Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ "Детский Сад №3" города Санкт-Петербург.
Выборка: 60 детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЛЕВОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Волевая и интеллектуальная сферы деятельности 7
1.1.1. Волевая сфера деятельности и ее характеристика 7
1.1. 2. Интеллектуальная сфера деятельности и ее характеристика 12
2.1 Характеристика детей дошкольного возраста 18
2.1.1. Развитие волевой сферы в дошкольном возрасте 18
2.1.2. Особенности интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста 26
Глава 2. Исследование взаимосвязи между волевой и интеллектуальной сферами детей дошкольного возраста 35
2.1. Изучение особенностей волевой и интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста 35
2.2. Анализ взаимосвязи между волевой и интеллектуальной сферами детей дошкольного возраста 43
ВЫВОДЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список литературы 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Старший дошкольный возраст является важным периодом в жизни и развитии ребенка. Именно тогда у детей активно формируются и развиваются все психологические, психические и интеллектуальные процессы. И именно от этого периода во многом зависит качество дальнейшего школьного обучения. Мы предполагаем, что уже на данном этапе развития можно предсказать успешность дальнейшего обучения и трудностей, которые могут возникнуть у детей. Немаловажную роль, по нашему мнению, в этих процессах играет волевое и интеллектуальное развитие ребенка. Нам представляется очень важным исследовать взаимосвязь данных явлений, проследить тенденции в их развитии, с точки зрения влияния волевой сферы на уровень развития познавательной способности в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, мы можем обозначить цель данной работы: выявить влияние уровня развития волевых качеств на уровень интеллектуального развития старших дошкольников.
Объект исследования – волевая и интеллектуальная деятельность.
Предмет исследования – взаимосвязь волевого и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Существует взаимосвязь между волевой и интеллектуальной сферой детей старшего дошкольного возраста.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы для аналитического взгляда на теорию исследуемой области;
2. Сформировать рекомендации по методическим мероприятиям для исследования развития волевой и интеллектуальной сфер у дошкольников.
3. Обработать результаты исследования и провести математический анализ данных;
4.Выявить взаимосвязь волевого и интеллектуального развития старших дошкольников в практике дошкольного воспитания.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве теоретической основы для исследования были взяты работы Выготского Л.С., Селиванова В.И., Пуни А.Ц., Ильина Е.П., Веккер Л.М., Рубиншейна С.Л., Брушлинского А.В., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н. и других.
Характеристика эмпирической базы исследования:
В качестве респондентов были привлечены дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет из МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №3" города Санкт-Петербург Выборку составили: 60 человек.
Методы и методики исследования: для достижения поставленных в ходе исследования задач была использована комплексная система из различных методов: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение, тестирование, количественный, качественный и статистический анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: представлена в расширении диапазона знаний о развитии волевой и интеллектуальной области, а также их взаимосвязи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты вносят вклад в понимание особенностей развития и взаимосвязи двух рассматриваемых сфер у детей старшего дошкольного возраста, что потенциально может дополнить подход к разработке коррекционно-развивающих программ для детей этого возраста.
Структура и объем работы: введение, три главы (в первойрассматриваются волевая и интеллектуальная сферы деятельности, их характеристика; во второй приводится характеристика детей дошкольного возраста, с опорой на научные источники; в третьей исследуется связь между волевой и интеллектуальной сферой у детей старшего дошкольного возраста), заключение, список используемой литературы и приложения.
Объем дипломной работы 65 страниц (не включая Приложения), включает 63 использованных источника (33 на русском языке; 30 на иностранном).
В дошкольном возрасте происходит формирование основных личностных механизмов и новообразований. Формируется готовность ребенка к школе, что знаменует появление новых условий для личностного роста старшего дошкольника.
В данной дипломной работе была изучена различная зарубежная и отечественная литература, касающаяся особенностей волевого и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Было проведено исследование, направленное на изучение волевой и интеллектуальной сфер у детей старшего дошкольного возраста, также у них были выявлены характерные особенности в развитии внимания. Подтвердилась наша гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста присутствует тесная связь между волевой и интеллектуальной сферами. По результату нашего исследования, мы можем говорить о том, что изменение уровня внимания и волевых качеств (повышение или понижение) влияет на соответственное изменение уровня общих интеллектуальных способностей.
Таким образом, мы выяснили, что важную роль в формировании интеллектуальных способностей играют волевые качества личности ребенка. Волевое действие представляет собой действие, регулируемое мыслительными процессами, функция которых состоит в получении знаний о закономерных связях и отношениях, необходимых для волевой регуляции.
Мы можем говорить о том, что интеллект, как высшая форма, не представим без воли. В воле осуществляется постоянное и неустанное стремление человека к познанию, реализуется присущая ему направленность в будущее, целеустремленность, понимание средств, ведущих к достижению цели.
