Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных 4
способностей у фигуристов-одиночников
1.1 Фигурное катание на коньках как вид двигательной 4
деятельности
1.2 Значение координационных способностей в управлении 11
движениями
1.3 Характеристика и классификация координационных 13
способностей
1.4 Возрастные особенности фигуристов 10-14 лет 22
1.5 Особенности развития координационных способностей 27
при занятиях фигурным катанием
Глава 2. Организация и методы исследования 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Методы исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 45
В мире существует огромное количество различных видов спорта для которых координация играет важную роль в достижении высоких спортивных результатов. Координация это один из важнейших компонентов для достижения высокого уровня спортивного мастерства фигуриста.
Фигурное катание всегда являлось сложным видом спорта в плане координации. Все потому, что спортсмен выполняет специальные элементы имея маленькую площадь касания со льдом, в то время как поверхность льда имеет хрупкий и скользкий верхний слой, за которым следует твердый пласт льда. Спортсмену приходится выполнять множество специальных элементов которые имеют высокую сложность исполнения. Прыжки в 4 оборота или вращения высокого уровня. [3,35].
В последнее время характерной чертой в фигурном катании является постоянное усложнение системы и требований к фигуристам. Все дело в высокой конкуренции, особенно в российской сборной. Спортсмен развивается путем освоения сложных в координационном плане специальных элементов с их постоянно меняющемся вращательным характером исполнения. Такие элементы фигурного катания как «твизлы», «комбинированные вращения», прыжки, вызывают сильное напряжение и раздражение для вестибулярного аппарата. Отсюда следует что спортивные успехи и достижения фигуриста напрямую связаны с его координацией [35].
Как говорил Алексей Николаевич Мишин «координационные способности фигуриста необходимо начинать развивать уже в дошкольном возрасте. Чем старше дети, тем более долгим становится процесс обучения их координационным способностям».
Первых больших успехов в спорте, фигурист достигает в возрасте десяти — четырнадцати лет. Подобный возраст весьма ранний для большинства других видов спорта. А достигается он в течении 5 - 10 лет. В связи с постоянно растущей разрядной нормой, фигуристам приходится охватывать больший объем знаний и навыков за меньшее время. Норма, которую раньше выполнял МС сейчас это норма юношеского разряда. В связи с этим у фигуристов растет нагрузка на их вестибулярный аппарат. Этап предварительной подготовки является «фундаментом» для развития технических навыков и его спортивного роста в целом. Сейчас фигурное катание наполнено множеством технически сложных элементов особенно для юного возраста. Поэтому стоит уделять пристольное внимание подготовке уже с первых тренировок. Так тренировочный процесс обеспечит быстрое и качественное владение элементами и технике их выполнения. И будет устремлен на освоение более технически сложных специальных элементов. Обучая фигуристов стоит учитывать их морфологические и физиологические особенности. Необходимо стараться избегать переутомления детей, не стоит менять качество тренировки на рабочий объем. Это приведет лишь к утомление спортсмена и получению им различных травм. [3,6,10].
Несмотря на огромное количество научных трудов, совершенствование координации у фигуристов еще мало изучена. И остается открытым вопрос о соотношении нагрузки на организм юных спортсменов, в связи с постоянно растущими нормами и стандартами фигурного катания на коньках. Благодаря этому появилась возможность создать методику развития координационных способностей и возможностей организма спортсмена на тренировочном этапе подготовки. Целью которого является повышение навыков и мастерства фигуриста. [23].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс фигуристов 10¬14 лет.
Предмет исследования - средства и методы развития координации у фигуристов 10-14 лет.
Цель исследования - определение эффективности комплекса упражнений и специальных элементов фигурного катания, направленных на развитие координационных способностей у фигуристов 10-14 лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у фигуристов 10-14 лет.
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей у фигуристов 10-14 лет.
Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений и специальных элементов для развития координационных способностей детей 10-14 лет, выявил, что проведение специальных физических упражнений и специальных элементов фигурного катания является важным фактором для достижения высоких результатов у фигуристов 10-14 лет.
1. Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у фигуристов практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
2. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются физические упражнения и соревновательный режим проведения тренировок.
3. Координация движений поддается тренировке и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
4. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений и эллементов фигурного катания, направленный на развитие координационных возможностей фигуристов 10-14 лет.
В комплекс упражнений входили:
• дорожка шагов по прямой;
• прыжок с вращением с места;
• прыжок на ледовой арене «Аксель»;
• комбинированое вращение.
Доказана эффективность предложенного комплекса элементов фигурного катания, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития координационных возможностей у фигуристов экспериментальной группы.
1. Алексеев А. В. Психагогика - Ростов на Дону : Енике, 2004. - 165 с.
2. Алюлин А. Н. Спорт: учеб.пособ. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 32 с.
3. Апанасенко Г. А. Здоровье - М. : Физическая культура и спорт, 2002. - 62 с.
4. Ашмарин Б. А. Научные исследования в физическом воспитании и спроте - М. : Физкультуа и спорт, 1998. - 386 с.
5. Байдун С. Т. Фигурное катание: вчера, сегодня, - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 16 с.
6. Барчукова Г. В. Теория и методика физической культуры - М. : Академия, 190. - 220 с.
7. Барчукова Г. В. Настольный теннис М.: Физкультура и спорт, 2002. - 186 с.
8. Бернштейн А. Б. О ловкости и ее развитии- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 207 с.
9. Берцик З. Г. Годовая подготовка. Спорт - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 90 с.
10. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
11. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие - М.: Академия, 2001. - 428 с.
12. Иванов В. С. Теннис на столе - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 184 с.
13. Использование технических средств в учебно-тренировочном процессе по фигурному катанию: методические рекомендации - Минск, 2003. - 200 с.
14. Копепян Щ. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса в обучении занимающихся настольным теннисом - Е.: Педагогика, 2001. = 84 с.
15. Культизов Е. Е. Настольный теннис - Минск: Беларусь, 2003. - 88 с.
16. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры - М.: Советский спорт, 2007. - 464с.
...