ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся среднего школьного возраста ... 5
1.2 Ловкость как физическое качество 15
1.3 Баскетбол как средство развития ловкости учащихся среднего
школьного возраста 22
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
Организация исследования 29
2.1 Методы исследования 30
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ...38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Спорт в настоящее время очень популярен. И одна из тех игр - баскетбол. Баскетбол - это командная игра с мячом, цель которой - бросить мяч в корзину соперника. Игроки обеих команд соревнуются друг с другом и пытаются помешать соперникам добраться до своей корзины. Кроме того, они должны овладеть мячом, чтобы атаковать корзину противника.
Наличие постоянной борьбы, обусловленной обычными движениями, связанными с волевым усилием, оказывает совершенно иное влияние на психику человека, его двигательные и физиологические функции. Люди, которые выполняют много разных движений с разными скоростями, направлениями и нагрузками, оказывают положительное влияние на все внутренние системы и органы.
Во время баскетбола люди развивают двигательные навыки и развитие физических качеств. Все эти явления взаимосвязаны. Однако каждый из них требует определенных ресурсов и методов. Существуют также средства и методы интегрального воздействия, способствующие интегральному проявлению качеств, знаний и способностей.
В современном мире объем деятельности, возникающей в вероятностных и внезапных ситуациях, значительно возрос, что требует проявления изобретательности, быстрого реагирования, способности сосредоточивать и переключать внимание, точности движений и их рациональности.
Все перечисленные качества или способности в физическом воспитании сочетаются с термином «ловкость», то есть способность человека быстро, эффективно, рационально осваивать новые двигательные действия и безопасно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - это сложное моторное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.
Основными средствами обучения ловкости являются физические упражнения с повышенной сложностью координации, включая новые элементы. Сложность этих физических упражнений может быть увеличена путем изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, т. Е. Изменения порядка поддержки или увеличения гибкости в упражнениях на равновесие и т. Д. Комбинации моторных навыков, комбинации ходьбы и прыжка или в течение ограниченного времени.
Все это показывает, что баскетбол - отличный способ развить физические качества, такие как ловкость. Ловкость в баскетболе важна, потому что игрок должен быть быстрым, реагировать на происходящее и немедленно делать выводы о том, что делать с мячом.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юношей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - средства и методы развития ловкости юношей среднего школьного возраста.
Цель исследования - определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие ловкости юношей среднего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие ловкости юношей среднего школьного возраста.
Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие ловкости учащихся среднего школьного возраста.
1. Изучить особенности проявления ловкости учащихся среднего школьного возраста.
К ведущим и наиболее значимым способностям в баскетболе относятся: способность к перестроению и приспособлению двигательных действий; кинестетическое дифференцирование движений (чувство мяча); чувство ритма движений; способность к согласованию (соединению) движений; ориентацию в пространстве; быстроту двигательной реакции; равновесие (в динамических и статических условиях).
2. Изучить возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
При проведении тренировочного процесса у детей среднего школьного возраста необходимо учитывать: позднее окостенение отдельных участков скелета; нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сердечно-сосудистой и дыхательной систем; частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя; слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов.
3. Изучить методические подходы к развитию ловкости учащихся среднего школьного возраста.
В качестве средств развития ловкости детей среднего школьного возраста можно использовать разнообразные упражнения (двигательные действия), если они: требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в использовании этих действий в различных условиях; являются новыми и необычными для исполнителя; хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий.
4. Разработать экспериментальную методику развития ловкости учащихся среднего школьного возраста.
Экспериментальная методика заключалась в использовании комплексов упражнений, направленных на выполнение двигательные действия без скованности движения и способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные параметры движения, чередуя и совмещая.
Данные контрольных испытаний, полученные в конце педагогического эксперимента показали, что между результатами исходного и итогового тестирования произошли положительные изменения развития ловкости в экспериментальной группе по сравнению с показателями контрольной.
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. безруких. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416 с.
2. Берговина, М. Л. Баскетбол: средства и методы обучения: / учебное пособие / М.Л. Берговина // М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Сыктывк. гос. ун-т". - Сыктывкар : ИПО СыктГУ, 2011 - 111 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М.: «Физкультура и спорт», 2001. - 92 с.
4. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский. - М.: ФАИР, 1997. - 38 с.
5. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов /В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физич. культура в шк. - 2015. - №1. - С. 57-60.
6. Губа, В.П. Обучаем и тренируем / В. П. Губа // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 16-20.
7. Ермолаева Н. Средствами баскетбола / Н. Ермолаева // Спорт в школе. -
2013. - № 10. - С. 34-35.
8. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для вузов / Ю.Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина. - М. : Академия, 2014. - 256 с.
9. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учеб. для студентов вузов /под ред. Ю. Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014. - 464 с.
10. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.
Железняк, В. М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия»,
2014. - 272 с.
11. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А.
A. Сафонов; под общей ред. А. В. Карасева. - М. : Лептос, 1994. - 368 с.
12. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 256 с.
13. Кожевникова, З. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста : специальные упражнения / З. Я. Кожевникова. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 95 с.
14. Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия, 2014.
- 208 с.
15. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие /
B. И. Лях. - Москва: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
16. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, - 1998. - 204 с.
...