Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ 5
1.1. Понятие «проектная деятельность» 5
1.2. Этапы организации проектной деятельности 11
1.3. Необходимые условия организации проектной деятельности учащихся
при изучении математики 17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ СКРИНКАСТИНГА 25
2.1. Планирование процесса обучения математике в основной школе с
применением системы методов обучения, основанных на технологии скринкастинга 25
2.2. Совокупность скринкастов по математике для учащихся основной школы
в проектной деятельности 29
2.3. Организация и результаты опытно -поисковой работы 34
Выводы по Главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложения 51
ФГОС ООО требует новых подходов к обучению, это связано с подготовкой человека к жизни в информационном обществе. Сегодня виды деятельности с целью формирование у них ключевых компетентностей, навыков мобилизации полученных знаний и умений в определенной ситуации. Наиболее эффективным способом актуализации целеполагания и планирования деятельности учащихся, развития их социальных компетентностей и самоопределения является организация проектной деятельности и использование метода проектов как ведущей технологии обучения.
Одной из самых главных задач педагога, помочь или научить детей планировать свои действия грамотно, тщательно взвешивать свои решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Внедрение методов и приемов проектной деятельности в учебный процесс должно помочь обучающимся приобрести нужные навыки. Когда ученик самостоятельно или с помощью педагога делает проектную работу, то он берет на себя определенную долю ответственности, становится инициатором новых идей, получая тем самым успешную мотивацию к учебной деятельности. Получение опыта работы с проектами в настоящее время наиболее всего необходимо современному школьнику. Данный аспект проблемы достаточно изучен со стороны ученых, но все же не теряет своей актуальности.
Современный образовательный процесс и его организация требуют от преподавателей как новых форм обучения, так и дополнительных инновационных форм работы с информацией разного типа. Развитие технологий позволяет преподавателям не только демонстрировать распространенный видеоматериал, но и создавать свои, узкоспециализированные продукты в видеоформате. Одним из таких продуктов является скринкаст.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности по математике
Предмет исследования: технология скринкаста, как средство организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения математике.
Цель исследования:
Разработать совокупность скринкастов, которые бы послужили инструментом в организации проектной деятельности по математике в основной школе, и рассмотреть возможности его использования в учебном процессе.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать информационные источники с целью выявления педагогических и методических особенностей организации проектной деятельности при изучении математики;
2) выявить необходимые условия для организации проектной деятельности с применением технологии скринкастинга;
3) произвести анализ дидактических возможностей технологии скринкастинга в школьном курсе математики;
4) спланировать процесс обучения с применением системы методов обучения, основанных на технологии скринкастинга;
5) разработать комплекс скринкастов по математике для учащихся основной школы в проектной деятельности.
6) провести апробацию совокупности скринкастов.
В процессе исследования выяснено, что скринкастинг - это виды деятельности с целью формирование у них ключевых компетентностей, навыков мобилизации полученных знаний и умений в определенной ситуации. Наиболее эффективным способом актуализации целеполагания и планирования деятельности учащихся, развития их социальных компетентностей и самоопределения является организация проектной деятельности и использование метода проектов как ведущей технологии обучения. Современные ученики должны обучится правильному планированию своей учебной деятельности.
В процессе исследования была достигнута цель и решены все задачи исследования:
1. Проанализирована теоретическая информация по теме работы, в процессе изучения теоретической литературы, были выявлены социальные и педагогических особенности развития методологии ксринкастинга,
2. Изучены условия и принципы работы технологии современного обучения методики скринкастинга,
3. Разработан комплекс скринкастов по математике для учащихся основной школы в проектной деятельности,
4. Разработана совокупность скринкастов, которые бы послужили инструментом в организации проектной деятельности по математике в основной школе, и рассмотреть возможности его использования в учебном процессе,
5. Проведена апробация совокупности скринкастов.
Исходя из основных характеристик скринкастинга применимого на уроках математики в общей школе, целесообразнее всего выделить способы реализации данной методики: организация самостоятельной или удалённой работы с обучающимися, использование скринкастинга, в качестве дополнения. Изучение материала по средствам визуализации. Конечно, использование скринкастов на уроках математики в общей школе является самым передовым методом обучения, потому что доступ для современных детей к визуальной и голосовой информации интереснее, чем чтение текста.
Также в процессе работы была достигнута цель исследования разработаны скринкасты для уроков математики в основной школе, которые бы послужат инструментом в организации проектной деятельности по математике в основной школе, и рассмотрены возможности его использования в учебном процессе. Метод проектирования с использованием скринкастинга, в настоящее время широко применяется на занятиях по математике в основной школе, так как сейчас этот метод наиболее актуален в связи с эпидемией Covid - 19. Изучение математики невозможно представить без использования методов исследования. Решение любого примера - это мини-исследование.
Реформа системы образования, демократизация и гуманизация этой важной социальной сферы общества требуют нового подхода к организации процесса образования. В связи с современными тенденциями и быстрыми изменениями в обществе люди понимают, что современные дети должны понимать и уметь больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Из-за этого много детей отказывается посещать школу и у родителей возникает острая проблема с убеждением детей и побуждением их к обучению.
Использование «скринкастингов» на уроке математики побуждает детей к действию, к более точному осмыслению задач поставленных учителем, позволяя педагогу занять все свободное время обучающегося. Соответственно ребенок становится более внимательным, он полностью увлечен процессом, который ему интересен и понятен. Адаптация современного ребенка к окружающей среде происходит по средствам знакомства с жизнью через сеть Интернет.
