ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ С 6 ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретическое понятие и сущность экскурсии 6
1.2 Методические приемы составления экскурсии для обучающихся 10
1.3 Характеристика внеурочной деятельности в школе 22
ГЛАВА 2. ОБЗОР СРЕДНЕГО УРАЛА И ЕГО КУЛЬТУРНЫХ И 27 ПРИРОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ
2. Физгеографическая характеристика Среднего Урала 27
2.2 Обзор природных достопримечательностей Среднего Урала 30
2.3 Обзор культурно-исторических достопримечательностей 42 Среднего Урала
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ ПО 47
СРЕДНЕМУ УРАЛУ
3.1 Методика ведения экскурсии 47
3.2 Проектирование маршрута экскурсии 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 61
Приложение 65
Наш мир настолько богат различными достопримечательностями, историческими местами, памятниками природы и просто красивыми видами местности, что сложно даже себе это представить. За всю жизнь невозможно увидеть всего этого изобилия, но не попытаться увидеть хотя бы часть того, что имеется, непростительно. Тягу к знакомству с природой, с достопримечательностями мира и своего края воспитывают с детства. Эту работу проводят как сами родители, так и учителя школы. К сожалению, в виду занятости, родители не всегда могут позволить себе в полной мере воплотить это в жизнь. Значит большую ответственность за духовно - нравственное и культурное воспитание несут учителя.
Большую роль в развитии и воспитании всесторонне развитой личности играет внеурочная деятельность. Экскурсия как один из видов внеурочной деятельности может послужить комплексным средством всестороннего развития учащихся, вовлечения учащихся в активное познание и освоение окружающего мира. В ходе экскурсий учащиеся получают возможность познакомиться с объектами на практике, наглядно увидеть их значимость и актуальность.
Для того чтобы экскурсия стала действительно познавательной, увлекательной и мотивировала в дальнейшем к созерцанию и изучению окружающего мира, необходимо ее выстроить методически грамотно и безопасно.
Средний Урал обладает высоким туристским потенциалом, имеет выгодное географического положение, сочетание природного богатства и хорошего культурно-исторического наследия.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время большой интерес среди учащихся, молодежи вызывает туристская деятельность. Это видно из растущего количества туристических организаций, предлагающих услуги по проведению экскурсий в различные места. Если рассматривать местность, где проводились исследования, г. Североуральск, то тут можно отметить активность местного музея, который предлагает экскурсии не только на территории города, но и за его пределами. Данные услуги всегда пользуются спросом. В связи с этим можно говорить, что есть необходимость в изучении теоретического материала по теме работы и составления методических рекомендаций для проведения экскурсии.
Объект исследования: территория Среднего Урала.
Предмет: методика организации экскурсий во внеурочной
деятельности в школе.
Цель исследования: изучить особенности природы и
достопримечательности Среднего Урала, разработать экскурсионные маршруты в рамках внеурочной деятельности в школе .
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы.
2. Охарактеризовать природу Среднего Урала.
3. Охарактеризовать природные и культурно - исторические достопримечательности Среднего Урала .
4. Разработать экскурсионные маршруты.
В ходе работы над данной темой использовались разные методы исследования. Теоретические методы исследования, а именно анализ, классификация, обобщение, аналогия использовались для раскрытия понятий, определения признаков и свойств экскурсии, внеурочной деятельности, структурирования этапов проектирования экскурсии, подведения итогов. Также присутствовали эмпирические методы исследования: наблюдение, сравнение, моделирование, которые применялись при разработке экскурсионных маршрутов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка информационных источников и приложения. В работе представлено 3 таблицы. Общий объем - 65 страниц.
Во введении описаны актуальность работы, научный аппарат, цели, задачи и методы исследования, используемые при подготовке данной работы.
Первая глава состоит из трех параграфов, которые рассматривают теоретические вопросы о понятиях экскурсия, внеурочная деятельность, методике подготовки и проведения экскурсии, характеристике внеурочной деятельности.
