МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ С 6 ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретическое понятие и сущность экскурсии 6
1.2 Методические приемы составления экскурсии для обучающихся 10
1.3 Характеристика внеурочной деятельности в школе 22
ГЛАВА 2. ОБЗОР СРЕДНЕГО УРАЛА И ЕГО КУЛЬТУРНЫХ И 27 ПРИРОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ
2. Физгеографическая характеристика Среднего Урала 27
2.2 Обзор природных достопримечательностей Среднего Урала 30
2.3 Обзор культурно-исторических достопримечательностей 42 Среднего Урала
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ ПО 47
СРЕДНЕМУ УРАЛУ
3.1 Методика ведения экскурсии 47
3.2 Проектирование маршрута экскурсии 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 61
Приложение 65
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ С 6 ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретическое понятие и сущность экскурсии 6
1.2 Методические приемы составления экскурсии для обучающихся 10
1.3 Характеристика внеурочной деятельности в школе 22
ГЛАВА 2. ОБЗОР СРЕДНЕГО УРАЛА И ЕГО КУЛЬТУРНЫХ И 27 ПРИРОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ
2. Физгеографическая характеристика Среднего Урала 27
2.2 Обзор природных достопримечательностей Среднего Урала 30
2.3 Обзор культурно-исторических достопримечательностей 42 Среднего Урала
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ ПО 47
СРЕДНЕМУ УРАЛУ
3.1 Методика ведения экскурсии 47
3.2 Проектирование маршрута экскурсии 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 61
Приложение 65
Наш мир настолько богат различными достопримечательностями, историческими местами, памятниками природы и просто красивыми видами местности, что сложно даже себе это представить. За всю жизнь невозможно увидеть всего этого изобилия, но не попытаться увидеть хотя бы часть того, что имеется, непростительно. Тягу к знакомству с природой, с достопримечательностями мира и своего края воспитывают с детства. Эту работу проводят как сами родители, так и учителя школы. К сожалению, в виду занятости, родители не всегда могут позволить себе в полной мере воплотить это в жизнь. Значит большую ответственность за духовно - нравственное и культурное воспитание несут учителя.
Большую роль в развитии и воспитании всесторонне развитой личности играет внеурочная деятельность. Экскурсия как один из видов внеурочной деятельности может послужить комплексным средством всестороннего развития учащихся, вовлечения учащихся в активное познание и освоение окружающего мира. В ходе экскурсий учащиеся получают возможность познакомиться с объектами на практике, наглядно увидеть их значимость и актуальность.
Для того чтобы экскурсия стала действительно познавательной, увлекательной и мотивировала в дальнейшем к созерцанию и изучению окружающего мира, необходимо ее выстроить методически грамотно и безопасно.
Средний Урал обладает высоким туристским потенциалом, имеет выгодное географического положение, сочетание природного богатства и хорошего культурно-исторического наследия.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время большой интерес среди учащихся, молодежи вызывает туристская деятельность. Это видно из растущего количества туристических организаций, предлагающих услуги по проведению экскурсий в различные места. Если рассматривать местность, где проводились исследования, г. Североуральск, то тут можно отметить активность местного музея, который предлагает экскурсии не только на территории города, но и за его пределами. Данные услуги всегда пользуются спросом. В связи с этим можно говорить, что есть необходимость в изучении теоретического материала по теме работы и составления методических рекомендаций для проведения экскурсии.
Объект исследования: территория Среднего Урала.
Предмет: методика организации экскурсий во внеурочной
деятельности в школе.
Цель исследования: изучить особенности природы и
достопримечательности Среднего Урала, разработать экскурсионные маршруты в рамках внеурочной деятельности в школе .
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы.
2. Охарактеризовать природу Среднего Урала.
3. Охарактеризовать природные и культурно - исторические достопримечательности Среднего Урала .
4. Разработать экскурсионные маршруты.
В ходе работы над данной темой использовались разные методы исследования. Теоретические методы исследования, а именно анализ, классификация, обобщение, аналогия использовались для раскрытия понятий, определения признаков и свойств экскурсии, внеурочной деятельности, структурирования этапов проектирования экскурсии, подведения итогов. Также присутствовали эмпирические методы исследования: наблюдение, сравнение, моделирование, которые применялись при разработке экскурсионных маршрутов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка информационных источников и приложения. В работе представлено 3 таблицы. Общий объем - 65 страниц.
Во введении описаны актуальность работы, научный аппарат, цели, задачи и методы исследования, используемые при подготовке данной работы.
Первая глава состоит из трех параграфов, которые рассматривают теоретические вопросы о понятиях экскурсия, внеурочная деятельность, методике подготовки и проведения экскурсии, характеристике внеурочной деятельности.
Вторая глава состоит из трех параграфов, которые дают краткую характеристику Среднему Уралу в целом, а также достопримечательностям данного района.
Третья глава состоит из двух параграфов. Они представляют собой практическое применение знаний в ходе изучения данной темы, проектирование экскурсий.
В заключении подводятся итоги выполненной работы, анализ выполнения поставленных задач.
Данная работа имеет практическую значимость для учителей школы, преподавателей среднего профессионального образования и рассчитана на внеурочную работу с учащимися.
Большую роль в развитии и воспитании всесторонне развитой личности играет внеурочная деятельность. Экскурсия как один из видов внеурочной деятельности может послужить комплексным средством всестороннего развития учащихся, вовлечения учащихся в активное познание и освоение окружающего мира. В ходе экскурсий учащиеся получают возможность познакомиться с объектами на практике, наглядно увидеть их значимость и актуальность.
