Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы211
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА 11
1.1. Понятие социализации и социального развития 11
1.2. Особенности процесса социализации детей младшего
дошкольного возраста
1.3. Факторы и условия, направленные на социализацию детей
в период дошкольного детства
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО -ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Показатели и уровни социального развития детей
младшего дошкольного возраста
2.2. Результаты диагностики социального развития
дошкольников 3-4 лет на начальном этапе исследования
2.3. Организация педагогических условий в ДОО
способствующих социализации детей 3-4 лет
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 202


Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего [22, с. 13].
Вопросами становления социальной основы человека занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Маслоу, К. Юнг, Дж. Гилфорд, П. Бергер, Т. Лукман, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон и мн. др.
Термин «социальное развитие» рассматривается в широком и узком значении слова. В широком смысле слова социальное развитие трактуется как процесс становления человека с точки зрения социального существа под влиянием общества.
Л.С. Выготский отмечает: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» [15, с. 145].
В узком смысле слова социальное развитие рассматривается как процесс, составляющий основу формирования личности.
Главный смысл социального развития ребенка заключается в присвоении общественной сущности человека - от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризированных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем [52, с. 7].
Менялись различные точки зрения на проблему приобщения детей в социальной действительности, начиная с педагогической теории Я.А. Коменского и заканчивая современными педагогическими концепциями.
В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности начиная с дошкольного возраста решался неоднозначно. Но если говорить об общей тенденции, то следует отметить, что прогрессивные деятели того времени (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом [22, с. 13].
Социальные изменения в обществе в начале XX века привели к образованию в отечественной дошкольной педагогике нескольких тенденций по проблеме приобщения детей к социальной действительности, в которых задачи воспитания исходили из требований социалистического государства.
Лишь в 80-е и 90-е годы XX века появляется тенденция поиска новых аспектов содержания ознакомления детей с окружающим социальным миром, что было вызвано исследованиями таких педагогов, как Г.М. Ляминой, С.А. Козловой, Р.И. Жуковской, М.И. Богомоловой и другими. На основе этих исследований было экспериментально доказано, что непосредственное взаимодействие с социальной жизнью оказывает всестороннее влияние на развитие личности.
Таким образом, проблема приобщения ребенка к социальной действительности привела к необходимости решать более глобальную проблему - формирование личности, ее социализация.
Актуальность темы исследования с точки зрения общественности обусловлена тем, что личностно-ориентированная модель воспитания, предложенная такими психологами и педагогами, как А.В. Петровским, Л.А. Парамоновой, Л.А. Михайленко, обозначила новый подход в развитии личности ребенка.
Следовательно, изменились методологические подходы в содержании воспитания. Чтобы личность успешно социализировалась в обществе, необходимо координировать этот процесс с дошкольного возраста.
Таким образом, проблема приобщения детей к социальной действительности оказывается одной из важнейших проблем формирования личности ребенка и связана с изучением процесса социализации на разных возрастных этапах.
Вопросы социализации и воспитания подрастающего поколения неразрывно связаны со стратегией национального развития страны и являются частью государственной политики, о чем говорится во многих документах федерального уровня (Концепция долгосрочного развития страны «Стратегия 2020», федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней и др.). Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одним из важнейших направлений определена психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.
С педагогической точки зрения автора актуальность данной темы обусловлена тем, что необходима помощь ребенку со стороны взрослого в сложном процессе социализации, так как взаимоотношения педагога с ребенком - один из важнейших путей воспитательного воздействия на формирующуюся личность.
Однако в своей статье «Не провалить социализацию» Л.Л. Любимов указывает: «Посетив в последние месяцы десятки московских школьных комплексов (в среднем в каждом 2-3 школы и 4 детских сада), я обнаружил, что конкретно ответить на вопрос о том, что такое социализация, ни в одном учреждении мне не смогли. А это большой набор устойчивых навыков поведения в микросоциумах. <...> Этому в детсаду не обучают. Зато не сформированные в нем поведенческие навыки в итоге либо не сформировываются вообще, либо сформировываются неустойчивыми» [29, с.5].
Одна из задач ФГОС ДО - формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств.
Социализация личности ребенка в той или иной степени реализуется в таких вариативных программах для дошкольных образовательных организаций, как «Я - человек» (С.А. Козлова), «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Открой себя» (Е.В. Рылеева) и др.
Согласно ФГОС ДО, основная общеобразовательная программа дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям, одним из которых является социальное развитие. Социальное развитие реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [49, с. 7].
В рамках осуществления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» актуальным становится усвоение нравственных, моральных норм и ценностей, которые приняты в обществе, а также развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Социализация ребенка дошкольного возраста предполагает признание ребенка полноценным участником образовательных отношений [5, с. 21].
