Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации (Омский государственный университет путей сообщения)
|
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты развития валютного контроля в Российской Федерации 5
1.1 Возникновение и развитие валютного контроля 5
1.2 Законодательные аспекты валютного контроля 14
1.3 Органы и агенты валютного контроля 22
Глава 2. Полномочия таможенных органов в системе валютного контроля, пути совершенствования валютного контроля 31
2.1. Статус и полномочия таможенных органов в системе валютного контроля 31
2.2. Проблемы и направления совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 42
Заключение 57
Список использованных источников 61
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты развития валютного контроля в Российской Федерации 5
1.1 Возникновение и развитие валютного контроля 5
1.2 Законодательные аспекты валютного контроля 14
1.3 Органы и агенты валютного контроля 22
Глава 2. Полномочия таможенных органов в системе валютного контроля, пути совершенствования валютного контроля 31
2.1. Статус и полномочия таможенных органов в системе валютного контроля 31
2.2. Проблемы и направления совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 42
Заключение 57
Список использованных источников 61
началом товарного обмена и появлением прототипов денег. С появлением государственности валютные отношения начали оформляться в отдельный правовой институт, включающий в себя и валютный контроль со стороны государственной власти. Российское государство не является исключением и также имеет систему валютных отношений, валютного законодательства и валютной политики.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время, на территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1].
Валютный контроль – часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций. Валютный контроль включает в себя:
1. Контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей;
2. Контроль валютных операций;
3. Контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.
За время создания системы валютного регулирования и валютного контроля были пройдены этапы в разном отношении государства к роли валютной политики. В общей стратегии управления конкурентоспособностью страны, начиная с валютной монополии государства до либерализации ее внешнеэкономической деятельности.
Соответственно, в свою очередь монопольный государственный валютный контроль должен являться либеральным, так как он будет устанавливать режим свободного плавания валютного курса национальной денежной единицы, в том числе, способствовать снятию разного рода ограничений и запретов на валютные операции, связанные с внешней торговлей и движением капитала, разрешение на применение физическими и юридическими лицами иностранной валюты во внутреннем денежном обращении (долларизация экономики).
Целью является изучение сущности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить возникновение и развитие валютного контроля.
2. Охарактеризовать законодательные аспекты валютного контроля. Определить понятие и значение органов и агентов валютного контроля.
3. Обосновать статус и полномочия таможенных органов в системе валютного контроля.
4. Изучить проблемы и пути совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с валютным контролем.
Предметом исследования представлены нормы, регулирующие действие валютного контроля.
Информационной базой исследования послужили: правовые источники, такие как, положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173–ФЗ, Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», научные изыскания Крохиной Ю.А., Хаменушко И.В., Черемисина Ю.В., и т.д.
Данное исследование включает введение, две главы, заключение, библиографический список.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время, на территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1].
Валютный контроль – часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций. Валютный контроль включает в себя:
1. Контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей;
2. Контроль валютных операций;
3. Контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.
За время создания системы валютного регулирования и валютного контроля были пройдены этапы в разном отношении государства к роли валютной политики. В общей стратегии управления конкурентоспособностью страны, начиная с валютной монополии государства до либерализации ее внешнеэкономической деятельности.
Соответственно, в свою очередь монопольный государственный валютный контроль должен являться либеральным, так как он будет устанавливать режим свободного плавания валютного курса национальной денежной единицы, в том числе, способствовать снятию разного рода ограничений и запретов на валютные операции, связанные с внешней торговлей и движением капитала, разрешение на применение физическими и юридическими лицами иностранной валюты во внутреннем денежном обращении (долларизация экономики).
Целью является изучение сущности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить возникновение и развитие валютного контроля.
2. Охарактеризовать законодательные аспекты валютного контроля. Определить понятие и значение органов и агентов валютного контроля.
3. Обосновать статус и полномочия таможенных органов в системе валютного контроля.
4. Изучить проблемы и пути совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с валютным контролем.
Предметом исследования представлены нормы, регулирующие действие валютного контроля.