Результаты нашего эмпирического исследования могут быть использованы в разработке программ развития волевой и интеллектуальной сфер старших дошкольников. Эти программы могут стать частью комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Исходя из данных исследования, можно также рекомендовать дошкольным педагогам, психологам и психологическим службам, при разработке программ подготовки детей к школьному обучению, включать блок тренингов, направленных на развитие волевой сферы, а именно на развитие произвольности, волевой активности, целеустремленности и саморегуляции, с целью повышения общих интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
1. Агапов, В.И. О взаимодействии воли и мышления в проблемных ситуациях / В.И. Агапов. Проблемы психологии воли: Материалы IV научной конференции. – Рязань, 1974. – С.16-18
2. Аппаев, М.Б. Влияние эмоционально-волевой сферы на уровень общих интеллектуальных способностей в подростковом возрасте / М.Б. Аппаев, Т.С. Джанкезова. Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalno-volevoy-sfery-na-uroven-obschih-intellektualnyh-sposobnostey-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 13.05.2022).
3. Батыршина, А.Р. Место психологической категории «Воля» в отечественной психологии: анализ учебников по психологии / А.Р. Батыршина. Приволжский научный вестник. 2014. №11-2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-psihologicheskoy-kategorii-volya-v-otechestvennoy-psihologii-analiz-uchebnikov-po-psihologii (дата обращения: 08.05.2022).
4. БатыршинаА.Р. Подходы изучению вопроса о взаимосвязи интеллекта и воли / А.Р. Батыршина. Вестник УРАО. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-izucheniyu-voprosa-o-vzaimosvyazi-intellekta-i-voli (дата обращения: 13.05.2022).
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 400 с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. :Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
7. Брушлинский, А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс / А.Д. Брушлинский. Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 17–29.
8. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование. / А.В. Брушлинский. М.: Мысль, 1970.
9. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
10. Веккер, Л.М. Психические процессы. В трех томах. / Л.М. Веккер. - Л.: ЛГУ, 1981. Т.3. - Гл. 4.
11. Воронин, А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии / А.Н. Воронин. Психология. Журнал ВШЭ. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-deyatelnost-proyavlenie-intellekta-i-kreativnosti-v-realnom-vzaimodeystvii (дата обращения: 10.05.2022).
12. Выготский, Л.С. СС. В шести томах. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. Т.2. - Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.
13. Выготский, Л.С. СС. В шести томах. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. Т.3. - Гл. 12. Овладение собственным поведением.
14. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. / П.Я. Гальперин. – 2-е изд. – М., 2005. – 400 с.
15. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. /В.А. Иванников.М. ; СПб., 2006.С. 124.
16. Ильин, Е.П. Психология воли. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - С. 39-43.
17. Корнилов, К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. / К.Н. Корнилов. М., 1926.
18. Красногорский, Н. И. Некоторые возрастные особенности физиологической активности головного мозга у детей. / Н.И. Красногорский. Бумага, предоставленная вЗаседание Медицинской академии наук СССР,1946 год.
19. Леонтьев, А.Н. Воля / А.Н. Леонтьев. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1993. - №2. - С. 3-14.
20. Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста / З.В. Мануйленко. Журналроссийскойивосточноевропейскойпсихологии, 1975, 13 (4), С. 65-116. doi:10.2753/rpo1061-0405130465
21. Мухина, В. С.Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ В.С. Мухина. Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.
22. Пуни, А.Ц. О препятствиях различной степени трудности как необходимых факторах проявления и развития воли./ А.Ц. Пуни. Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. - Рязань, 1964. – С.6-9.
23. Ристо, Н. Внимание и функции мозга: Учеб. пособие / Н. Ристо. Пер. с англ. Под редакцией Е.Н. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 1998 – С. 560.
24. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. / С.Л. Рубинштейн. М.: Издво АН СССР, 1958.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: ПИТЕР 5-е издание, 2000. - 712 с.
26. Рудик, П.А. Психология [Текст] : учебник для институтов физической культуры / Проф. П. А. Рудик. - Москва : Физкультура и спорт, 1964. - 461
27. Селиванов, В.И. Волевая регуляция активности личности. / В.И. Селиванов. Психол. журн.- 1982. -Т. 3. - №4.-С. 14-25.
28. Семенова, П.Е. Подходы к исследованию интеллекта в отечественной когнитивной психологии второй половины xx века / П.Е. Семенова, Ю.Е. Щурова. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-issledovaniyu-intellekta-v-otechestvennoy-kognitivnoy-psihologii-vtoroy-poloviny-xx-veka (дата обращения: 13.05.2022).
29. . Сеченов, И.М. [Автобиографические заметки]. / И.М. Сеченов. Москва : Академия Наук СССР, 1945.
30. Сидоряка, Н. Н. Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Сидоряка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2077/ (дата обращения: 09.05.2022).
31. Симонов, П.В. О филогенетических предпосылках воли. / П.В. Симонов. Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 84-88.
32. Чхартишвили, Ш.Н. Проблема воли в психологии / Ш.Н. Чхартишвили. Вопросы психологии, 1967, № 4. – С.72-81.
