Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №94357

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 7
1.1 Сущность, определение и структура функциональной математической грамотности 7
1.2. Задания, направленные на формирование функциональной
математической грамотности 16
1.3. Выявление дидактического потенциала ИКТ при формировании
функциональной математической грамотности 24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 30
ГЛАВА II. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФМГ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ (5-6-е КЛАССЫ) 31
2.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6-х классов ... 31
2.2. Совокупность заданий к задачам для учащихся 5-6-х классов, направленных на формирование функциональной математической грамотности в процессе обучения математике с помощью средств ИКТ ... 39
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50


Раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру проводится исследования математической и других видов грамотности. Положение России по качеству образования относительно других стран определяется как средневзвешенное место в международных исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS.
В ходе исследования PISA выявлено, что Россия не входит в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
В связи с этим Президентом РФ от 7 мая 2018 года издан указ № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", где перед Правительством Российской Федерации поставлена задача разработать национальный проект, направленный на повышение качества образования российских школьников в регионах РФ и попасть в десятку стран с высшими образовательными показателями к 2024 году.
Приказом Министерства просвещения России №287 от 31.05.2021 года утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:
— доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования;
— освоение всеми обучающимися базовых навыков, компетенций;
— развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
— формированию культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;
— разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования.
Так же стандарт нового поколения предусматривает 3 вида требования. К третьему виду относятся требования к обеспечению реализации, а также к результатам освоения основных образовательных программ.
В целях обеспечения реализации программы основного общего образования для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Так же в ФГОС сформулированы требования к информационно - образовательной среде - возможность использования современных ИКТ в реализации программы основного общего образования, в том числе использование имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов. При этом укажем, что использование средств ИКТ при обучении учащихся разных возрастных групп носит специфический характер, обусловленный, в частности, уровнем сформированности ИКТ-компетенций.
В рамках сказанного выявление путей формирования функциональной математической грамотности с использованием средств ИКТ для конкретного возрастного контингента школьников определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: формирование функциональной математической грамотности в процессе изучения школьного курса математики.
Предмет исследования: средства формирования функциональной математической грамотности с использованием ИКТ.
Цель исследования: разработать совокупность заданий, направленных на формирование функциональной математической грамотности с использование средств ИКТ в процессе обучения математике в 5-6-х классах.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать методическую и педагогическую литературу для выявления сущности, структуры и определения понятия «функциональная математическая грамотность»;
2) Проанализировать дидактическую литературу для выделения заданий, направленных на формирование функциональной математической грамотности;
3) Выявить дидактический потенциал средств ИКТ для формирования функциональной математической грамотности;
4) Выделить психолого-педагогическую характеристику
обучающихся 5-6-х классов;
5) На основе интеграции результатов, полученных при решении задач 3 и 4, разработать совокупность заданий для учащихся 5-6-х классов, направленных на формирование функциональной математической грамотности с использованием средств ИКТ.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 32 наименования.
В тексте работы 8 таблиц, 5 рисунков.
Результаты исследования представлены на II международной научно-практической конференции «Качество обучения как проблема контроля и оценки образовательной деятельности образовательных организаций (учреждений)» 27-28 января 2022, г. Луганск.
Жидик Ю.В., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Формирование функциональной математической грамотности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (принята на рецензию, письмо от 11.02.2022).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной ВКР была разработка совокупности заданий, направленных на формирование функциональной математической грамотности с использование средств ИКТ в процессе обучения математике в 5-6-х классах.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Результатом решения первой задачи является выбранное и сформулированное определение функциональной математической грамотности. В качестве определения функциональной математической грамотности принято следующее:
функциональная математическая грамотность - это способность человека мыслить и рассуждать математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
2. Для решения второй задачи выполнен анализ дидактической литературы, входе которого выявлены задания, коррелирующие со всеми выбранными элементами определения функциональной математической грамотности.
В качестве средств формирования функциональной математической грамотности используются ИКТ, так же предусмотрено использование математических задач со специально разработанными заданиями для учащихся.
3. Для решения задачи 3 выявлен дидактический потенциал средств ИКТ для формирования функциональной математической грамотности . Возможности применения средств ИКТ указаны в Таблице 6.
4. Выделены элементы психолого-педагогической характеристики обучающихся 5-6-х классов, в частности ИКТ-компетентность (Таблица?).
5. На основе интеграции результатов, полученных при решении задач 4 и 5 разработана совокупность заданий к задачам для учащихся 5-6-х классов, направленных на формирование функциональной математической грамотности с использованием средств ИКТ. Каждое задание ориентировано на формирование соответствующего элемента, выделенного в выбранном определении ФМГ.
Считаю, что поставленные цели и задачи в ВКР достигнуты.