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации: // Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/2974
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://Consultantplus.ru 1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся/ М.Н. Арцев. // Журнал «Завуч»,2005,№5.
3. Алексеев Н.Г. Анашина Е.Н. Современные образовательные технологии учебное пособие для бакалавриата и магистратуры идеи Д. Дьюи/ Е. Н. Ашанина [и др.]; под редакцией Е. Н.Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2019. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438985 (дата обращения: 21.10.2021).
4. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания математики в основной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 274 с.
5. Боголюбов Л. Н. «О перспективах развития обществоведческого образования» / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2021. — № 5. — С. 12—18.
6. Боголюбов Л.Н. «Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики». М.; СПб., 2021 - 460 с.
7. Бабина Н.С. Проблемы применения образовательных технологий в современной школе Текст :// Журнал обществоведческих исследований / 2020 [Электронный ресурс]: http: //www.schoollink.org/twin
8. Баранова, Е.В., Зайкин, М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью/ Е.В.Баранова, М.И. Зайкин. //Журнал «Математика в школе», 2020, №2.
9. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в учебной деятельности и занятиях по математики / Н.В. Громыко // Школьные технологии, 2021. - 194 с.
10. Гухман, Г.А., Трошина, М.Г., Шпичко, В.Н. Проектно¬проблемный подход в формировании творческого мышления. / Г.А. Гухман , М.Г. Трошина , В.Н. Шпичко. //Журнал «Образование в современной школе», 2021, №11-12, с.33-35.
11. Дьюи Джон. Школы будущего - Москва. //Журнал «Образование в современной школе», 2021, №9, с.83-85.
12. Ипполитова Н.И., Стерхова Н.В., Ерохин А.К. Джон Дьюи о социальной роли образования. // Философия образования. №1. - Новосибирск,
2020.
13. Комарова И.В., Корчагин П. В. Стандартизация качества современного образования [Текст] / П. В. Корчагин // Молодой ученый. —
2020. — № 17. — С. 496-497.
14. Котова И. Б. Педагогика: Теории, системы, технологии: учебник для вузов / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов; под ред. С. А. Смирнова, - М.: Академия, 2019. - 512 с.
15. Леонтович А.В., Ковалева, Г.С. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. Варианты 1, 2. ФГОС / Г.С. Ковалева. - М.: Просвещение, 2018. - 261 с.
16. Лазебникова А. Ю., Королькова Е. С. Поиски форм стандартизации содержания образования проектной деятельности // Преподавание математики в школе. 2020. - № 5.
17. Методика обучения математики: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 474 с.
18. Методические рекомендации по использованию
интегрированного учебно - методического комплекта
«Обществоведением [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://school- collection.edu.ru
19. Неумоева - Колчеданцева, Е. В. Возрастная психология и педагогика. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. - 307 с.
20. Нимаева Е.Г., Новикова Г. П. Инновационная деятельность - важнейшее условие профессионально-личностного развития педагога / Г. П. Новикова // Педагогическое образование и наука: журнал. - 2019. - № 3. - С. 11-14.
21. Новикова, Т.Н. проектные технологии на уроках математике и во внеурочной деятельности/ Т.Н. Новикова. //Журнал «Народное образование», 2019, №7.
22. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии. / М.Ю. Олешков //Нижний Тагил, «НТГСПА», 2021. - 144с.
23. Организация проектной деятельности в школе: система работы, Автор -составитель С.Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2019. - 480 с.
24. Петраков, И.С. Математика для любознательных. / И.С.Петраков.// Москва, «Просвещение», 2020. - 400 с.
25. Полат, Е.С. и др. Новые педагогические технологии. / Е.С. Полат и др. //Москва, «АСАИЕМА», 2018.- 270 с.
26. Павелко Н. Н. , Павлов С. О. Психология и педагогика (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. - 496 с.
27. Поливанова К.Н. Достижение предметных и метапредметных результатов в предметной области «Математика» в условиях внедрения ФГОС основного общего образования / О.В. Плетенева. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 985 с.
28. Рыбцова Л.Л. Современные образовательные технологии: учебное
пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019;
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 92 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05581-8 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1140-8 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441628 (дата обращения: 21.10.2021).
29. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. - 232 с.
30. Ступницкая М.А., Меренкова О.В. Электронные образовательные технологии: современные возможности. Текст: электронный // Журнал обществоведческих исследований / 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://bit.edu.nstu.ru/
31. Сидоренко В.Ф. Как организовать проектную деятельность учащихся/ И.С. Сергеев. //Москва, «АРКТИ», 2021. - 318 с.
32. Трофимов Н.П. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Текст: электронный // Журнал обществоведческих исследований / 2020 Сайт «Информика» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ed.gov.ru
33. Уман, А. И. Формирование метопредметных рефлексивных
знаний школьников в учебном процессе: монография / А. И. Уман, Н. А. Морозова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 184 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12220-6. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476482 (дата обращения: 21.10.2021).
34. Щербаков, С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы/ С.Г.Щербаков и др.//Волгоград, «Учитель», 2019-189с.
35. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе, 2021, № 6.
36. Эруджян, А.Г. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Текст : электронный // Журнал обществоведческих исследований / 2020 - [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.school-collection.edu.ru.