33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учебных заведений. / Г.А. Урунтаева, 5-е издание, — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
34. Ainslie, G. (2001). Breakdown of will. Cambridge: CambridgeUniversityPress.
35. Baars, B.J. (1986). The cognitive revolution in psychology. NewYork: Guilford.
36. Baars, B.J. (1993). Why volition is a foundation problem for psychology. ConsciousnessandCognition, 2, 281–309.
37. Ball, K., Berch, D.B., Helmers, K.F., Jobe, J.B., Leveck, M.D., Marsiske, M., et al. Effects of cognitive training interventions with older adults: a randomized controlled trial. JAMA. 2002;288 (18):2271–81.
38. Barnett, S.M., Ceci, S.J. When and where do we apply what we learn? A taxonomy for far transfer. Psychol Bull. 2002;128 (4):612–37.
39. Mitterauer B. University of Salzburg, Volitronics-Institute for Basic Research, WALS, Salzburg, Austria. Open Journal of Medical Psychology > Vol.9 No.2, April 2020
40. Bors, D.A., Vigneau, F. The effects of practice on Raven’s Advanced Progressive Matrices. Learning and Individual Differences. 2003;13:1–22.
41. Burnette, J. L., O'Boyle, E. H., VanEpps, E. M., Pollack, J. M., and Finkel, E. J. (2013). Mind-sets matter: a meta-analytic review of implicit theories and self-regulation. Psychol. Bull. 139, 655–701. doi: 10.1037/a0029531
42. Carroll, J. Human cognitive abilities: a survey of factor-analytic studies. Cambridge: Cambridge University Press; 1993.
43. Cianciolo, A.T., Sternberg, R.J. Intelligence: A brief history. Malden, MA: Blackwell Publishing; 2004.
44. Custers, R. and Aarts, H. (2010) The Unconscious Will: How the Pursuit of Goals Operates Outside of Conscious Awareness. Science, 329, 47-50.
45. Gottfredson, L.S.Where and why g matters: Not a mystery. Human Performance. 2002;15(1/2):25–46.
46. Gray, J.R.,Thompson, P.M. Neurobiology of intelligence: science and ethics. Nat Rev Neurosci. 2004;5(6):471–82.
47. Hong, Y., Chiu, C., Dweck, C.S., Lin, D.M.S., and Wan, W. (1999). Implicit theories, attributions and coping: a meaning system approach. J. Pers. Soc. Psychol. 77, 588–599. doi: 10.1037/0022-3514.77.3.588
48. Efklides, A., Kuhl, J., and Sorrentino, R. M. (2001). Trends and Prospects in Motivation Research. Dordrecht: KluwerAcademicPublishers. doi: 10.1007/0-306-47676-2
49. Fisak, B. and Barrett, P. (2019). Anxiety in preschool children: Assessment, treatment, and prevention. New York, NY:Routledge.
50. Jeannerod, M. (2006) From Volition to Agency: The Mechanism of Action Recognition and Its Failures. In: Sebanz, N. and Prinz, W., Eds., Disorders of Volition, The MIT Press, Cambridge, MA, 175-192.
51. Bedin, M.G., Kuhne, N., Mendelzweig, M.D. (2020) Volition to risk taking in the ordinary activities of daily life of older people living at home alone. A study using explicitation interviews. Health, Risk & Society 22:7-8, pages 421-436.
52. Neisser, U., Boodoo, G., Bouchard, T. J. Jr., Boykin, A. W., Brody, N., Ceci, S. J., et al. (1996). Intelligence: knownsandunknowns. Am. Psychol. 51, 77–101. doi: 10.1037/0003-066X.51.2.77
53. Hershberger, W.A. (1987). Of course there can be an empirical science of volitional action. AmericanPsychologist, 42, 1032–1033.
54. Hilgard, E.R. (1980). The trilogy of mind: cognition, affection, and conation. JournaloftheHistoryoftheBehavioralSciences, 16, 107–117.
55. Howard, G.S. & Conway, C.G. (1986). Can there be an empirical science of volitional action? AmericanPsychologist, 41, 1241–1251.
56. Irwin, F.W. (1942). The concept of volition in experimental psychology. In F.P. Clark& M.C. Nahm (Eds) Philosophical essays in honor of Edgar Arthur Singer (pp. 115–137). Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
57. Pintrich, P. R., and Schunk, D. H. (1996). Motivation in Education: Theory, Research, and Applications. EnglewoodCliffs, NJ: Merrill/PrenticeHall.
58. Raven, J.C. Advanced Progressive Matrices. Sets I, II. Oxford: Oxford University Press; 1990
59. Romero, C., Master, A., Paunesku, D., Dweck, C. S., and Gross, J. (2014). Academic and emotional functioning in middle school: the role of implicit theories. Emotion 14, 227–234. doi: 10.1037/a0035490
60. Spearman, C. “General intelligence”, objectively determined and measured. Am J Psychol. 1904;15:201–93.
61. Sternberg, R.J. Increasing fluid intelligence is possible after all. Proc Natl Acad Sci. USA. 2008;105(19):6791–2.
62. Schellenberg, E.G. Music lessons enhance IQ. Psychol Sci. 2004;15(8):511
63. Zhu, J. (2004). Understandingvolition. PhilosophicalPsychology, 17(2), 247–273. doi:10.1080/0951508042000239066