ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ
«КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СЕРВИСНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ» 6
1.1. Общая характеристика понятия «корпоративная
культура»
1.2. Особенности корпоративной культуры сервисного
предприятия 14
1.3. Методы исследования корпоративной культуры на
предприятиях сервиса
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КИНОТЕАТРЕ «ГАЛАКСИ СТАР» Г. НИЖНЕВАРТОВСКА
2.1. Анализ корпоративной культуры в кинотеатре «Галакси
Стар» г. Нижневартовска
2.2. Характеристика программы по совершенствованию
корпоративной культуры в кинотеатре «Галакси Стар» г. Нижневартовска 40
2.3. Экономическое обоснование программы по
совершенствованию корпоративной культуры кинотеатра «Галакси Стар» г. Нижневартовска 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Опросник «Средство оценки корпоративной культуры кинотеатра «Галакси Стар» - текущее и
69 предпочтительное состояние
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета «Тип корпоративной культуры» 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Опросник «Ревизия состояния корпоративной культуры сервисного предприятия»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. График проведения общего собрания сотрудников
кинотеатра «Галакси Стар»
82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Форма оценки уровня функционального построения корпоративной культуры сервисного предприятия
Одним из важнейших «секретных компонентов» в сфере социальнокультурного сервиса является гостеприимство. Каждый работник процветающей в данном направлении компании должен обладать особенностью - уметь ощущать потребности посетителей, а также проявлять заботу по отношению к ним. Современные предприятия гостеприимства должны предлагать посетителям не просто услугу, а внутреннее спокойствие и комфорт.
Цель управленческой части каждой компании, работающей в индустрии гостеприимства - предоставление гостям услуги высокого качества. Но при этом не стоит забывать, что это предпринимательство, а его цель - извлечение прибыли. В центре внимания должны быть - полное понимание своей юридической и нравственной ответственности за душевное состояние, удобство и безопасность посетителей.
В наше время качество обслуживания в индустрии гостеприимства напрямую зависит от взаимоотношений сотрудников, а именно создания сплоченного коллектива и здоровых рабочих отношений в нём. Они формируются с первых дней деятельности организации и на протяжении нескольких лет работы под воздействием менталитета, традиций, обычаев и духовных ценностей людей. В связи с этим, на сегодняшний день большую актуальность обретает проблема создания корпоративной культуры и имиджа компании.
Актуальность формирования корпоративной культуры сервисного предприятия заключается в том, что в настоящее время рыночные отношения указывают на необходимость разрабатывать и внедрять целую систему ценностей, а именно корпоративную культуру, которая, при грамотной её реализации, способствует повышению конкурентно-способности
организации.
Однако, на сегодняшний день, проблеме совершенствования корпоративной культуры на предприятиях сервиса уделяется недостаточное внимание, в результате чего сложилось противоречие:
- между большими возможностями корпоративной культуры в повышении конкурентно-способности сервисного предприятия и недостатком внимания, уделяемого данной проблеме.
Проблема исследования заключается в недостаточном количестве программ по совершенствованию корпоративной культуры на предприятиях сервиса.
Объект: корпоративная культура сервисного предприятия.
Предмет: программа по совершенствованию корпоративной культуры сервисного предприятия.
Цель: спроектировать программу по совершенствованию
корпоративной культуры в кинотеатре «Галакси Стар» г. Нижневартовска.
Задачи:
1. Дать характеристику понятия «корпоративная культура».
2. Выявить особенности корпоративной культуры сервисного предприятия.
3. Проанализировать методы исследования корпоративной культуры на предприятии сервиса.
4. Проанализировать уровень корпоративной культуры в кинотеатре «Галакси Стар» г. Нижневартовска .
5. Охарактеризовать программу по совершенствованию корпоративной культуры в кинотеатре «Галакси Стар» г. Нижневартовска .
6. Представить экономическое обоснование программы по совершенствованию корпоративной культуры в кинотеатре «Галакси Стар» г. Нижневартовска.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Проанализировав источники по проблеме исследования, а также на основе материалов, собранных в течение преддипломной практики, можно сделать вывод, что для организации, работающей в сфере сервисных услуг, корпоративная культура, как и для любой другой организации, играет важную роль. А развитие корпоративной культуры, следовательно её совершенствование, делает предприятие устойчивым и конкурентно - способным на рынке.
На основе анализа работ: А. Колесникова, М. Мартыновой, О.Е. Стекловой и др. исследователей, можно считать, что корпоративная культура - это большая область явлений материальной и духовной жизни персонала: доминирующие в нём моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством её сотрудников. А именно все гласные и негласные осознанные и неосознанные нормы и законы, по которым живет организация внутри себя и по которым она общается с внешним миром.
Основными целями корпоративной культуры являются:
• увеличение лояльности сотрудников компании;
• повышение корпоративности персонала;
• обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
• повышение привлекательности компании, как работодателя.
Каждое предприятие способно находиться в стадии образования корпоративной культуры, в данном случае их руководители обязаны наблюдать за тем, чтобы данное действие никак не вышло из -под контроля. Кроме того каждая организация способна обладать ранее сформировавшейся корпоративной культурой.
Опираясь на труды: Н.П. Беляцкого, Н.А. Зайцевой, А.В. Ульяновского и др. исследователей можно сделать вывод, что основной особенностью корпоративной культуры сервисных предприятий является клиент- ориентированность. Данный принцип также отражается в принципе постоянства качества услуг и означает, что большую роль на предприятиях сферы услуг играет не просто искренне дружелюбное отношение к гостю, но и профессионализм сотрудников, выражающийся в строгом соблюдении стандартов и технологий обслуживания. Такой подход позволяет поддерживать постоянный уровень сервиса, который не изменяется под влиянием каких-либо факторов.