Информационной базой исследования послужили: правовые источники, такие как, положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173–ФЗ, Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», научные изыскания Крохиной Ю.А., Хаменушко И.В., Черемисина Ю.В., и т.д.
Данное исследование включает введение, две главы, заключение, библиографический список.
В заключение работы по изучению теоретических аспектов развития валютного контроля в РФ можем сказать следующее.
Отметим, что основными целями валютного регулирования в Российской Федерации являются:
– стабильный курс национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления; Обеспечение притока иностранной валюты и усовершенствование контроля за возвратом валютной выручки экспортерам;
– действенный контроль за участниками внешнеэкономической деятельности. Иллюстрацией к сказанному является инициатива Минфина России о необходимости наделения банков полномочиями по передаче в Федеральную налоговую службу России в электронном виде информации о проводимых резидентами валютных операций в рамках даже тех договоров с нерезидентами, которые не предусматривают пересечения товарами территории Российской Федерации.
В результате изучения периодизации истории развития валютного контроля в Российской Федерации можно сделать вывод, что исторически валютный контроль в России прошел продолжительный путь развития от создания российского государства и валюты до выхода России на современный международный рынок как самостоятельного государства.
В целом в развитии валютного контроля можно выделить несколько периодов, отражающих роль государства в данном процессе (1 этап: 1917–1986 гг., 2 этап: 1986 г. – март 1991 г., 3 этап: март 1991 г. – ноябрь 1992 г., 4 этап: ноябрь 1992 г., 4 этап: 2001 г. – июль 2006 г., 6 этап: с июля 2006 г. по настоящее время) [55]. Последний (современный) период автор позлил себе выделить в результате изучения современной ситуации в области политико–экономических изменений и в корректировании валютного контроля в стране.
Изменения в валютном контроле сопряжены с изменениями в экономике страны, ее политического режима, а также изменений внешнеэкономического и политического характера, связанных с изменениями геополитических, финансовых, санитарно–эпидемиологических факторов. Наибольший интерес вызывает последний период – с июля 2006 г. по настоящее время. Выделяя его в результате изучения современной ситуации в области политико–экономических изменений и в корректировании валютного контроля в стране.
В своей работе под валютным контролем понимаем разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого при валютных операциях для обеспечения соблюдения правил и норм валютного законодательства. В изучении валютного контроля уделено внимание его принципам, как ключевым ориентирам в осуществлении мер валютного контроля (приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций). На принципах основываются методы валютного контроля. Исследование методов валютного контроля показало, что они многообразны, их применение зависит от ряда факторов и целей.
Изученные материалы законодательного характера в области валютного контроля, позволяют сделать нам вывод о том, что в настоящее время положения о валютном контроле достаточно полноценно описаны в федеральном законе Федеральный закон от 10.12.2003 № 173–ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021). Наряду с данным основным документом существует ряд других нормативных актов, чьи положения сопряжены с процессом валютного контроля, это связано с тем, что валютные отношения включают в свой состав очень широкий круг участников, начиная от частных или юридических лиц и заканчивая государственными структурами разных уровней. Такая ситуация сложилась в силу необходимости жесткой борьбы с утечкой капитала со стороны государства, а также с разграничением полномочий в данной сфере между Правительством, мегарегулятором – Центральным Банком и Федеральной таможенной службой. Таким образом, совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля призвано способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в российской экономике и реализации тактических и стратегических интересов страны.
Изучение субъектного состава валютного контроля показало, что система органов разноуровневая и наделяет участников различными правами и обязанностями. Иерархия субъектов строится следующим образом: Правительство и Центральный Банк РФ, органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Правительство, Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации, к ним можно отнести Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу. Федеральная таможенная служба наделена отдельными полномочиями по валютному контролю. Агентами валютного контроля являются уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление валютных операций.
В работе определено, что ФТС приобрела статус органа валютного контроля после упразднения Росфиннадзора. Можно сказать, что таможенные органы наделили полномочиями контроля за деятельностью резидентов и нерезидентов, в том числе право требовать от первых соблюдение репатриации, предоставлять необходимые документы и сведения.
