ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 10
1.3 Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих познавательную
деятельность учащихся начальной школы 25
2.2. Диагностика уровней развития познавательной деятельности
у младших школьников 29
2.3. Рекомендации по развитию познавательной деятельности
учащихся младшего школьного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
Важнейшей особенностью нашего современного времени является высокий темп развития во всех сферах жизни. Эта особенность времени акцентирует внимание педагогической теории и практики на развитии познавательных сил и способностей младших школьников. Без развития познавательной деятельности, воспитания готовности и способности самостоятельно пополнять свои знания невозможно окончательно решить проблему формирования новой личности.
Нынешние условия социально-экономического развития страны и мира в целом требуют от современного человека обширного, глобального мышления. Поэтому, сейчас и в будущем, обществу нужны такие личности, которые не только употребляют или применяют свои знания, но и отлично понимают, как эти знания получить. Поэтому сейчас остро возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить что-то новое в способы и в ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью педагогики в изучении не только моральных и социальных вопросов воспитания подрастающего поколения, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Важным направлением педагогики начальной школы является познавательное развитие младших школьников и создание педагогических условий для этого развития.
Ответственность за успешное образование лежит как перед обществом в целом, так и перед родителями, а самое главное - перед педагогами. Решением проблемы формирования познавательной деятельности учащихся занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как прошлого столетия, так и современники.
Сегодня, в 21 веке, предостаточно педагогической литературы. Современные педагоги, с учетом требований нового образовательного стандарта, стараются больше внимания уделять проблеме формирования познавательной деятельности младших школьников. Мнения ученых и педагогов иногда противоречивы. Такие противоречия обусловили проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы разобраться в таких широких понятиях, как «познавательная деятельность» и «познавательная активность», в определении методов их диагностики и разработке рекомендаций по развитию познавательной деятельности младших школьников и ее активизации.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников
Предмет исследования: приёмы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить возможности развития познавательной деятельности младших школьников в практике образовательной деятельности.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности учащихся в начальной школе;
- уточнить особенности формирования познавательной активности младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, конкретизация, обобщение); эмпирические (диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных).
Исследование проводилось на базе МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7», класс 3»А». Школа с углубленным изучением отдельных предметов. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги по данной курсовой работе, необходимо сделать вывод. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что познавательная деятельность младших школьников - это тот самый процесс, который помогает ребенку познавать окружающий его мир. А задача не только родителей, но и педагога - помочь ему эту деятельность активизировать.
Доминирующими мотивами познавательной деятельности школьников являются мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития. Существенным фактором в обучении, определяющим мотивы учебной и познавательной деятельности школьников, является интерес. Познавательный интерес - это интерес, способствующий формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию. Задача педагога этот интерес вызвать разнообразием, яркостью, эмоциональностью учебного материала, его целесообразностью, полезностью, связью с ранее полученными знаниями, не исключая при этом частую проверку и оценку школьников.
Исходя из цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности;
- охарактеризовать диагностики, изучающие познавательную деятельность младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной деятельности показывает, что этот термин понимается этими учеными по- разному. Одни отождествляют деятельность с самой деятельностью, другие считают деятельность результатом деятельности, в то время как другие утверждают, что деятельность представляет собой более широкое понятие. Проблема деятельности изучается в различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и др. Общим для всех исследований является наличие нескольких факторов в процессе формирования познавательной активности. Среди них - внутренний фактор, т.е. субъективная характеристика познавательного действия. Носитель познавательной деятельности является неотъемлемым субъектом познания - человеком. Основой для развития познавательной деятельности является интегральный акт познавательной деятельности - воспитательная и когнитивная задача. Развитие познавательной деятельности осуществляется путем накопления положительного образовательного и познавательного опыта.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мною были даны характеристики некоторых диагностических методов, позволяющих определить уровни познавательной активности младших школьников, познавательной самостоятельности, мотивов познавательной деятельности и самооценку младших школьников.
