Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие волевые качества с точки зрения различных
авторов 7
1.2. Особенности развития волевых качеств у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Реализация личностно-ориентированного подхода в развитии
волевых качеств детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностики волевых качеств детей младшего школьного возраста 29
2.2. Анализ результатов диагностического исследования волевых
качеств младших школьников 32
2.3. Описание хода работы по организации личностно­
ориентированного подхода, способствующего развитию волевых качеств младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78

На сегодняшний день в образовании, наряду с традиционными нормами, знаниями, умениями и навыками, важнейшее значение приобретает развитие способностей школьника к саморазвитию и
самосовершенствованию. Этому способствует взгляд на природу ребёнка как на личность, не только имеющую специфичные качества и склонности, но и способную эти качества развивать в соответствии с расширяющимися запросами.
Главная задача школы - создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности. В процессе социализации школьников среди теоретических и практических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются проблемы совершенствования системы методов формирования личности. Современному обществу нужны люди, активно развивающие свои индивидуальные способности к соответствующему виду деятельности, способные к самоактуализации и творческому самосовершенствованию [14].
Обязательным условием для осуществления этих задач является волевая готовность личности, в основу которой входят развитые волевые качества. Волевые качества являются одними из важнейших характеристик личности. Они входят в психологическую структуру личности. Без волевых качеств невозможна успешная деятельность человека, который стремится к достижению своих жизненных целей [41].
Именно вследствие этого в современной получила развитие личностно - ориентированная парадигма образования. Она исходит из того, что каждый ребёнок неповторим и уникален. Роль учителя в таком процессе осуществляется в создании условий для полноценного проявления заданных качеств личности и, соответственно, развития личностных функций и свойств субъектов образовательного процесса.
В основе данного подхода лежит потребность педагогов в осмыслении и переосмыслении своего педагогического опыта, потребность в рефлексии. По мнению Е.В. Бондаревской [6], сторонника личностно-ориентированного подхода, в центре образовательной системы находится личность обучающегося. Раскрытие его возможностей и способностей через личностное присвоение базовых ценностей культуры и есть цель современного образования.
По мнению учёного, «каждая школа должна стремиться последовательно перейти от внеличностного подхода к организации образовательного процесса к личностно-ориентированному, всегда дающему образование высокого качества» [6, с.45].
Личностно-ориентированный подход исходит из многообразия личностных интересов, потребностей, стремлений школьников, включает постоянную рефлексию: самоконтроль, самоанализ, самооценку, и позволяет содействовать самоформированию волевых качеств личности. А воля, как личностное свойство школьников, по нашему мнению, будет сформирована, если учитель способствует созданию благоприятных условий для самореализации личности.
Проблема развития и формирования волевых качеств является предметом изучения отечественных и зарубежных ученых. Учёными- психологами разрабатываются различные аспекты развития волевых качеств в разновозрастных группах.
Однако в исследованиях недостаточное внимание уделяется формированию волевых качеств с помощью личностно ориентированной педагогики, хотя некоторые из них уделяют внимание значению эмоционально-волевого компонента в развитии личности.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития волевых качеств у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у младших школьников волевые
качества с помощью личностно-ориентированного подхода и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего
целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития волевых качеств младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Личностно-ориентированный подход в развитии волевых качеств детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - личностно-ориентированный подход, способствующий развитию волевых качеств младших школьников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании личностно-ориентированного подхода как средства развития волевых качеств детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие задачи:
• проанализировать проблему волевых качеств в психолого­
педагогической литературе;
• определить основные показатели диагностики волевых качеств младших школьников и подобрать диагностические методики;
• провести диагностику волевых качеств младших школьников, представить анализ результатов исследования;

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках заключения работы можно сформулировать следующие выводы.
Развитие волевой сферы является важным этапом в развитии личности. В младшем школьном возрасте формируется и выражается до 70% волевых качеств. Стало быть, пренебрежение к формированию волевых качеств на данном этапе обуславливает начало педагогическим упущениям, проявляющимся на последующих этапах обучения.
Проблема формирования воли младших школьников интересовала многих отечественных психологов. Особый вклад в ее решение внесли Константин Николаевич Корнилов, Сергей Леонидович Рубинштейн, Борис Герасимович Ананьев и др.
В ходе работы мы определили основные показатели диагностики. Это сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость и решительность. А также подобрали ряд методик, которые соответствуют данным показателям, а именно такие как опросник для самооценки терпеливости, опросник для оценки своего упорства, Опросник для оценки своей настойчивости, методика «Шкала: робость, стеснительность», тест «Самооценка силы воли».
Данные методики, на наш взгляд, имеют ряд преимуществ для проведения диагностики. Например:
• они направлены на изучение именно тех показателей, которые мы выбрали;
• проведение методик не требует больших материальных и временных затрат;
• тексты методик понятны для детей младшего школьного возраста;
• анализ результатов также не требует больших временных затрат.
Проведя и проанализировав диагностические методики, мы выявили, что испытуемые обладают не равномерным уровнем сформированности волевых качеств. В большинстве дети находятся на среднем уровне сформированности волевых качеств, а также небольшой процент группы респондентов занимают дети, находящиеся на низком уровне сформированности волевых качеств.
Наиболее сформированным волевым качеством оказалось упорство, так как чаще всего оно связано с одномоментным приложением волевых усилий, также упорство детей увеличивается, если деятельность кажется им значимой и интересной. Наименее сформированным оказалось такое качество как сила воли, так как оно включает в себя развитие таких волевых качеств как самоконтроль, организованность и др.
Мы разработали комплекс занятий на основе личностно­ориентированного подхода для развития волевых качеств детей младшего школьного возраста.
В психологии и педагогике накоплен огромный теоретический и практический опыт формирования волевых качеств младших школьников, знакомство с которым позволит учителям начальной школы совершенствовать процесс волевого развития обучающихся.
Волевые качества младшего школьника занимает важное место в учебном процессе и влияют на успешность учебной деятельности школьников. Очень важно изучать и формировать волевые качества не только у неуспевающих и трудновоспитуемых обучающихся, но и у каждого ученика индивидуально. Отсутствие работы по их формированию приводит к отвлеченности внимания, а, следовательно, и низкой успеваемости обучающихся.


1. Александрова, Н. Н. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н. Н. Александрова // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 16.
2. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография / Н. А. Алексеев. - Тюмень : Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 503 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. : ИПП, 1995. - 352 с.
5. Бондаревская, Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. - 2001. - № 1. - С.63.
6. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д. : Творч. центр «Учитель», 1999. - 49 с.
7. Брихцин, М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. 1989. - URL: http://medpsy.ru/library/library050.php (дата обращения: 10.02.2018).
8. Газман, О. С. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников // Учительский портал. - URL: http://www.det-dom-116.narod.ru/lichnik/Shmiga/kl-rukov.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
9. Газман, О. С. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. // Научный портал по физике. Педагогические
URL: https://studopedia.org/6-1633.html (дата обращения:
10.01.2020).
10. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 707 с.
11. Добрякова, В. В. Способы формирования волевых качеств личности младших школьников. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/psikhologiya/2015/06/03/sposoby-formirovaniya-volevyh-kachestv- lichnosti-mladshego (дата обращения: 18.02.2018).
12. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова,
A. М. Прихожан ; под ред. К. В. Дубровиной. - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 464 с.
13. Ждан, А. Н. История психологии. От античности до наших дней : учеб. для вузов / А. Н. Ждан. - М. : Академический Проект, 2004. - 576 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 2000. - 247 с.
15. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПБ. : Питер, 2009. - 368 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