В исследовании установлено, что валютный контроль таможенными органами РФ осуществляется по двум направлениям: за валютными операциями по перемещению валюты и товаров через таможенную границу.
Информацию для осуществления валютного контроля таможенные органы получают из центральной базы данных и таможнях, подчинённых ФТС России. Вся деятельность таможенных органов по валютному контролю имеет определенную цель и эффект. Если валютный контроль проводится в рамках закона на основе грамотных финансово–экономических решений, с учетом интересов всех участников, то эффект от него будет положительный. И, наоборот, если государственные уполномоченные структуры недобросовестно проводят валютный контроль, ущемляя права участников, то эти действия могут порождать активацию теневой экономики и контрабанды. Соответственно иметь отрицательный эффект для государства.
Отметим, что законодатель устанавливает рамки ответственности за нарушения в сфере валютных отношений. Практически все проявления валютных отношений определены в правовых актах и нарушение этих норм влечет различного рода ответственность (административную или уголовную в зависимости от степени тяжести деяния).
Таможенные органы обладают рядом специфических полномочий и функций по контролю за валютными операциями. Специфика валютного регулирования и контроля таможенными органами состоит в том, что с их помощью обеспечивается необходимое взаимодействие внутренних монетарных и финансовых процессов с международными валютными и фондовыми рынками. Через систему валютного регулирования внутренняя экономика находится под постоянным воздействием глобальной экономики, а национальные условия производства в ответ на ее вызовы ориентируются на мировые в отношении цен, стандартов и других «параметров» экономической деятельности. В связи с этим регулирование валютной сферы должно быть органической частью государственного регулирования экономики, призванного активно способствовать решению внутренних задач, повышению конкурентоспособности страны и обеспечению ее экономической и финансовой безопасности.
В настоящее время, полагаем, что валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля Российской Федерации и наличие разнообразия представленных методов валютного контроля признано обоснованным, поскольку они во многом отражают специфику проверок и воздействия.
Валютное регулирование и валютный контроль являются составными частями денежно–кредитной политики и направлены на достижение результатов по борьбе с теневым сектором экономики, то есть незаконным «отмыванием» доходов, полученных через банковскую систему, и конечно же на создание благоприятных условий для привлечения средств в национальную экономику.
Отметим, что основными целями валютного регулирования в Российской Федерации являются:
– стабильный курс национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления; Обеспечение притока иностранной валюты и усовершенствование контроля за возвратом валютной выручки экспортерам;
– действенный контроль за участниками внешнеэкономической деятельности. Иллюстрацией к сказанному является инициатива Минфина России о необходимости наделения банков полномочиями по передаче в Федеральную налоговую службу России в электронном виде информации о проводимых резидентами валютных операций в рамках даже тех договоров с нерезидентами, которые не предусматривают пересечения товарами территории Российской Федерации.
В результате изучения периодизации истории развития валютного контроля в Российской Федерации можно сделать вывод, что исторически валютный контроль в России прошел продолжительный путь развития от создания российского государства и валюты до выхода России на современный международный рынок как самостоятельного государства.
В целом в развитии валютного контроля можно выделить несколько периодов, отражающих роль государства в данном процессе (1 этап: 1917–1986 гг., 2 этап: 1986 г. – март 1991 г., 3 этап: март 1991 г. – ноябрь 1992 г., 4 этап: ноябрь 1992 г., 4 этап: 2001 г. – июль 2006 г., 6 этап: с июля 2006 г. по настоящее время) [55]. Последний (современный) период автор позлил себе выделить в результате изучения современной ситуации в области политико–экономических изменений и в корректировании валютного контроля в стране.
Изменения в валютном контроле сопряжены с изменениями в экономике страны, ее политического режима, а также изменений внешнеэкономического и политического характера, связанных с изменениями геополитических, финансовых, санитарно–эпидемиологических факторов. Наибольший интерес вызывает последний период – с июля 2006 г. по настоящее время. Выделяя его в результате изучения современной ситуации в области политико–экономических изменений и в корректировании валютного контроля в стране.