Диагностика уровней развития познавательной деятельности была проведена с применением следующих методик: «Познавательная активность младшего школьника», «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика по определению мотивов в познавательной деятельности «Лесенка побуждений». Также был проведен анализ классного журнала, беседа с классным руководителем и использован метод наблюдения.
Проведя исследование, я выяснила, что половина класса имеет средний уровень развития познавательной деятельности, 9 учеников - высокий и 4 - низкий.
По итогам данного исследования было необходимо разработать рекомендации по развитию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, было рекомендовано чаще включать в образовательный процесс дидактические игры, творческие проекты, исследовательскую деятельность детей. А также было рекомендовано каждый день и на каждом уроке создавать для каждого индивидуально ситуацию успеха.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что задачи, обозначенные во введении, решены.
ФГОС НОО ставит целью перед ребенком не только получить готовые знания, но и умение самому их добывать и умение пользоваться этими знаниями. Основная задача педагога - научить младшего школьника этим умениям, чтобы быть достойной, высокоразвитой и творческой личностью в окружающем его мире
1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников / З.А.
Абасов // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С.40-43. - URL:
https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34087830
2. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М.: Издат. дом Шалвы Амонавили, 2001.- 463 с.
4. Анищенко, О. А. Развиваем в игре: пособие / О. А. Анищенко, Л.А. Вяткина, М. В. Мащенко. - Минск : Асар, 2000 . - 112 с.
5. Астахова, Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников / Н. И. Астахова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S19. - С.1-5. - URL:http://e-koncept.ru/2015/75267.htm(Дата доступа: 1.06.2021.)
6. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 136 с.
7. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - 214 с.
8. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: Пособие для
воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и [др.] - М.: Просвещение, 1983. - 192 с. URL:
https://pedlib.rU/Books/5/0487/5 0487-1.shtml
9. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в
познавательной деятельности / В. К. Буряк // Педагогика. - 2007. - №8 -
С.71 -78. URL:https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33652657
10. Дядинчук, Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С.553-556. URL:https: //moluch.ru/archive/7 7/
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
/ Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 19/03/05/1273622113/Vy gotskij L.S.IGRA I EE ROL V PSIXICHESKOM RAZVITII REBENKA.pdf
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С Выготский - М.: РУСАЙНС, 1991.-255 с. URL:https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih- 1991.htm
13. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 58-64. URL: https://thelib.info/pedagogika/3233783-os-gazman/
14. Головастикова Т.М. Как сделать учение увлекательным? //
Начальная школа. - 2006 - №2- С. 30-34. URL: https://n-
shkola.ru/archive/viewarticle/655
15. Горчинская, А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А. А. Горчинская. - Челябинск, 1999. - 187 с. URL:https: //pandia.ru/text/7 8/101/515. php
16. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., ОПЦ «ИНТОР», 1996. - 544 с.
17. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского / М. Доналдсон. - М.: Педагогика, 1985.- 192 с. URL: http: //www. al24. ru/wp-
content/uploads/2014/10/%D0%BC%D0%B0%D 1 %80 1. pdf
18. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Academa, 2003. - 464 c.
19. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популяр. пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е. В. Карпова. - Ярославль: Акад. развития, 1997. - 237 с.
20. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов
высших и средних педагогических заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 321 с. - URL:
https://www.psyoffice.ru/slovar-s179-ru5.htm
21. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии /
Монографические исследования: педагогика / Е. В. Коротаева. - М.:
Academia, 2007. - 255 с. URL:https://www.studmed.ru/view/korotaeva-ev-pedagogicheskie-vzaimodeystviya-i-tehnologii 7d56140a6ec.html
22. Коротаева Е. В. Методические рекомендации к обучению в
начальной школе: учебное пособие / Е. В. Коротаева / - М; Берлин:Директ- Медиа,2021.-144с. URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book view red&book id=619590
23. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175с. URL:https://pedlib.ru/Books/6/0349/6 0349-1 .shtml
24. Лекомцева, Е. Н. Формирование познавательной активности
младшего школьника / Е. Н. Лекомцева, А. С. Пикин // Ярославский педагогический вестник, 2017 - №3. - С.57-60 URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 29452466 37435281.pdf
25. Леонтьев, А. Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения / А. Н. Леонтьев. // Советская педагогика, 1946, № 1¬2. С.65-72 URL:http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-0052.htm#(Дата доступа: 24.03.2021.)
