ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Специфика формирования учебной мотивации
в младшем школьном возрасте 12
1.3. Педагогические средства формирования учебной мотивации
у младших школьников 17
1.4. Анализ программно-методических комплексов в контексте
проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Изучение особенностей учебной мотивации у младших школьников
на начальном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2 Применение педагогических средств на уроках в начальной школе для формирования учебной мотивации у детей
младшего школьного возраста 36
2.3. Итоги практической работы по теме исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В настоящее время в обществе востребованы мыслящие, инициативные, творческие люди. Задача школы создать условия для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее ее развитие у младших школьников. Поэтому на сегодняшний день, вопрос о мотивации является актуальным и социально значимым. Данная проблема остро поднимается именно в младшем школьном возрасте, это обоснованно тем, что именно в начальной школе начинается формирование внутренней учебной мотивации.
Таким образом, важное место занимает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности младшего школьника в контексте овладения ими учебной деятельностью. Это связано с тем, что в период поступления ребенка в школу, учебная деятельность становится новой, а в последствии ведущей, поэтому уровень сформированности учебной мотивации на данном этапе будет определять их дальнейшее развитие в учебной деятельности, а также положение в коллективе и уровень самооценки. Стремительными темпами происходит изменение жизни, таким образом, у детей меняются взгляды и убеждения, возникают новые причины потери интереса к обучению в школе. В дальнейшем от снижения учебной мотивации падает качество обучения.
Изучать и формировать учебную мотивацию должен каждый учитель, проводя наблюдения за учеником, его поступков и поведения, проведению диагностик, благодаря этому учитель сможет сделать выводы и разработать пути формирования учебной мотивации для каждого ребенка. Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования признано обеспечить в рамках
образовательного процесса достижение баланса интересов личности, общества и государства. Решать такие проблемы, как обеспечение
личностно-ориентированного характера образования и позитивной мотивации обучающихся, развитие самостоятельности и умения выбирать и отвечать за свой выбор. В нем детально прописаны все необходимые требования и нормы знаний, которыми должен овладеть выпускник начальной школы по таким предметам как: русский язык, математика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, изобразительное искусство, музыка, технология и физическая культура
Следует отметить, что проблема формирования учебной мотивации в педагогике и психологии далеко не нова. Она нашла свое отражение в работах многих исследователей: В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова, X. Хекхаузен, Г.И. Щукина, В.С. Ильин, М.В.Матюхина, Н.Н.Власова и другие. Проблемой диагностики учебной мотивации занимались: Н.Г. Лусканова, Н.В.Елфимова, М.В.Матюхина, А.К.Маркова, С.Б.Спиридонова, Н.Е. Щуркова и дургие.
Ведется поиск отдельных педагогических методов, приемов и средств стимулирования, таких как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности, методы и приемы обучения, оценка учебной деятельности и позитивное подкрепление, личность педагога, стиль его деятельности и взаимоотношений с обучающимся, микроклимат в классе, рациональные способы познавательной деятельности, самостоятельная работа в учебном процессе, речевое развитие обучающихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста» является актуальной в настоящее время.
Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации у младших школьников.
Предмет исследования: совокупность педагогических средств,
обеспечивающих формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать в рамках уроков в начальной школе совокупность педагогических средств, которые способствуют формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом в процессе исследования решались следующие задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и раскрыть сущность понятия об учебной мотивации, а также выявить специфику формирования учебной мотивации у младших школьников.
2. На основе теоретических и эмпирических данных, выявить критерии учебной мотивации и составить комплект методик педагогической диагностики для определения особенностей учебной мотивации у младших школьников;
3. Провести обзор учебно-методических комплексов для начальной школы с точки зрения формирования учебной мотивации у младших школьников.
4. Организовать и провести диагностику развития учебной мотивации у третьеклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы;
5. На основе результатов педагогической диагностики подобрать совокупность педагогических средств для формирования учебной мотивации младших школьников на уроках по разным учебным предметам начальной школы;
Методы исследования: теоретические (изучение научной литературы, в т.ч. педагогической, психологической, учебно-методической), эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных).
База опытно-поисковой работы: МАОУ лицей №110 им.
Л.К. Гришиной г. Екатеринбурга, в исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса в составе 21 человека в возрасте от 9-10 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 52 источника, приложений. Общий объем работы - 74 страницы.
Таким образом, можно сделать вывод, что залогом успешного учения является осознанное желание младших школьников к получению новых знаний. В связи с этим, каждый учитель должен создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был активен в учебной деятельности.
В заключении по итогам выполненного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1) Анализ теоретической литературы показал, что проблема формирования учебной мотивации остается актуальной и на сегодняшний день: осуществляется поиск наиболее эффективных методов, приемов и средств развития познавательной активности обучающихся. Согласно работам отечественных и зарубежных психологов мотив - это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Учебный мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Учебная мотивация - это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей».
В ходе исследования выявлено, что существует большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективную учебную деятельность обучающихся. Внутренние (познавательные) мотивы, связанные с учебной деятельностью, то есть познавательные, и внешние (социальные) мотивы, определяющие место ребенка в общении со сверстниками. Исследователи отмечают, что две эти группы мотивов имеют равную значимость для успешного обучения младших школьников. Познавательные мотивы бывают: учебно-
познавательные, широкие познавательные; к социальным относятся: широкие социальные мотивы, узкие социальные, отрицательные мотивы и мотивы социального сотрудничества.
