ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность и характеристика познавательных универсальных
учебных действий 6
1.2. Возрастные особенности мышления детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Деятельность педагога по формированию познавательных
универсальных учебных действий 16
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..31
2.1. Цель и описание экспериментальной работы 31
2.2. Комплекс заданий по формированию познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность и характеристика познавательных универсальных
учебных действий 6
1.2. Возрастные особенности мышления детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Деятельность педагога по формированию познавательных
универсальных учебных действий 16
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..31
2.1. Цель и описание экспериментальной работы 31
2.2. Комплекс заданий по формированию познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
Актуальность темы исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)одной из важнейших функций начальной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД - система различных учебных действий обучающегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования [27].
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам формирования познавательных универсальных учебных действий и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учится, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений. Для нашего исследования особый интерес будут предоставлять познавательные универсальные действия, которые включают в себя логические действия, общеучебные действия, а так же действия постановки и решения проблем которые готовят школьника к решению любой проблемы- задачи.
Значительный вклад в развитие проблемы формирования познавательных действий младших школьников в теории преподавания внесли ведущие ученые методисты: А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконини др. [1; 6; 9; 29]
Проблема системного подхода к формированию общеучебных умений начала решаться с 70-х годов ХХ века (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова и др.) [26]
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Затруднение в деятельности преподавателей по формированию познавательных УУД младших школьников в учебном процессе состоит в том, что ряд учебных пособий еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности обучающихся, их самостоятельности. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
Отсюда можно выделить основное противоречие: между необходимостью формировать познавательные универсальные учебные действия младших школьников и недостаточным методическим обеспечением по данному направлению. Проблема исследования заключается в следующем: как можно формировать у обучающихся начальной школы познавательные УУД?
Таким образом, проблема является актуальной и можно сформулировать тему работы «Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе».
Объект исследования процесс формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
Предмет исследования формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования на основе выявленных теоретических аспектов проблемы и проведенного констатирующего этапа экспериментальной работы разработать комплекс заданий по формированию у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и характеристику познавательных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть возрастные особенности мышления младших школьников.
3. Определить деятельность педагога по формированию познавательных универсальных учебных действий.
4. Экспериментально проверить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Составить комплекс заданий по формированию познавательных УУД младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 27 детей в возрасте 10-11 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам формирования познавательных универсальных учебных действий и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учится, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений. Для нашего исследования особый интерес будут предоставлять познавательные универсальные действия, которые включают в себя логические действия, общеучебные действия, а так же действия постановки и решения проблем которые готовят школьника к решению любой проблемы- задачи.
Значительный вклад в развитие проблемы формирования познавательных действий младших школьников в теории преподавания внесли ведущие ученые методисты: А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконини др. [1; 6; 9; 29]
Проблема системного подхода к формированию общеучебных умений начала решаться с 70-х годов ХХ века (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова и др.) [26]
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Затруднение в деятельности преподавателей по формированию познавательных УУД младших школьников в учебном процессе состоит в том, что ряд учебных пособий еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности обучающихся, их самостоятельности. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
Отсюда можно выделить основное противоречие: между необходимостью формировать познавательные универсальные учебные действия младших школьников и недостаточным методическим обеспечением по данному направлению. Проблема исследования заключается в следующем: как можно формировать у обучающихся начальной школы познавательные УУД?
Таким образом, проблема является актуальной и можно сформулировать тему работы «Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе».
Объект исследования процесс формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
Предмет исследования формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования на основе выявленных теоретических аспектов проблемы и проведенного констатирующего этапа экспериментальной работы разработать комплекс заданий по формированию у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и характеристику познавательных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть возрастные особенности мышления младших школьников.
3. Определить деятельность педагога по формированию познавательных универсальных учебных действий.