Следовательно, в качестве основного приоритета выделяется личностно-ориентированное взаимодействие, в основе которого лежит уважение к личности воспитанника, учет особенностей его развития, что отражается в индивидуальном подходе.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога воспитатель, в частности, должен знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, а также специфику дошкольного образования и особенности организации работы с детьми дошкольного возраста.
Руководствуясь профессиональным стандартом педагога, трудовые действия педагога должны быть направлены на реализацию воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка, в том числе и игровой с применением методов познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста [44, с. 5].
Являясь агентом первичной социализации, педагог должен принимать активное участие в процессе всестороннего и последовательного вхождения ребенка дошкольного возраста в мир взрослых.
Однако в настоящее время дошкольная образовательная организация имеет ограниченные возможности влиять на социальную зрелость детей. В детских садах уделяется недостаточно внимания первичной социализации, что впоследствии отражается на социализации ребенка в пространстве школы и социуме в целом.
Нередко из-за излишней организованности почти не остается места для социальной активности детей, которая в обыденной жизни всегда есть. В школе многие выпускники детского сада, имея неплохие стартовые условия по уровню знаний и умений, теряются именно из-за недостаточной социальной зрелости. Поэтому система образования подвигает дошкольные организации к новому самоопределению, предлагая им расширить узкоспециальные задачи до более значимых. Современный детский сад должен быть школой социального развития, в которой идет ежедневная работа детей и взрослых. Основная задача - с помощью знаний заложить фундамент активной жизненной позиции. Чтобы учить детей действовать в современном мире, сам детский сад должен не столько учить, сколько создавать культурное пространство [38, с. 21].
Научно-практические потребности определили выбор темы исследования: «Педагогические условия первичной социализации детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс первичной социализации детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия для первичной социализации детей младшего дошкольного возраста.
Целью исследования является определение педагогических условий первичной социализации детей младшего дошкольного возраста и внедрение их в педагогический процесс детского сада.
Цель исследования реализуется через ряд конкретных задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты процесса социализации и социального развития.
2. Охарактеризовать особенности процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить факторы и условия, направленные на социализацию детей в период дошкольного детства.
4. Обозначить показатели и уровни социального развития детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать программу первичной социализации детей младшего дошкольного возраста «Я уже личность».
6. Составить цикл занятий по программе первичной социализации детей младшего дошкольного возраста и провести его апробацию.
7. Проанализировать результаты частичной апробации.
Теоретическая основа исследования. В основе выпускной квалификационной работы лежит изучение материалов таких исследователей, как Л.И. Бажович, Т.М. Бабунова, А.В. Мудрик, Г.М. Андреева, Л.В. Мардахаев, А.Г. Асмолов, И.С. Кон, которые занимались вопросами социализации и развития личности. Также в исследовании рассматриваются и анализируются работы С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, которые раскрывают социализацию в Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста.
Психологические основы социального развития раскрываются в трудах виднейших отечественных ученых. По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Многие психологи отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими в усвоении достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения [6, с. 75].
Такие педагоги и психологи, как Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. выделяют период детства как период, в котором закладываются основы жизненных ценностей.
В настоящее время социальное развитие ребенка является одним из важных направлений в образовательной науке и практике. Процесс социализации рассматривается как механизм социального развития, который способствует формированию личности. В работах А.В. Запорожца, Л.И. Бажович, Д.И. Фельдштейна многократно акцентируется, что целенаправленное воздействие на ребенка дошкольного возраста закладывает фундамент социального развития личности в будущем.
Методы исследования: методы сбора теоретической информации: изучение научно-методических источников по данной проблеме, анализ, синтез теоретической базы, обобщение и систематизация тематического материала, а также методы сбора эмпирической информации: беседа, наблюдение, анкетирование, метод статистической обработки исследовательского материала.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы первичной социализации детей младшего дошкольного возраста «Я уже личность», а также в разработке цикла занятий по программе первичной социализации детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: Диагностика социально-коммуникативного развития детей 3-4 лет проводилась на базе Филиала МАДОУ № 2 «Родничок» - детский сад № 27 «Звездочка» города Серова. Было продиагностировано 15 детей.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2004. 242 с.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : словарь : ключевые понятия, термины, актуал. М., 1999. 538 с.
3. Зеньковский В. В. Психология детства : учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 1995. 346 с.
4. Князева О. Л. Я - ты - мы : программа социал.-эмоц. развития дошкольников. М., 2003. 166 с.
5. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 1998. 160 с.
6. Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2011. 303 с.
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов вузов. М., 1999. 456 с.
8. Прохорова Л. Н., Девятова О. Е. Позитивная социализация : упр. и метод. аспекты. М., 2020. 112 с.
9. Смирнова Е. О. Психология ребенка : учеб. для пед. училищ и вузов. М., 1997. 384 с.
10. Урунтаева Г. А. Детская психология : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования. М., 2013. 336 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Екатеринбург, 2014. 24 с.
12. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учеб. пособие. Великий Новгород, 2004. 132 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