Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Говорение, как вид речевой деятельности
1.1 Структура говорения……………………………………………..4
1.2 Психологическая характеристика говорения как экспрессивной
речи……………………………………………………………………..6
1.3 Специфические особенности монологической речи…………....8
1.4 Специфические особенности диалогической речи………….....11
1.5 Содержание обучения говорению
1.5.1 Лингвистический компонент…………………………………..14
1.5.2 Психологический компонент……………………………….....16
1.5.3 Методологический компонент………………………………...18
1.6 Основные принципы обучения говорению………………….....20
Глава 2. Формирование речевых навыков у младших школьников
2.1 Младший школьник как субъект учебной деятельности……...25
2.2 Условия обучения говорению…………………………………...28
2.3 Роль игровой деятельности в обучении говорению на
иностранном языке…………………………………………………....33
2.4 Формирования навыка говорения с помощью учебной речевой
ситуации………………………………………………………………..37
2.5 Опорная схема как средство формирования навыка говорения..43
2.6 Формирование говорения с использованием вербальных
средств …………………………………………………………………45
Глава 3. Практическая часть……………………………………....52
Заключение…………………………………………………………….58
Список литературы…………………………………………………...60
Изменение в социокультурном контексте изучения иностранного языка в России привел к необходимости переосмыслить цели, задачи и содержание обучения. Появление и внедрение инновационных методик позволяют развивать у учащихся способность использовать язык как инструмент общения и обобщения в контексте диалога культур и цивилизаций.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иностранного текста, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессии речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Проблема формирования навыков и умений актуальна потому, что они лежат в основе любого учения.
Речевые навыки и умения - это качество совершения речемыслительных операций и действий в процессе решения коммуникативно-познавательной задачи. Языковые автоматизмы - это качество извлечения из долговременной памяти и применение языковых навыков при решении речемыслительных задач.
Объект исследования – процесс формирования навыка говорения.
Предмет - создание языковой среды, стимулирующей высказывания; приемы, формы, средства для формирования языковой компетенции, развивающие коммуникабельность и способность к решению речемыслительных задач.
Цель работы - изучение и анализ научно - методической литературы по проблемам формирования навыка говорения, сбор необходимых практических материалов, выявление особенностей технологии обучения говорению на начальном этапе обучения.
Предмет и цель исследования определяют основные задачи работы:
1) проанализировать теоретическую литературу по данной проблеме;
2) определить научные основы и методы процесса обучения устной речи;
3) рассмотреть проблему формирования навыков и умений в обучении иностранному языку, в частности формирование у школьников такой способности говорить на иностранном языке, которая соответствовала бы нормальному речевому процессу;
4) апробировать на практике теоретические знания по методике преподавания иностранного языка в сфере говорения.
Интеграционные процессы в социально - экономической и политической сфере жизни современного общества стимулируют сознание межкультурных сообществ и, следовательно, межкультурное общение. Межкультурное общение есть адекватное взаимодействие двух или более участников коммуникативного акта, принадлежащих к различным национальным культурам. Оно предполагает не только хорошее знание языка, но и знание, принятия и, в случае необходимости, терпимости к специфике речевого и неречевого поведения носителя языка. Это дает основание предполагать, что развивать у учащихся способность к межкультурному общению необходимо.
Исследуя выдвинутую проблему, я пришла к выводу, что процесс формирования речевых навыков и умений - сложный процесс, включающий в себя несколько этапов, в которых теоретические знания крайне необходимы, поскольку от уровня этих знаний будет зависеть эффективность процесса обучения. Кроме того, я установила, что использование упражнений, направленных на формирование речевых навыков, особенно, если это игровые ситуации, способствуют повышению активности на уроках, развитию интереса к иностранному языку. Но навыки и умения, даже относительно простые, нельзя сформировать в пределах одного понятия.
Теоретически этот вопрос серьезно проработан, однако, учителя не всегда уделяют достаточно внимания организации обучения основным видам речевой деятельности, как средству общения. В то время как коммуникация в устной форме является одной из основных задач обучения речевым видам деятельности в школе в практических целях, овладение ею осуществляется с помощью говорения, в частности монологической и диалогической речи.
Таким образом, учителю необходимо знать теоретические основы обучения основным видам речевой деятельности. Он должен владеть методами и приемами, которые позволяют поддерживать интерес учащихся к предмету.
Формируя умения и навыки говорения следует помнить о необходимости постепенного перехода от более простых к сложным, от мене коммуникативных к более коммуникативным, от сосредоточенности на форме к распределению внимания между формой и содержанием, а также о постепенном переключении внимания на содержание высказывания, это даст возможность выработать у учащихся способность к иноязычному высказыванию в соответствие с речевой задачей и коммуникативным намерением.