ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ....6
1.1. Понятие «ценность», «ценностные ориентации» 6
1.2. Характеристика ценностных ориентаций младшего школьника 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика ценностных ориентаций 32
у детей младшего школьного возраста 32
2.2. Результаты диагностики ценностных ориентаций 36
у детей младшего школьного возраста 36
2.3. Педагогические условия, способствующие формированию
положительных ценностных ориентаций у младших школьников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Современное, информационное, индивидуализирующееся общество отличается ценностным плюрализмом, утратой нравственной связи поколений и традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Несмотря на эти неблагоприятные для воспитательного процесса социально-культурные изменения и глобальность данных процессов, в российском обществе сегодня востребован всесторонне развитый человек с высокой творческой активностью и социально-профессиональной мобильностью. Окружающий мир нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способны к работе в коллективе. В связи с этим в педагогической науке и образовании в целом стоит глобальная задача определения социально-педагогических условий, способствующие формированию ценностных ориентаций личности, где базовыми являются социально-личностные и нравственные ценности.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, современным национальным воспитательным идеалом признается «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [6; 12].
В современных исследованиях процесса формирования ценностных ориентаций (Д. А. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, В. С. Мухина, Ж. В. Горькая) подчеркиваются необходимость активизации процесса смыслообразования личности, присвоения ценностей современного общества в условиях свободного выбора.
Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника происходит в процессе социального взаимодействия. Ребенок учится регулировать свое поведение и взаимодействие в соответствии с общепринятой в обществе системой ценностей. Дети в младшем школьном возрасте сензитивны для восприятия и осмысления ценностей современной им культуры (Л. С. Выготский, Р. С. Буре, Л. И. Божович, Е. О. Смирнова). Задача современного образования состоит в том, чтобы данный процесс отличался творческим характером присвоения ценностей со стороны школьника, интериоризацией ценностей в процессе их осмысления, формированием системы ценностных ориентаций в процессе духовнопрактической и социально-коммуникативной деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций младшего школьника
Цель исследования: состоит в выявлении особенностей ценностных отношений у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. дать содержательную характеристику понятиям «ценность» и «ценностные ориентации»;
2. рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте;
3. провести исследование сформированности ценностных ориентаций у младших школьников;
4. определить педагогические условия, способствующие активизации процесса смыслообразования в процессе формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, научной и методической литературы. Практическим методом исследования, используемым в работе, является анкетирование.
Теоретическая основа исследования: работы С. Л. Рубинштейн,
Д. А. Леонтьев, М. Рокич в психологии, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов в педагогике, которые занимались проблемой формирования ценностных ориентаций личности.
Практическая значимость работы: проводилась подборка и систематизация теоретического материала по проблеме развития и формирования ценностных ориентаций у младших школьников, определение педагогических условий формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
Представленный материал может быть использован в работе педагогов по диагностике ценностных представлений и ценностных ориентаций у младших школьников, определенные в работе педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников учитываться в организации процесса нравственного воспитания школьников.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МАОУ- Лицей №88 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 10-11 лет.
Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из пятидесяти четырёх источников и приложений.
Ценности в широком понимании формируют смысл жизни каждого человека, который состоит в том, чтобы, обеспечивать социальную деятельность и взаимодействие людей в процессе социально-культурного строительства. В данной деятельности происходит опредмечивание деятельной сущности человека, которая направлена на преобразование действительности, а не на потребление. В связи с этим, ценностную основу общества составляют, прежде всего, социально-нравственные и духовноличностные ценности.
Ценностные ориентации - это дифференцирование объектов по их значимости для человека, определение личностного смысла, содержание направленности личности, и, что не менее важно, внутренняя основа взаимодействия личности с различными объектами. Система ценностных ориентаций имеет сложную и многоуровневую структуру и определяет значение объекта для субъекта.
Ценностные ориентации как личностное образование начинают складываться в младшем школьном возрасте, когда ребенок воспринимает значимые для себя предметы и явления социальной жизни. Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста проходит через этапы знакомства с миром ценностей, осмысления ценностей, определение ценностного отношения. В данном возрасте у младших школьников авторитет учителя имеет большое значение. В связи с этим, педагогическая деятельность учителя должна быть ценностно наполнена, в его деятельности должен соблюдаться принцип непрерывности в нравственном воспитании в семье и в школе. Отсюда следует, что педагогу необходимо вести диагностику ценностных представлений и ценностных ориентаций детей. Формирование ценностных ориентаций происходит в процессе активной духовно-практической и социально-коммуникативной деятельности обучающихся.
