ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО
КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования действия
контроля у младших школьников 6
1.2. Характеристика действия контроля у младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования учебного контроля у
младших школьников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ.. ..34
2.1. Исследование действия учебного контроля у младших школьников
(констатирующий этап) 34
2.2. Реализация педагогических приемов, направленных на
формирование учебного контроля у младших школьников 45
2.3. Сравнительный анализ результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Становление личности и психических процессов школьников младших классов происходит, в основном в рамках процесса воспитания и обучения (образования). Поэтому важным является понимание учителем начальных классов развивающей и воспитывающей функции обучения, также применение учителем в практической деятельности эффективных методов и приемов воспитания и обучения.
В общеобразовательной школе, в том числе начальной, одним из основных предметов является математика, так как она обеспечивает развитие логического мышления, практические навыки, полученные при ее изучении, необходимые для профессиональной и трудовой подготовки школьников.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена важностью овладения учениками младших классов навыков контроля в образовательном процессе, поскольку такие навыки способствуют переходу ученика младших классов в полноценного субъекта учебной деятельности. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы. Как форма проверки знаний, контроль должен быть выработан педагогом у каждого обучающегося, у последнего должен возникнуть интерес к постоянной проверке своей работы.
Имея определенную структуру: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, учебная деятельность не может быть сведена ни к одному из компонентов по отдельности. Поскольку контроль является составляющей учебной деятельности, то и роль его действий значима: он способствует полноценному формированию успешной учебной деятельности.
Одним из актуальных при этом является вопрос о формировании у учителя умений контроля как важнейшей составляющей в общем контексте формирования личности.
Степень научной разработанности темы исследования. Как отмечается в работах некоторых ученых (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) играющая роль регулятора процесса выполнения учебной работы учащихся, функция контроля очень важна. Она способствует корректировке личных интеллектуальных умений, дает возможность устранить пробелы в знаниях, оценить свою деятельность (Ю.К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблем контроля знаний и умений учащихся непрерывно изучается учеными и педагогами - практиками, что позволяет сформировать и обобщить эффективный педагогический опыт, а также накопить и систематизировать знания по данной проблематике.
Объект исследования - формирование контроля у младших школьников в процессе обучения
Предмет исследования - педагогические приемы формирования действия учебного контроля у учащихся младшего школьного возраста на уроках.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические приемы формирование контроля у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования действия контроля у младших школьников;
2. Дать характеристику уровней сформированности действия контроля у младших школьников
3. Раскрыть приемы формирования действий контроля у младших школьников;
4. Провести диагностическое изучение уровня сформированное™ действия контроля на уроках у младших школьников;
5. Применить на уроках педагогические приемы по формированию учебного контроля у младших школьников;
6. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (теоретический анализ и обобщение) и эмпирических (тестирование, наблюдение, сравнение), количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в проведении опытно-поисковой работы по диагностированию уровня сформированности действия контроля у младших школьников; в апробации педагогических приемов и системы уроков по формированию действия контроля у младших школьников в процессе решения учебных задач.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Красногорская средняя общеобразовательная школа» В исследовании приняли участие 15 учеников 3 класса.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие основные выводы:
1. Установлено, что разработанные в педагогической психологии положения, которые характеризуют общие механизмы формирования действий контроля, не в полной мере используются в практике обучения учащихся начальной школы;
2. Выявлено, что недостаточная разработанность методики формирования действия контроля у учащихся отрицательно сказывается на результатах работы учителей. Анализ состояния практики показывает, что в условиях традиционного обучения действия контроля и связанные с ними умения вырабатываются стихийно, не целенаправленно;
3. Результаты исходной диагностики показали преобладание низкого уровня действия контроля у младших школьников по всем трем критериям - полноте, обобщенности и гибкости действия контроля;
4. Для ликвидации обнаруженных недостатков в действиях контроля были разработаны и применены на практике организационно-педагогические условия и система уроков в 3 классе по формированию действия контроля у младших школьников.
В ходе формирующего этапа были апробированы 6 уроков специально разработанных уроков, основная цель и задачи которых состоят в формировании полноты, обобщенности и гибкости действия контроля у младших школьников. Повторная (итоговая) диагностика выявила положительную динамику в уровнях сформированности действия контроля у младших школьников, которая стала возможной, благодаря созданию организационно-педагогических условий и системе уроков.