Вторая глава состоит из трех параграфов, которые дают краткую характеристику Среднему Уралу в целом, а также достопримечательностям данного района.
Третья глава состоит из двух параграфов. Они представляют собой практическое применение знаний в ходе изучения данной темы, проектирование экскурсий.
В заключении подводятся итоги выполненной работы, анализ выполнения поставленных задач.
Данная работа имеет практическую значимость для учителей школы, преподавателей среднего профессионального образования и рассчитана на внеурочную работу с учащимися.
Проектирование экскурсии - это сложный процесс, требующий теоретических знаний о самом понятии «экскурсия», о методическом обеспечении данного процесса, а также о внеурочной деятельности, о целесообразности и эффективности ее использования. Кроме того, необходимо знать и понимать в каком районе мы живем, какими историческим событиями он богат, каким обладаем природно -ресурсным потенциалом в плане достопримечательностей.
В данной работе была поставлена цель изучить особенности природы и достопримечательности Среднего Урала и разработать экскурсионные маршруты в рамках внеурочной деятельности. Цель и задачи были достигнуты.
В ходе работы над данной темой была проанализирована нормативная и методическая литература по методике организации экскурсий. Экскурсия включает в себя много этапов для ее подготовки. Проектирование экскурсий не ограничивается только знанием истории местности или объекта. Также необходимо учитывать возраст слушателей, подбирать методы ведения экскурсии с учетом возраста, интересов, места проведения экскурсии.
Кроме методической литературы был рассмотрен большой объем информации о природе Среднего Урала, о его достопримечательностях как природных, так и культурно-исторических. Территория Урала богата природными возможностями для планирования и проведения экскурсий.
Практическая часть данной работы представлена методической разработкой экскурсий на р. Исеть и в Исторический сквер г. Екатеринбурга. Методическая разработка составлена согласно методических рекомендаций, рассмотренных в работе.
Данная работа имеет практическую значимость для преподавателей школы и СПО.
В заключении можно сказать, что экскурсия является одним из самых привлекательным и познавательным видом внеурочной деятельности, которая помогает закрепить полученные знания в школе, расширить кругозор, воспитывать нравственные качества обучающихся.
1. Алябьева Р.В Методика проведения экскурсии - М.: Академия, 2004. - 385 с.
2. Атлас Свердловской области: [учеб.-справ. пособие по курсу
«География Свердл. обл.»] / редкол.: Капустин В.Г. (председ.) и др. - Екатеринбург: Уральская картографическая фабрика Роскатографии, 1997. - 48 с
3. Брахаш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий. - М.: 1994. - 254 с.
4. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 272 с
5. .Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. - М.: Профиздат, 1984. - 144 с.
6. .Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ Турист, 1986 - 435 с.
7. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учебник /
Б.В. Емельянов .— М. : Советский спорт, 2009 .— 110 с. —
(Профессиональное туристское образование) .— ISBN 978-7-97180362-1 .— Режим доступа: URL https://rucont.ru/efd/271107)
8. Издательство Азимут книги и путеводители по Уралу [сайт] URL http://www.aziko.ru/ural-sights-marshruty/articles items/yurev-kamen
9. Ирбитский краеведческий портал [сайт] URL http://kraeved.biblio- irbit.ru/ekologiya-irbita/pamyatniki-prirody/vyazovye-lesa/
10. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 40 с.
11. Капустин В. Г., Корнев И. Н. География Свердловской области
Электронный учебник URL https://geografia-
sverd.ucoz.ru/index/pogoda i klimat/0-30
12. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. - 320 с.
13. Квартальное В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
14. Левоневская О.О. Мастерство экскурсовода, - СПб: Питер, 2006. - 583 с.
15. Лисицына Т. Б. Экскурсия - педагогический процесс // Молодой
ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404. — URL
https://moluch.ru/archive/41/4978/...