Результаты эмпирического изучения ценностных ориентаций младших школьников показали, что большинство из них имеют средний уровень сформированности нравственных представлений. Высокий
приоритет таких духовных ценностей как уважение к людям, честность и помощь имеют только у 10 процентов детей. Рефлексивная диагностика сформированности ценностных ориентаций показала, что среди терминальных ценностей ведущими ценностями являются развлечения и комфортность жизни, а также благополучие и здоровье семьи. Счастье других членов общества оказалось на последнем месте в иерархии ценностей. Образование и признание успехов занимает серединное положение, что вызывает особую тревогу, так как в данном возрасте именно учение является ведущим видом деятельности, посредством которого формируются новообразования личности. По нашему мнению, ценностные ориентации детей нуждаются в корректировке, так как в большей степени они связаны с удовлетворением потребностей, а не формированием духовных, нравственных или эстетических ценностей.
В нашем исследовании под педагогическими условиями формирования ценностных ориентаций у младших школьников мы понимаем морально-психологические условия, позволяющие младшему школьнику осмысливать ценности современного общества в отношении блага для себя и других людей, выстраивать систему ценностных ориентаций в процессе духовно-практической деятельности, с учетом общественных и личностных интересов других людей.
В связи с этим мы определили педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников:
- проведение диагностики ценностных ориентаций младших школьников с последующим мониторингом процесса нравственного воспитания;
- отбор содержания образования на уровне учебно-воспитательного процесса, с активизацией осмысления и формирования ценностного отношения к социальным явлениям, рефлексии в усвоении социального опыта;
• интериоризация ценностей в процессе художественно-творческой деятельности детей;
• активизация взаимодействия с родителями в процессе нравственного воспитания детей.
Таким образом, мы видим, что выделенные условия формирования ценностных ориентаций младших школьников эффективны в применении, что доказывает практическую значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях Проблема решена, цель достигнута, выводы сделаны.
1. Акмамбетов, Г. Г. Нравственная культура и личность. - URL: http://hpsy.ru/public/x2480.htm (дата обращения: 18.12.2019).
2. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической
аксиологии / Н.А. Асташова. - М. : Педагогика, 2002. - С. 8-13.
3. Бабаев, В. С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В. С. Бабаев. - М. СПб. : Планета музыки, 2015. - 256 с.
4. Баклушинский, С. А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: автореф. дис. канд. псих. наук / С. А. Баклушинский; МГУ, 1996. - 19 с.
5. Барабанщиков, В. А. Экспериментальная психология. В 2 т. / В. А. Барабанщиков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - Т. 2. - 493 с.
6. Беляев, Г. Ю. Ценности и смыслы системы Караковского: диалог с современностью. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-i-smysly- sistemy-karakovskogo-dialog-s-sovremennostyu/viewer (дата обращения: 11.02.2020).
7. Беляева, Л. А. Человек и его потребности. Учебное пособие / Л. А. Беляева - М. : Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2009. - 165 с.
8. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания. - URL:
https://portalus.ru/modules/shkola/rus readme.php?subaction=showfull&id=11950 49739&archive=1195938639&start from=&ucat=& (дата обращения:
28.03.2020).
9. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1981. - №2. - С. 46-56.
10. Бубнова, С. С., Крылов, В. Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой / С. С. Бубнова, в. Ю. Крылов // Тезисы докладов научной конференции института психологии. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. - М. : 1990. - С. 126-137.
11. Вардомацкий, А. П. Ценностная типология личности и воспитательная / А. П. Вардомацкий // Этика и мораль. - М. : 1990. - С. 126137.
12. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М. : Смысл, 1997 - С. 284-314.
13. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
14. Гамезо, М. В., Петрова, Е. А., Орлова, Л. М. Возрастная и
педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова - М. : Педагогическое общество России, 2003. - С. 125-126.
15. Гаязов, Л. С. Образование и образование граждан в современном мире / Л. С. Гаязов. - М. : Наука, 2003. - 256 с...