Основываясь на источники и литературу по теме исследования, были проанализированы методы исследования корпоративной культуры на предприятиях сервиса, основными из которых являются:
• количественные методы, модельный анализ (анкетирование, опросы, анализ статистических данных, построение графических профилей, разработка типологий);
• социологические методы (групповые и индивидуальные интервью);
• полевые методы (рабочие группы, состоящие из консультантов и работников фирмы, семинары-обсуждения с главными лицами компании, включённое наблюдение, хронометраж и т.д.
В ходе анализа корпоративной культуры кинотеатра «Галакси Стар» была проведена диагностика типа корпоративной культуры, в которой приняло участие 20 сотрудников, включая директора предприятия. По её результатам было выявлено, что в «Галакси Стар» преобладает иерархический или бюрократический тип культуры, а это значит, в коллективе преобладают теплые отношения и уважение статуса. В то же время, посетители кинотеатра не являются основным звеном компании. Такой тип корпоративной культуры не подходит для организаций, планирующих совершенствовать свою деятельность.
По результатам опросника «Ревизия состояния корпоративной культуры сервисного предприятия», в котором приняли участие все сотрудники кинотеатра «Галакси Стар», были выявлены сильные и слабые стороны его корпоративной культуры.
Среди плюсов были выделены:
• корпоративная культура существует и является единой;
• сотрудники, нарушающие нормы и правила корпоративной культуры, лишаются премии или получают штраф;
• определены миссия и стратегия;
• наличие ценностей, как в отношении бизнеса, так и в отношении гостей и партнеров;
• наличие фирменного знака;
• отсутствие в коллективе интриг и глобальных конфликтов.
Среди недостатков корпоративной культуры кинотеатра «Галакси Стар» выделяются:
• недостаточная информативность об элементах корпоративной культуры, как во внешней, так и во внутренней среде;
• отсутствие фирменного стиля;
• отсутствие общих собраний персонала «Галакси Стар», для решения насущных вопросов;
• недостаточное количество корпоративных мероприятий.
По результатам исследования была спроектирована программа, мероприятия которой направлены на устранение недостатков корпоративной культуры кинотеатра «Галакси Стар», вследствие чего ее совершенствования.
В соответствие с одной из задач выпускной квалификационной работы была рассчитана стоимость затрат на реализацию запланированных мероприятий, которая составляет 127580 рублей. В эту стоимость входят как разовые затраты, так и постоянные. Разовые включают в себя: затраты на внешний вид сотрудников, на информационный стенд и на реализацию плана корпоративных мероприятий, а по сумме составляют 99580 рублей в год. В то 63
время как постоянные затраты, итоговая сумма которых 28000 рублей в месяц, будут идти на закупку сувенирной продукции с символикой кинотеатра «Галакси Стар». Таким образом, реализация запланированных мероприятий приведет к тому, что элементное обеспечение уровня корпоративной культуры кинотеатра «Галакси Стар» составит 96%, а профиль корпоративной культуры кинотеатра будет рыночно - адхократическим, что приведет к более эффективному функционированию предприятия.
В ходе работы было проанализировано: 45 литературных и 4 электронных источников.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы на тему «Совершенствование корпоративной культуры сервисного предприятия» решены, цель исследования достигнута.
1. О защите прав потребителей [Текст]: федер. закон: принят Гос. Думой 07 февр. 1992г. № 2300-1[измен. 21 дек. 2013г.].
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]:
федер. закон: принят Гос. Думой 24 нояб. 1996 г. № 132-ФЗ [измен. 03 мая 2012 г. № 47-ФЗ].
3. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент [Текст] / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 318 с.
4. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности [Текст] / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. - М. : Издательский центр «Академия»,
2011. - 192 с.
5. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент [Текст]: / И. В. Фонина. - М.: Гардарики, 2007. - 224 с.
6. Беляцкий, Н. П. Интеллектуальная техника менеджмента [Текст] / Н. П. Беляцкий. - Мн.: ООО Новое знание, 2004. - 320 с.
7. Беляцкий, Н. П. Менеджмент. Основы лидерства [Текст] / Н. П. Беляцкий.
- Мн.: ООО Новое знание, 2007. - 250 с.
8. Большакова, А. Н. Социальная психология для менеджеров [Текст] / А. Н. Большакова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.
9. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Магистр: ИНФРА, 2014. - 576 с.
10. Воронкова, Л. П. История туризма и гостеприимства [Текст] / Л. П. Воронкова. - М.: Фаир-пресс, 2004. - 320 с.
11. Грашина, М. Основы управления проектами [Текст] / М. Грашина, В. Дункан. - СПб: Питер, 2013. - 237 с.
12. Демин, Д. Корпоративная культура: Десять самых распространенных
заблуждений [Текст] / Данила Демин. - М : Альпина Паблишерз, 2010. - 136 с.
13. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг [Текст] / М. Драгичевич-Шешич. - Н.: Тигра, 2000. - 231 с.
14. Жукова, М. А. Индустрия туризма: Менеджмент организации [Текст] / М. А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, - 2004. - 212с.
15. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / Н. А. Зайцева. - М.: Академия, 2007. - 240 с...