Исследования, проведенные с учащимися третьего класса, представленные в работе, позволяют сделать вывод, о том, что младшие школьники не всегда умеют, но чаще не хотят себя контролировать.
Поэтому, для обучения учащихся в начальной школе, требуются мотивация и контроль извне.
Исследовательская работа, проведенная на базе 3 класса Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Красногорская средняя общеобразовательная школа», показала эффективность применения способов и приемов формирования навыка самоконтроля у учащихся на уроках, описанных в работе.
Результаты исходной диагностики показали преобладание низкого уровня действия контроля у младших школьников по всем трем критериям - полноте, обобщенности и гибкости действия контроля. Он был отмечен у 70% (14 человек), средний уровень имели 25% (5 человек), высокий уровень - 5 % (1 человек).
Для ликвидации обнаруженных недостатков в действиях контроля были разработаны и применены педагогические условия и система уроков в 3 классе. В ходе формирующего этапа были апробированы 6 специально разработанных уроков.
Повторная (итоговая) диагностика выявила, в общем, положительную динамику в уровнях сформированности действия контроля у младших школьников.
После реализации системы уроков работы у учащихся младшего школьного возраста также еще остается низкий уровень действий контроля, но, все же его уровень снизился (с 60% до 20%). Высокий уровень действий контроля у 13 % (2 чел.), тогда как в начале учащиеся с этим уровнем отсутствовали.
Возросло число учащихся со средним уровнем сформированности контроля. Тогда как в начале работы было 35 % (7 чел.) с этим уровнем, после реализации системы уроков их стало 40 % (8 чел.).
Это означает, что большинство младших школьников овладели действием контроля, однако они нуждаются в помощи учителя. После реализации системы уроков низкий уровень обобщенности действия контроля ни остался ни у кого, как и уровень гибкости действия контроля.
Итак, цель исследования достигнута, задачи полностью решены. Гипотеза исследования подтвердилась, действительно, формирование действия контроля у младших школьников в процессе решения задач будет успешным, если создать организационно-педагогические условия, включающие:
• разработку и применение системы уроков, направленной на формирование полноты, обобщенности и гибкости действия контроля у младших школьников
• применение заданий, способствующих овладению младшими школьниками умения соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (полнота);
• контролировать и оценивать свои действия, привносить изменения в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок (обобщенность);
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками (гибкость);
• систематическое применение на уроках коллективных и взаимных форм контроля при выполнении заданий.
Действительно, в результате применения методов и приемов как решение и составление взаимообратных задач, фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, решение поставленных задач разными способами и решение специально подобранных заданий будут способствовать эффективному формированию навыка контроля.
1. Амонашвили, Ш. А. Единство цели. В добрый путь, ребята! пособие для учителя. / Ш. А. Амонашвили. - Москва: Просвещение, 2007. - 208 с.
2. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология учебного рефлекса. / П. К. Анохин. - Москва: Медицина, 2008. - 547 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидакт. аспект. / Ю. К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 2007. - 254 с.
4. Батий, Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий. / Ю. Ю. Батий // Начальная школа. - 1979- №4 - с.41-43.
5. Безрукова, В. С. Педагогика: учеб. пособие для вузов. / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
6. Берцфаи, Л.В.Диагностика действия контроля. // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Л. В.Берцфаи, К. Н. Поливанова - М.: Просвещение, 1981 - с.29-40.
7. Берцфаи, Л. В. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение 1// Новые исследования в психологии / Л. В. Берцфаи, В. Г. Романко. - 1981, №2 - с.68-72.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский. - Москва: Педагогика, 2009. - Т. 2. - 399 с.
9. Боцманова, М.Э. Психологическое развитие младших школьников. / М. Э. Боцманова. -М.: Педагогика, 2004 - 168 с.
10. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и классификации орфографической ошибки. / Т. В. Варова//Вестник,2012 - № 11.
11. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: крат. курс лекций . / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. - Москва: Юрайт, 2013. - 197 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин- тов. / М. В. Матюхина [и др.]; под ред. М. В. Гамезо [и др.]. - Москва: Просвещение, 2004. - 256 с.
13. Воронов, В. В. Педагогика школы: новый стандарт: учеб. пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. - Москва: Пед. о-во России, 2012. - 283 с.
14. Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. / А. Б. Воронцов.// Начальная школа. - 1999-№7.-с.61 -71.
15. Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход: учеб. пособие для вузов. / Л. И. Гриценко. - Москва: Академия, 2008. - 237 с.