В своей работе под валютным контролем понимаем разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого при валютных операциях для обеспечения соблюдения правил и норм валютного законодательства. В изучении валютного контроля уделено внимание его принципам, как ключевым ориентирам в осуществлении мер валютного контроля (приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций). На принципах основываются методы валютного контроля. Исследование методов валютного контроля показало, что они многообразны, их применение зависит от ряда факторов и целей.
Изученные материалы законодательного характера в области валютного контроля, позволяют сделать нам вывод о том, что в настоящее время положения о валютном контроле достаточно полноценно описаны в федеральном законе Федеральный закон от 10.12.2003 № 173–ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021). Наряду с данным основным документом существует ряд других нормативных актов, чьи положения сопряжены с процессом валютного контроля, это связано с тем, что валютные отношения включают в свой состав очень широкий круг участников, начиная от частных или юридических лиц и заканчивая государственными структурами разных уровней. Такая ситуация сложилась в силу необходимости жесткой борьбы с утечкой капитала со стороны государства, а также с разграничением полномочий в данной сфере между Правительством, мегарегулятором – Центральным Банком и Федеральной таможенной службой. Таким образом, совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля призвано способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в российской экономике и реализации тактических и стратегических интересов страны.
Изучение субъектного состава валютного контроля показало, что система органов разноуровневая и наделяет участников различными правами и обязанностями. Иерархия субъектов строится следующим образом: Правительство и Центральный Банк РФ, органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Правительство, Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации, к ним можно отнести Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу. Федеральная таможенная служба наделена отдельными полномочиями по валютному контролю. Агентами валютного контроля являются уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление валютных операций.
В работе определено, что ФТС приобрела статус органа валютного контроля после упразднения Росфиннадзора. Можно сказать, что таможенные органы наделили полномочиями контроля за деятельностью резидентов и нерезидентов, в том числе право требовать от первых соблюдение репатриации, предоставлять необходимые документы и сведения.
В исследовании установлено, что валютный контроль таможенными органами РФ осуществляется по двум направлениям: за валютными операциями по перемещению валюты и товаров через таможенную границу.
Информацию для осуществления валютного контроля таможенные органы получают из центральной базы данных и таможнях, подчинённых ФТС России. Вся деятельность таможенных органов по валютному контролю имеет определенную цель и эффект. Если валютный контроль проводится в рамках закона на основе грамотных финансово–экономических решений, с учетом интересов всех участников, то эффект от него будет положительный. И, наоборот, если государственные уполномоченные структуры недобросовестно проводят валютный контроль, ущемляя права участников, то эти действия могут порождать активацию теневой экономики и контрабанды. Соответственно иметь отрицательный эффект для государства.
Отметим, что законодатель устанавливает рамки ответственности за нарушения в сфере валютных отношений. Практически все проявления валютных отношений определены в правовых актах и нарушение этих норм влечет различного рода ответственность (административную или уголовную в зависимости от степени тяжести деяния).
Таможенные органы обладают рядом специфических полномочий и функций по контролю за валютными операциями. Специфика валютного регулирования и контроля таможенными органами состоит в том, что с их помощью обеспечивается необходимое взаимодействие внутренних монетарных и финансовых процессов с международными валютными и фондовыми рынками. Через систему валютного регулирования внутренняя экономика находится под постоянным воздействием глобальной экономики, а национальные условия производства в ответ на ее вызовы ориентируются на мировые в отношении цен, стандартов и других «параметров» экономической деятельности. В связи с этим регулирование валютной сферы должно быть органической частью государственного регулирования экономики, призванного активно способствовать решению внутренних задач, повышению конкурентоспособности страны и обеспечению ее экономической и финансовой безопасности.
В настоящее время, полагаем, что валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля Российской Федерации и наличие разнообразия представленных методов валютного контроля признано обоснованным, поскольку они во многом отражают специфику проверок и воздействия.
Валютное регулирование и валютный контроль являются составными частями денежно–кредитной политики и направлены на достижение результатов по борьбе с теневым сектором экономики, то есть незаконным «отмыванием» доходов, полученных через банковскую систему, и конечно же на создание благоприятных условий для привлечения средств в национальную экономику.



