ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОГО
МОТИВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие учебного мотива в психологии и педагогике 6
1.2. Возрастные психологические особенности учебных мотивов у
обучающихся начальной школы 15
1.3. Педагогические условия формирования учебного мотива
младших школьников 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОГО МОТИВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Педагогическая диагностика учебного мотива у младших
школьников 31
2.2 Педагогические приёмы повышения учебного мотива у
младших школьников на уроках 45
2.3 Сравнительный анализ результатов диагностики учебного
мотива обучающихся 4 класса 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
Младший школьный возраст - это период развития мотивационной сферы и приобретения учебных мотивов.
Актуальность исследования повышения мотивов учения в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей деятельностью, важно создать необходимые условия повышения учебных мотивов и сделать их устойчивым личностным образованием младшего школьника.
Повышение учебных мотивов в своих работах описывают многие исследователи.
Специфика учебных мотивов отражена в работах отечественных психологов А.К. Марковой, М.В. Матюхиной и др.
Психологические аспекты формирования и повышения учебных мотивов рассматривались Л.И. Божович, В.С. Ильиным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, И.А. Зимней и др.
Условия развития учебных мотивов современного школьника систематизированы в исследованиях И.П. Подласого, А.К. Марковой, М.В. Гамезо и др.
В настоящее время Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального образования (ФГОС НО), как основной документ об образовании в младших классах, устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших ООП НОО , которые включают:
• сформированность мотивации к обучению и познанию (включающей учебные мотивы)
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
• ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
Одним из важных личностных результатов является принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения [48].
В этих условиях возникает необходимость учителя, в использовании приемов формирования и повышения мотивов учения.
Проблема исследования заключается в поиске необходимых приемов повышения учебных мотивов у обучающихся начальной школы.
Объект исследования - процесс повышения учебного мотива младших школьников.
Предмет исследования - педагогические приемы, обеспечивающие повышение учебного мотива младших школьников.
Цель исследования - теоретически изучить и проверить на практике педагогические приемы, способствующие повышению учебного мотива у четвероклассников в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. дать определение учебного мотива в психологии и педагогике;
2. раскрыть возрастные психологические особенности учебных мотивов в младшем школьном возрасте;
3. описать основные педагогические условия формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте;
4. организовать и провести диагностику учебных мотивов у младших школьников;
5. подобрать приемы повышения учебного мотива в четвертом классе;
6. подвести итоги опытно-поисковой работы по повышению учебного мотива младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический (теоретический анализ и обобщение);
- эмпирический (наблюдение, анкетирование) для изучения и
определения степени развития учебных мотивов обучающихся начальных классов для его последующего повышения.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 136», город Екатеринбург. В исследовании приняли участие 30 обучающихся 4 «А» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Уровень развития познавательных мотивов учебной деятельности всегда находился в центре внимания психологов и педагогов. Особенно важна эта проблема для учителей младшей школы.
Когда дети приходят в первый класс у них происходит переход от игровой деятельности к учебной деятельности. В этот период формируется познавательный интерес,учебные мотивы.
Для детей младшего школьного возраста не все учебные мотивы имеют одинаковую побудительную движущую силу. Если мотив не обеспечен, то младший школьник не примет намеченной деятельности и не будет ее выполнять[28, c. 56]. Вот почему важно повышать уровень мотивов учения в начальных классах
Основной целью исследовательской работы являлось изучение особенностей повышения учебно-познавательных мотивов младших школьников и подбора приемов повышения учебных мотивов у четвероклассников. Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все теоретические и практические задачи.
Теоретический анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема повышения мотивов учения не перестает быть актуальной: осуществляется поиск новых методов и приемов, возникает необходимость в развитии положительного отношения к школе и учебной деятельности, происходит пересмотр условий формирования учебных мотивов.
В данной работе для выявления уровней мотивов обучения младших школьников использованы: метод наблюдения, анкетирование.
В ходе опытно-поисковой деятельности была проведена работа по выявлению уровня учебно-познавательных мотивов.
По результатам исследования мотивы учебной деятельности в 4 «А» классе сформированы на высоком уровне у 10 человек, среднем уровне у 19 человек, у одного младшего школьника низкий уровень сформированности учебных мотивов.
В целом, в классе преобладают дети со средним уровнем развития учебных мотивов: они положительно относятся к школе, имеют учебнопознавательные мотивы, но при этом школа привлекает их внеучебными сторонами, у большинства интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не к новым способам решения учебных задач.
Следовательно, можно сделать вывод о необходимости поиска и применения приемов повышения мотивов учебной деятельности у младших школьников.
Процесс повышения мотивов учебной деятельности будет более эффективным при использовании педагогом таких способов, как создание проблемной ситуации, ситуации успеха, использование на уроках игровых моментов, и приемов, описанных в данной работе.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, все задачи на данном этапе работы выполнены
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 208 с.
4. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2008. - 238 с.
5. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М.: Просвещение, 2008. - 365с.
6. Ахметов, М. А. Техники управления познавательными мотивами учащихся / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Психология обучения. - 2009. - № 1. - С. 25-45.
7. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие личности / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2014. - 280 с.
8. Бакетин, П. Т. Понятие мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов: монография / П. Т. Бакетин. - Москва: Лаборатория книги, 2012. - 144 с.
9. Батуева, С. В. Исследование структурных компонентов школьной
адаптации у первоклассников [Электронный ресурс] / С. В. Батуева // Вестник 2016. - №1 (12). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie- strukturnyh-komponentov-shkolnoy-adaptatsii-u-pervoklassnikov (дата
обращения: 21.04.2019).
10. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович - М., 2007. - 485с.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; избранные психологические труды 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2011. - 352 с.
12. Борытко, Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: Академия, 2007. - 496 с.
13. Бычкова, А. В. Педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников [Электронный ресурс] / А. В. Бычкова // URL: https://infourok.ru/statya-pedagogicheskie-usloviya- formirovaniya-polozhitelnoy-motivacii-k-obucheniyu-u-mladshih-shkolnikov-1140371. html (дата обращения: 12.02.2020).
14. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас - СПб.: Речь, 2006. - 456 с.
15. Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 215 с...