ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ В ПЕРИОД
ДЕТСТВА 6
1.1. Значимость формирования представлений о малой родине в
период детства 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 15
1.3. Приемы и методы формирования представлений о малой
родине в младшем школьном возрасте 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Характеристика диагностик, изучающих представления о
малой родине у детей младшего школьного возраста 34
2.2. Анализ данных по изучению представлений о малой родине
у детей младшего школьного возраста 43
2.3. Организационные и содержательные рекомендации для
формирования представлений о малой родине у младших школьников 52
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание
подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство - это наиболее благоприятное время для воспитания и привития чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание обучающихся считается важной задачей нашего времени, значимость, которой ориентируется на потребности общества в новой системе патриотического воспитания молодежи исходя из прогрессивной социально-экономической и политической обстановки в России.
В нормативных документах закреплена идея необходимости формирования патриотизма и гражданственности. Подтверждение значимости патриотического воспитания отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [77]. Эта же идея заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и раскрывается в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [27].
Воспитание патриотизма у детей раскрыто в трудах отечественных ученых, таких как В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый и др. По мнению Б.Т. Лихачёва, «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Специфика патриотического воспитания в отдельные исторические периоды освещена в работах Ю.С. Васютина, И.В. Суколенова, А.В. Дудко, Н.М. Конжиева, Л.В. Кузнецовой, В.Г. Пряниковой, Б.С. Чудного, Д.С. Яковлевой и др.
По мнению Н. Л. Кербицкова, «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности» [45].
Именно младший школьный возраст представляет собой период становления личности, в этот период складываются основы нравственности и патриотизма, а также формируется отношение к себе, к обществу и к Родине. Приобретенные в данном возрасте знания и умения становятся основой для формирования устойчивых патриотических убеждений и представлений.
В младшем школьном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют его поступки, через положительные эмоции и чувства к малой родине у ребенка развивается чувство патриотизма.
По образовательному стандарту формирование патриотических качеств и чувств является необходимым в начальной школе, однако, воспитание патриотизма на уроках является недостаточным, поэтому учителям необходимо разрабатывать план патриотического воспитания детей.
Воспитание патриотизма у школьников начинается с формирования патриотических представлений о малой родине. Для младших школьников Родина это то, что их окружает, это родной дом, школа, город. Поэтому патриотическое воспитание в данном возрасте должно строится в первую очередь на воспитании любви к малой родине. Именно это становится основой для воспитания настоящего патриота своей страны. И для того, чтобы полученные знания и навыки перешли в патриотические убеждения, чувства, стремления необходима систематическая работа по патриотическому воспитанию в школе.
Объект исследования: воспитательная работа в начальной школе.
Предмет исследования: представления о малой родине, формируемые в патриотическом воспитании младших школьников.
Цель исследования: выявить теоретические основания формирования представлений о малой родине у младших школьников и в соответствии с этим разработать рекомендации по формированию представлений о малой родине для процесса патриотического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить значимость формирования патриотических представлений в период детства.
2. Выявить методы и приемы формирования представлений о малой родине.
3. Определить уровень патриотических представлений у младших школьников.
4. Разработать рекомендации по формированию патриотических представлений о малой Родине у младших школьников.
Практическая база: 3 класс, МАОУ СОШ №64
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ психологической,
педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования;
• проведение диагностического исследования;
• анализ результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения; включает список литературы и три приложения.
Патриотическое воспитание является важной частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. И школа является одним из важнейших институтов развития и формирования патриотических представлений, чувств и стремлений, которые необходимы для дальнейшего развития личности.
Патриотические представления обучающихся формируются на основе полных знаний о своей малой родине, о ее историческом прошлом и настоящем. Изучение родного края несет в себе огромное значение для всестороннего развития личности ребенка.
Патриотическое воспитание школьников - очень сложный процесс, требующий ответственного отношения. Учителю необходимо выстроить систематическую работу по патриотическому воспитанию младших школьников, используя различные методы и формы воспитания, такие как: беседа, рассказ, дискуссия, викторина, конкурс, экскурсия, прогулка, анализ жизненных ситуаций и др. Используемые формы и методы должны соответствовать особенностям младшего школьного возраста и уровню патриотических представлений обучающихся.
Верно организованное исследование уровня патриотических представлений младших школьников способствует верному построению плана патриотического воспитания в классе. Методики, выбранные нами, могут быть использованы для диагностики патриотических представлений у младших школьников, при этом они не требуют больших затрат времени и материалов, а также диагностика по данным методикам может быть проведена даже неопытным исследователем.
В ходе диагностики мы исследовали следующие критерии патриотизма:
• мотивационно-потребностный;
• когнитивный;
• деятельностный.
Результаты исследования показали, что в классе преобладает низкий уровень патриотических представлений и чувств. И меньший процент учеников находятся на высоком уровне. Полученные результаты говорят о недостаточно разработанности программы по патриотическому воспитанию учеников класса.
Нами были разработаны рекомендации по формированию представлений о малой родине у обучающихся, которые призваны помочь учителю при организации процесса патриотического воспитания в школе. Разработанный план мероприятий может быть использован при патриотическом воспитании младших школьников. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств, в том числе патриотизма.
При организации представленных в плане мероприятий учителю стоит учитывать следующее:
1. мероприятия должны быть увлекательными и доступными для понимания детей;
2. содержание мероприятий должно быть эмоционально - насыщенным, чтобы вызывать у детей гордость за свою малую родину, а также желание изучать родную историю;
3. предоставлять возможность ученикам быть активными в ходе занятий;
4. содержание мероприятий, формы и методы воспитания должны учитывать возрастные особенности обучающихся.
Следует учитывать, что чувство патриотизма и любви к малой родине не могут возникать после нескольких занятий. Эффективен будет только результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально - правовое проектирование, изучение гуманитарного права / С.В. Абрамова. - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
2. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: Айрис - пресс, 2002. - 224 с.
3. Агапова, И. А. Мы - патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия : 1 -11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. Москва : ВАКО, 2018. -366 с.
4. Адаменко, С. М Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. - 2015. - № 4. - С. 23.
5. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование / Ю. Азаров - 2013. - №6. - С.3 - 7.
6. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.
7. Алиева, С. А., Формы и методы военно-патриотического воспитания старшеклассников / С.А. Алиева, С.Т. Алиева, А.Т. Алиев, Р.В. Раджабова, З.И. Магомедова // Известия ДГПУ. - 2015. - №1. - C. 31-36.
8. Андрюнина, А. С. О патриотическом воспитании в детском оздоровительном лагере / А. С. Андрюнина // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 5. - С. 16-21.
9. Андрюнина, А. С. О формировании ценностного отношения к малой родине в период детства / А. С. Андрюнина // Science Time. - 2015. - №12 (24). - С. 37-44.
10. Андрюнина, А. С. Образ малой родины глазами студента педвуза / А. С. Андрюнина // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2018. - №3. - С. 6-10.
11. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М. : АРКТИ, 2003. - 168 с.
12. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2017. - № 4. -С. 18 -22.
13. Барабанова, Н. А. Социокультурная значимость игровых технологий в экскурсионной деятельности / Н. А. Барабанова // Социальные технологии и исследования. - 2013. - № 2. - С. 83-87.
14. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлева; под ред. Н. К. Беспятовой - М., 2006. - 192 с.
15. Богус, М. Б. Интеллектуальные игры в нравственном воспитании младших школьников// Вестник ПГГПУ - 2017. - №1. - С.37-41...