1. Assessing Reading, Mathematics and Scientific Literacy: A framework for PISA 2009 OECD, 2009
2. OECD (2013), PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy, OECD Publishing. p. 25
3. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics.http://portal.unesco.org/en/ev.php- URL_ID=13136&URL _DO=DO_ TOPIC&URL_SECTION=201.html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, p. 19.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. - 448 с., С. - 342.
5. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст] / А. Бине. - СПб.: Союз, 1999. - 432 с.
6. Бодряков, В.Ю., Епанчинцев М. Ю., Кузнецова А. С. Обучение решению модельных профессионально-ориентированных задач как способ формирования функциональной математической грамотности студентов колледжей медицинского профиля // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 87-93.
7. Валеев, И. И. Функциональная математическая грамотность как
основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4. - С. 353-360. DOI:
10.25683/VOLBI.2020.53.417.
8. Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 5 классов. Математическая грамотность. Характеристики заданий и система оценивания. - 2019. // ФГБНУ "ИСРО РАО"URL: http://skiv.instrao.ru/(дата обращения: 25.12.2021).
9. Денищева, Л. О., Краснянская К. А. Оценка учебных достижений учащихся 8 класса по математике в рамках международного сравнительного исследования TIMSS 2015 // Педагогические измерения. - 2017. - № 2. -С. 46- 55.
10. Долинер, Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты : монография Текст] / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 344 с.
11. Иванова, Т. А. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности / Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 1-1. - С. 125 - 129.
12. Когнитивная психология / Солсо Р. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. - 312.
13. Колосов В. А. Транспортная психология. Краткое учебное пособие / Издательские решения. - 2021. - 254 с. - Текст: непосредственный.
14. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021. - URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978(дата обращения: 13.10.2021). - Текст: электронный.
15. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с. - Текст: непосредственный. 118¬120
16. Кузнецова, Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 285-288.
— URL: https://moluch.ru/archive/208/50908/(дата обращения: 11.01.2022).
17. Леонтьев, А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А. А. Леонтьев ; сост., предисл., комм. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, - 2016. - 528 c.
18. Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность. 6 класс. Ч. 1, 2020г. // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «ИСРО РАО» URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата
обращения: 25.12.2021).
19. Подвели первые итоги исследований качества образования в
регионах РФ в 2019-2020 годах по модели PISA | Вести образования(vogazeta.ru) URL: https://obrnadzor.gov.ru/tag/oesr/ (дата обращения:
25.10.2021)
20. Приказ Минпросвещения от 31.05. 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
21. Рослова Л.О. Проблема формирования способности «применять математику» в контексте уровней математической грамотности / Квитко Е.С., Л.О. Денищева, И.И. Карамова // Отечественная и зарубежная педагогика. - №2. - 2020г. - С. - 74 - 97.
22. Рослова Л.О. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности / Л.О. Рослова, К.А. Краснянская, О.А. Рыдзе, Е.С. Квитко // Отечественная и зарубежная педагогика. - № 4. - 2019. - С. - 58 - 76. URL: http://ozp.instrao.rU/images/a_4.1.61.2019_rus-min.pdf
23. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : постановление от 26 декабря 2017 г. № 1642. - URL:
http://mirror2.garant.ru/webclient/navigation.dsp?PHPSESSID=hjoid9cqmta2cmb 548qk5povg4&number=0&page=1 (дата обращения: 27.08.2020). - Текст :
электронный.
24. Самсонова Т. И., Середа Т. Ю. Исторический аспект развития функциональной грамотности // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 87-90.
25. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Определение и
дидактическая конструкция методики использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе // Педагогическое образование в России. Инновации в практике образования. - №2.
Екатеринбург, - 2012.
26. Семенова И.Н., Слепухин А.А.Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий : Учебное пособие [Текст] / Под ред. Б.Е. Стариченко / Урал. гос. пед. ун -т. Екатеринбург, - 2013. - 144.
27. Сергеев А. Н. Информационно-коммуникационные
технологии в образовании и профессиональной деятельности: Курс лекций: Учеб. пособие / А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. - 123 с.
28. Стариченко Б.Е., Мамонтова М.Ю., Слепухин А.В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 3. Компьютерные технологии диагностики учебных достижений. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Б.Е. Стариченко / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. - 179 с.
29. Стариченко, Б. Е. Теория и практика оптимизации школьного образовательного процесса средствами информационных технологий: дис. ... д-ра пед. наук Текст]. - Екатеринбург, 1999. - 353 с.
30. Фроловой П.И. К вопросу об историческом развитии
понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya- funktsionalnayagramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike(дата обращения: 05.05.2020)
31. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]. - М.
: Российский учебник ; Вентана-Граф, 2018. - 288 с. - (Успешный педагог XXI века).
32. Характеристики и система оценивания. Математическая
грамотность. 6 класс. Часть1. - 2020г. // ФГБНУ "ИСРО РАО"URL:
http://skiv.instrao.ru/(дата обращения: 25.12.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