение самому их добывать и умение пользоваться этими знаниями. Основная задача педагога - научить младшего школьника этим умениям, чтобы быть достойной, высокоразвитой и творческой личностью в окружающем его мире
Доминирующими мотивами познавательной деятельности школьников являются мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития. Существенным фактором в обучении, определяющим мотивы учебной и познавательной деятельности школьников, является интерес. Познавательный интерес - это интерес, способствующий формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию. Задача педагога этот интерес вызвать разнообразием, яркостью, эмоциональностью учебного материала, его целесообразностью, полезностью, связью с ранее полученными знаниями, не исключая при этом частую проверку и оценку школьников.
Исходя из цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности;
- охарактеризовать диагностики, изучающие познавательную деятельность младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной деятельности показывает, что этот термин понимается этими учеными по- разному. Одни отождествляют деятельность с самой деятельностью, другие считают деятельность результатом деятельности, в то время как другие утверждают, что деятельность представляет собой более широкое понятие. Проблема деятельности изучается в различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и др. Общим для всех исследований является наличие нескольких факторов в процессе формирования познавательной активности. Среди них - внутренний фактор, т.е. субъективная характеристика познавательного действия. Носитель познавательной деятельности является неотъемлемым субъектом познания - человеком. Основой для развития познавательной деятельности является интегральный акт познавательной деятельности - воспитательная и когнитивная задача. Развитие познавательной деятельности осуществляется путем накопления положительного образовательного и познавательного опыта.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мною были даны характеристики некоторых диагностических методов, позволяющих определить уровни познавательной активности младших школьников, познавательной самостоятельности, мотивов познавательной деятельности и самооценку младших школьников.
Диагностика уровней развития познавательной деятельности была проведена с применением следующих методик: «Познавательная активность младшего школьника», «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика по определению мотивов в познавательной деятельности «Лесенка побуждений». Также был проведен анализ классного журнала, беседа с классным руководителем и использован метод наблюдения.
Проведя исследование, я выяснила, что половина класса имеет средний уровень развития познавательной деятельности, 9 учеников - высокий и 4 - низкий.
По итогам данного исследования было необходимо разработать рекомендации по развитию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, было рекомендовано чаще включать в образовательный процесс дидактические игры, творческие проекты, исследовательскую деятельность детей. А также было рекомендовано каждый день и на каждом уроке создавать для каждого индивидуально ситуацию успеха.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что задачи, обозначенные во введении, решены.
ФГОС НОО ставит целью перед ребенком не только получить готовые знания, но и умение самому их добывать и умение пользоваться этими знаниями. Основная задача педагога - научить младшего школьника этим умениям, чтобы быть достойной, высокоразвитой и творческой личностью в окружающем его мире
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Способы организации учебной деятельности учащихся начальных классов при знакомстве с понятием «уравнение» (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - Дополнительное образование как средство развития познавательной
деятельности обучающихся в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ХАРАКТЕРА В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие образного мира обучающихся начальных классов средствами иллюстрирования
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016