4. Экспериментально проверить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Составить комплекс заданий по формированию познавательных УУД младших школьников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 27 детей в возрасте 10-11 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе нами было рассмотрено понятие «познавательные универсальные учебные действия». С точки зрения Асмолова А. Г «познавательные УУД - это совокупность различных способов познания окружающего нас мира, а также самостоятельное построение процесса исследования, поиска, и совокупность операций по систематизации, обобщению, обработке и использованию полученной информации»[1]
Классификация познавательных универсальных учебных действий включает в себя общеучебные, логические, универсальные действия, постановку и решение проблем.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления, мышление ребенка в шесть-семь лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции.
При анализе методической литературы нами были выделены основные виды упражнений которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики: «Найди отличия», «Найди закономерность», «Разгадай правило», задачи, лабиринты, магические квадраты и т.д.
На уроках русского языка: «Четвертое лишнее», «Развиваем логику», «Закодированное слово», «Какография» и т.д.
На уроках окружающего мира: «Найди ошибку», «Я знаю, что...», «Найди сходства и различия», «Полезный - бесполезный», «Плохо или хорошо?» и т.д.
Во второй главе было представлено исследование на выявление уровня сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ №62 г. Челябинска. В экспериментальной работе были задействованы обучающиеся 3 «Б» класса, количество испытуемых - 27 человек. Была использована методика С. Л. Рубинштейна «Выделение существенных признаков».
Для того чтобы повысить уровень сформированности познавательных УУД мы разработали комплекс заданий, который активно внедряли на практике.
После повторной диагностики выявили, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у многих обучающихся значительно повысился. Школьники стали проявлять инициативность, появилось желание обобщать, искать новые пути решения, изучать что-то новое, аргументировать свою точку зрения. Если успешно реализовывать и активно использовать разработанные нами задания, которые представлены в параграфе 2.2, в образовательном процессе будет динамично наблюдаться развитие познавательных универсальных учебных действий. Это обосновано результатами нашего исследования на констатирующем этапе диагностики: у 14 детей (52%) - высокий уровень сформированности познавательных УУД, 9 ребят (33%) - средний уровень.
Исходя из результатов повторного диагностирования, благодаря внедрению в практику сборник заданий можно сделать вывод о том, что изменение форм и методов традиционного обучения благоприятно влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Классификация познавательных универсальных учебных действий включает в себя общеучебные, логические, универсальные действия, постановку и решение проблем.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления, мышление ребенка в шесть-семь лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции.
При анализе методической литературы нами были выделены основные виды упражнений которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики: «Найди отличия», «Найди закономерность», «Разгадай правило», задачи, лабиринты, магические квадраты и т.д.
На уроках русского языка: «Четвертое лишнее», «Развиваем логику», «Закодированное слово», «Какография» и т.д.
На уроках окружающего мира: «Найди ошибку», «Я знаю, что...», «Найди сходства и различия», «Полезный - бесполезный», «Плохо или хорошо?» и т.д.
Во второй главе было представлено исследование на выявление уровня сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ СОШ №62 г. Челябинска. В экспериментальной работе были задействованы обучающиеся 3 «Б» класса, количество испытуемых - 27 человек. Была использована методика С. Л. Рубинштейна «Выделение существенных признаков».
Для того чтобы повысить уровень сформированности познавательных УУД мы разработали комплекс заданий, который активно внедряли на практике.
После повторной диагностики выявили, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у многих обучающихся значительно повысился. Школьники стали проявлять инициативность, появилось желание обобщать, искать новые пути решения, изучать что-то новое, аргументировать свою точку зрения. Если успешно реализовывать и активно использовать разработанные нами задания, которые представлены в параграфе 2.2, в образовательном процессе будет динамично наблюдаться развитие познавательных универсальных учебных действий. Это обосновано результатами нашего исследования на констатирующем этапе диагностики: у 14 детей (52%) - высокий уровень сформированности познавательных УУД, 9 ребят (33%) - средний уровень.
Исходя из результатов повторного диагностирования, благодаря внедрению в практику сборник заданий можно сделать вывод о том, что изменение форм и методов традиционного обучения благоприятно влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся кадетской начальной школы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения решению задач на доказательство
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действии во внеурочной деятельности по математике в основной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