Для того чтобы экскурсия стала действительно познавательной, увлекательной и мотивировала в дальнейшем к созерцанию и изучению окружающего мира, необходимо ее выстроить методически грамотно и безопасно.
Средний Урал обладает высоким туристским потенциалом, имеет выгодное географического положение, сочетание природного богатства и хорошего культурно-исторического наследия.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время большой интерес среди учащихся, молодежи вызывает туристская деятельность. Это видно из растущего количества туристических организаций, предлагающих услуги по проведению экскурсий в различные места. Если рассматривать местность, где проводились исследования, г. Североуральск, то тут можно отметить активность местного музея, который предлагает экскурсии не только на территории города, но и за его пределами. Данные услуги всегда пользуются спросом. В связи с этим можно говорить, что есть необходимость в изучении теоретического материала по теме работы и составления методических рекомендаций для проведения экскурсии.
Объект исследования: территория Среднего Урала.
Предмет: методика организации экскурсий во внеурочной
деятельности в школе.
Цель исследования: изучить особенности природы и
достопримечательности Среднего Урала, разработать экскурсионные маршруты в рамках внеурочной деятельности в школе .
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать нормативную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы.
2. Охарактеризовать природу Среднего Урала.
3. Охарактеризовать природные и культурно - исторические достопримечательности Среднего Урала .
4. Разработать экскурсионные маршруты.
В ходе работы над данной темой использовались разные методы исследования. Теоретические методы исследования, а именно анализ, классификация, обобщение, аналогия использовались для раскрытия понятий, определения признаков и свойств экскурсии, внеурочной деятельности, структурирования этапов проектирования экскурсии, подведения итогов. Также присутствовали эмпирические методы исследования: наблюдение, сравнение, моделирование, которые применялись при разработке экскурсионных маршрутов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка информационных источников и приложения. В работе представлено 3 таблицы. Общий объем - 65 страниц.
Во введении описаны актуальность работы, научный аппарат, цели, задачи и методы исследования, используемые при подготовке данной работы.
Первая глава состоит из трех параграфов, которые рассматривают теоретические вопросы о понятиях экскурсия, внеурочная деятельность, методике подготовки и проведения экскурсии, характеристике внеурочной деятельности.
Вторая глава состоит из трех параграфов, которые дают краткую характеристику Среднему Уралу в целом, а также достопримечательностям данного района.
Третья глава состоит из двух параграфов. Они представляют собой практическое применение знаний в ходе изучения данной темы, проектирование экскурсий.
В заключении подводятся итоги выполненной работы, анализ выполнения поставленных задач.
Данная работа имеет практическую значимость для учителей школы, преподавателей среднего профессионального образования и рассчитана на внеурочную работу с учащимися.
Проектирование экскурсии - это сложный процесс, требующий теоретических знаний о самом понятии «экскурсия», о методическом обеспечении данного процесса, а также о внеурочной деятельности, о целесообразности и эффективности ее использования. Кроме того, необходимо знать и понимать в каком районе мы живем, какими историческим событиями он богат, каким обладаем природно -ресурсным потенциалом в плане достопримечательностей.
В данной работе была поставлена цель изучить особенности природы и достопримечательности Среднего Урала и разработать экскурсионные маршруты в рамках внеурочной деятельности. Цель и задачи были достигнуты.
В ходе работы над данной темой была проанализирована нормативная и методическая литература по методике организации экскурсий. Экскурсия включает в себя много этапов для ее подготовки. Проектирование экскурсий не ограничивается только знанием истории местности или объекта. Также необходимо учитывать возраст слушателей, подбирать методы ведения экскурсии с учетом возраста, интересов, места проведения экскурсии.
Кроме методической литературы был рассмотрен большой объем информации о природе Среднего Урала, о его достопримечательностях как природных, так и культурно-исторических. Территория Урала богата природными возможностями для планирования и проведения экскурсий.
Практическая часть данной работы представлена методической разработкой экскурсий на р. Исеть и в Исторический сквер г. Екатеринбурга. Методическая разработка составлена согласно методических рекомендаций, рассмотренных в работе.
Данная работа имеет практическую значимость для преподавателей школы и СПО.
В заключении можно сказать, что экскурсия является одним из самых привлекательным и познавательным видом внеурочной деятельности, которая помогает закрепить полученные знания в школе, расширить кругозор, воспитывать нравственные качества обучающихся.
В данной работе была поставлена цель изучить особенности природы и достопримечательности Среднего Урала и разработать экскурсионные маршруты в рамках внеурочной деятельности. Цель и задачи были достигнуты.
В ходе работы над данной темой была проанализирована нормативная и методическая литература по методике организации экскурсий. Экскурсия включает в себя много этапов для ее подготовки. Проектирование экскурсий не ограничивается только знанием истории местности или объекта. Также необходимо учитывать возраст слушателей, подбирать методы ведения экскурсии с учетом возраста, интересов, места проведения экскурсии.
Кроме методической литературы был рассмотрен большой объем информации о природе Среднего Урала, о его достопримечательностях как природных, так и культурно-исторических. Территория Урала богата природными возможностями для планирования и проведения экскурсий.
Практическая часть данной работы представлена методической разработкой экскурсий на р. Исеть и в Исторический сквер г. Екатеринбурга. Методическая разработка составлена согласно методических рекомендаций, рассмотренных в работе.
Данная работа имеет практическую значимость для преподавателей школы и СПО.
В заключении можно сказать, что экскурсия является одним из самых привлекательным и познавательным видом внеурочной деятельности, которая помогает закрепить полученные знания в школе, расширить кругозор, воспитывать нравственные качества обучающихся.