2) За все время обучения в начальной школе у ребенка происходит формирование многих черт личности. Сформированная у ребенка учебная мотивация играет важнейшую роль в успешном обучении и овладении учебными предметами. Если у ребенка присутствуют мотивация достижения успеха, то это заставит его проявлять активность в отборе и запоминании информации. У неуспевающих, а иногда и средних учеников, выражена мотивация избегания неудач. Их цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Главную роль при формировании мотивации играет учитель, ведь особенность младшего школьника является полное доверие учителю. Продуктивно дети работают только тогда, когда учитель взаимодействует с ними.
3) Важнейшим компонентом учебного процесса является педагогическая диагностика, благодаря которой определяется результат поставленных целей. Правильная оценка и контроль результатов изменений у обучающихся является важнейшим аспектом в психолого-педагогическом процессе. Без диагностики невозможна эффективная учебная деятельность. Для изучения учебной мотивации младших школьников учителю необходимо проводить диагностику раз в год. Для этого существуют разные методики учебной мотивации младших школьников: часто используют тестирование Н.Г. Лускановой, «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой, методика М.Г. Гинзбурга и множество других.
4) Мотивация учебной деятельности формируется только в ходе самой активной учебной деятельности, поэтому важно знать, как правильно организовать эту деятельность. На формирование мотивации влияет множество внешних факторов. Педагогу очень важно знать и учитывать их в своей работе. Следует применять следующие педагогические средства: содержание учебной программы, организация учебной деятельности, проведение коллективной формы работы, правильная оценка работы обучающихся.
5) Анализ программно-методических материалов показал, что в настоящее время в современной школе доминирует личностноориентированный подход, то есть возможность ребенка проявлять себя творчески. С внедрением данного подхода процесс обучения становится индивидуальным а выбор форм организации работы выбирается в зависимости от личностного фактора каждого обучающегося. Каждый учебно-методический комплекс направлен на реализацию личностноориентированного подхода. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу.
Проанализировав два УМК «Школа России» и «Г армония» мы пришли к выводу, что образовательная программа «Гармония» направлена на всестороннее развитие ребенка, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности. Данная программа носит более развивающий характер, больше внимания уделяется созданию условий для понимания ребёнком изучаемых вопросов. Также, важно заметить, что в процессе реализации данной программы создаются ситуации успеха в познавательной деятельности для каждого ученика.
6) На начальном этапе опытно-поисковой работы нами были разработаны критерии и уровни сформированности учебной мотивации у младших школьников: отношение к школе, познавательная мотивация, получение отметки и интерес к предметной области, в соответствии с данными критериями был использован комплекс методик (методика Н.Г. Лускановой, методика А.А. Горчинской, методика «Направленность на отметку», методика Н.В. Елфимовой). В ходе обработки и интерпретации, полученных данных, было выявлено:
• у детей преобладает внешняя мотивация;
• уровень учебной мотивации соответствует норме, но имеются дети, у которых недостаточно сформирована учебная мотивация, что влечет за собой неудовлетворительные результаты в учебной деятельности;
• учебная мотивация младших школьников неустойчива, дети неспособны в течении длительного времени сохранять познавательный интерес;
• у большей части класса доминирующим является социальный мотив;
• полученные данные позволили выявить детей, с которыми необходима индивидуальная работа.
Полученные данные позволили констатировать необходимость развивающей работы по формированию положительной учебной мотивации младших школьников. В связи с этим, был разработан комплекс педагогических средств по формированию учебной мотивации.
1. Для сохранения устойчивой положительной мотивации учения были использованы педагогические средства, выделяемые учеными Е.П. Ильиным,
А.К. Макаровой и М.В. Матюхиной:
• содержание учебной программы;
• организация учебной деятельности;
• правильная оценка работы обучающихся.
2. Для формирования устойчивой познавательной и социальной мотивации нами были использованы педагогические технологии.
3. Для повышения познавательного интереса каждый урок необходимо строить через решения проблемных ситуаций.
В целом, подводя итоги исследования можно заключить, что учебная мотивация занимает важное место в учебном процессе и влияет на успешность учебной деятельности младших школьников. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых обучающихся, но и у каждого школьника. Особое внимание необходимо обращать на то, что процесс формирования учебной мотивации становится эффективным только при использовании педагогом педагогических средств: использование различных педагогических технологий и создание проблемной ситуации. Что позволит избежать снижения учебной мотивации и, как следствие, низкой успеваемости обучающихся.
1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой - URL: http://psylist.net/praktikum/00173.htm (дата обращения: 02.05.2019)
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности /
В.Г.Асеев. - М.: Мысль, 2006. - 158 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, и др.: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С.Белкин: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - Спб. : Питер, 2008. - 468 с.
6. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С.Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 215 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С.Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
8. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной
психологии - URL:
http: //www.ipras .ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/html (дата обращения: 09.05.2020)
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию /
Ю.Б.Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, Изд-во Юрайт, 2002. - 336 с.
10. Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации / Л. В.Гончарик // Журнал начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 34-37.
11. Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации / Л. В.Гончарик // Журнал начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 34-37.
12. Гринько А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебнопознавательной деятельности учащихся / А.И.Гринько // Журнал родная школа. - 2013. -№ 5. - С. 72-75.
13. Гуткина Н.И. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу / Н.И.Гуткина, В.В. Печенков // Вестник практической психологии образования. 2005. - № 4(5) - С. 26 - 37.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
15. Диагностика «Лесенка уроков» Н.В.Елфимовой - URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis- motivational-sphere/125-diagnostic-ladder-lessons- (Дата обращения:
10.03.2020)