26. Лепешев, Д. В. Игровые технологии воспитания / Д. В. Лепешев // Творческая педагогика, 2004. - № 1. - С. 72-82.
27. Лизинский, В. М., Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. - М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2002 - 160 с.
28. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Психологи Отечества. Избранные психологические труды: В 70 т. / М. И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 383 с. URL:http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html
29. Локк, Дж., Сочинение в 3х томах: Мысли о воспитании / Дж.
Локк; Перевод с англ. Энгельгардта. - М: Мысль, 1988. - С.668. URL:
http://jorigami.ru/PP comer/Classics/Locke/Locke John Thought conceming education.htm#Toc238281171
30. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
31. Минскин, Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя /Е. М.
Минскин;-М.,198.-192с. URL:
http://sovschool.com/web/index.php?r=site%2Flesson&id=2&book=146&step=1&page=3
32. Мишнева, Ю. И. Развитие познавательной активности младших школьников / Ю. И. Мишнева; - Белгород: Нац. ис. унив. «БелГУ» ; URL: https: //core.ac. uk/download/pdf/151221441.pdf(Дата доступа: 20.09.2020)
33. Николаева, Т. Л. Психологические особенности школьного возраста / Т. Л Николаева. - СПб.: Речь, 2000. - 187 с.
34. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: уч. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 620. URL: https://docs.yandex.ru/(Дата доступа 07.10.2021)
35. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.
36. Полтавская, Е. А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е. А. Полтавская // Концепт. -2015. - № 1. - С. 61-65. URL:http://e-koncept.ru/2015/75013.htm.(Дата доступа 10.10.2021)
37. Ребутовская, Е. Возрастная динамика познавательного интереса / Е. Ребутовская. - М., 2008. - 231 с.
38. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В. А.
Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. URL: https://pedlib.rU/Books/1/0075/1 0075-1.shtml
39. Степанова, Е.В. Сборник диагностических методик для начальной школы / Е.В. Степанова. - URL:https://multiurok.ru/files/sbornik-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-nachal-n.html(Дата доступа: 26.11.2021)
40. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. / А. И. Сорокина - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
41. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик - М.: Политиздат, 1982. - 270 с. URL: http: //pedago gic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st000.shtml
42. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Н. Ф. Талызина; - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. URL:https://pedlib.ru/Books/1/0098/1 0098-1.shtml
43. Теряева, И. П. Игра как средство развития творческих
способностей детей младшего школьного возраста / И. П. Теряева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2. - С.74¬76. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer (Дата доступа
04.11.2020)
44. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития,1996.-192с.URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1641513642&tld=ru&lang=ru&name=razvitie poznavatelnyh sposobnostey detey.pdf&text=44.(Дата доступа 20.08.2020)
45. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В. Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: материалы науч.-практ. конфенц. / ГрГУ им. Я. Купалы; отв. ред. А.В. Богданович.- Гродно: ГрГУ, 2008. -
С.185-190. URL: https://homele.ru/water-supply/metody-formirovaniya-
poznavatelnoi-aktivnosti-shkolnikov-usloviya-razvitiya/
46. Туникова А.В. Приемы активизации учащихся 3- 4-ых классов //
Начальная школа.- 2007- №4- С. 73-78. URL: https://n-
shkola.ru/storage/archive/1407235828-1065316398.pdf (Дата доступа
18.09.2020)
47. Шамова, Т.А. Активизация учения школьников / Т.А. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
48. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества
обучения младших школьников // Начальная школа. - 2007- №2- С. 18-24. URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1407235678-647763431.pdf (Дата
доступа 18.09.2020)
49. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 351 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2 изд. - М.:
ВЛАДОС, 1999. - 358 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-
001.HTM#