16. Демидова, Т. Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс] / Т. Е. Демидова, И. Н. Чижевская. - URL: http://school2100.com/upload/iblock/d41/Demidova.pdf(дата обращения: 6.12.2021).
17. Дидро, Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства/собрание сочинений. - в 10-ти т.- М.: ОГИЗ.- 1947.- с.263-371.
18. Дубицкая, Е. А. Педагогик: учеб. для бакалавров / Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова. - Москва: Юрайт, 2012. - 332 c.
19. Елагина, Л. Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике. / Л. Н. Елагина // Начальная школа - 1982. - № 8. - С. 65-67.
20.Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. / В. И. Загвязинский. - Москва: Академия, 2004. - 192 с.
21. Ильин, Е. П. Психология воли. / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер., 2000. - 288 с.
22. Калиниченко, А. В. Методика преподавания начального курса
математики: проф. модуль: преподавание по программам нач. общ. образования: учеб. пособие. / А. В. Калинченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович; под ред. А. В. Калинченко. - Москва: Академия, 2014. - 207 с.
23. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. / В. А. Кан-Калик. - Москва: Просвещение, 2007. - 190 с.
24. Киреева, Э. А. Психология и педагогика: для бакалавров. / Э. А. Киреева. - Москва: КноРус, 2012. - 496 с.
25. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада. / Я. И. Ковальчук. - Москва: Просвещение, 2015. - 112 с.
26. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - Москва: Академия, 2007. - 352 с.
27. Кузнецов, В. И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования вычислительных навыков. / В. И. Кузнецов // Начальная школа. - 2016. - № 2. - С. 36-39.
28. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. / И. Ю. Кулагина. - Москва: Акад. Проект, 2011. - 432 с.
29. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов вузов. / А. Р. Лурия. - Москва: Академия, 2006. - 384 с.
30. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: метод. рекомендации. / Н. Г. Луксанова. - Москва: [б. и.], 2013. -32 с.
31. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся . / А. С. Лында. - Москва: Высш. шк., 2009. - 159 с.
32. Мальцева, К.П. Самоконтроль в учебной работе младшего школьника. - М., 1962. - 389 с.
33. Манвелов, С. Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся: кн. для учителя. / С. Г. Манвелов. - Москва: Просвещение, 2007. - 191 с.
34. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. / М. В. Матюхина. - Москва: Педагогика, 2014. - 144 с.
35. Меретукова, З. К. Теоретические и практические основы развива-ющего обучения. / З. К. Меретукова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. - 228 с.
36. Мор, Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся. / Г. Я. Мор // Начальная школа - 1993- № 11- с.38-43
37. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека: монография. / Г. С. Никифоров; Ленингр. гос. ун-т. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2009. - 192 с.
38. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 448 с.
39. Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие для слушателей курсовифак. повышения квалификации преподавателей вузов. / под ред. А. В. Петровского. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2016. - 304 с.
40. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - Москва: Педагогика, 2018. - 136 с.
41. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - Москва: Вузов. учеб., 2013. - 384 с.
42. Педагогика: учеб. для бакалавров. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2015. - 487 с.
43. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студентов пед. Колледжей. / И. П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС, 2008. -400 с.
44. Репкин, В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. / В. В. Репкин// Начальная школа - 1999 - №7 - с.19-24
45. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г. В. Репкина. Е. В. Заика. - Томск: Пеленг, 2013. - 62 с.
46. Романко, В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия. // Новые исследования в психологии. - 1985. - №1 - с.65 - 71.
47. Самоконтроль младших школьников в процессе решения арифметических задач: метод. рекомендации. / сост. Г. М. Соснина. - Иркутск: [б. и.], 2013. - 34 с.
48. Смирнова, Е. О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - с. 26-36.
49. Социальная педагогика: учеб. пособие. / А. В. Иванов [и др.]; под общ. ред. А. В. Иванова. - Москва: Дашков и К, 2013. - 424 с.
50. Столяренко, Л. Д. Основы педагогики и психологии: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Москва: Юрайт, 2016. - 133 с.
51. Талызин, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988 - 374 с.
51. Тихомиров, О.К. Принятие решения как психологическая проблема. / О. К. Тихомиров // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. -с.81-88.
52. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Г. А. Урунтаева, - Москва: Академия,2001- 336с.
53. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров. / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. -Москва: Юрайт,2014 -367с.