ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие волевые качества с точки зрения различных
авторов 7
1.2. Особенности развития волевых качеств у детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Реализация личностно-ориентированного подхода в развитии
волевых качеств детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностики волевых качеств детей младшего школьного возраста 29
2.2. Анализ результатов диагностического исследования волевых
качеств младших школьников 32
2.3. Описание хода работы по организации личностно
ориентированного подхода, способствующего развитию волевых качеств младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
На сегодняшний день в образовании, наряду с традиционными нормами, знаниями, умениями и навыками, важнейшее значение приобретает развитие способностей школьника к саморазвитию и
самосовершенствованию. Этому способствует взгляд на природу ребёнка как на личность, не только имеющую специфичные качества и склонности, но и способную эти качества развивать в соответствии с расширяющимися запросами.
Главная задача школы - создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности. В процессе социализации школьников среди теоретических и практических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются проблемы совершенствования системы методов формирования личности. Современному обществу нужны люди, активно развивающие свои индивидуальные способности к соответствующему виду деятельности, способные к самоактуализации и творческому самосовершенствованию [14].
Обязательным условием для осуществления этих задач является волевая готовность личности, в основу которой входят развитые волевые качества. Волевые качества являются одними из важнейших характеристик личности. Они входят в психологическую структуру личности. Без волевых качеств невозможна успешная деятельность человека, который стремится к достижению своих жизненных целей [41].
Именно вследствие этого в современной получила развитие личностно - ориентированная парадигма образования. Она исходит из того, что каждый ребёнок неповторим и уникален. Роль учителя в таком процессе осуществляется в создании условий для полноценного проявления заданных качеств личности и, соответственно, развития личностных функций и свойств субъектов образовательного процесса.
В основе данного подхода лежит потребность педагогов в осмыслении и переосмыслении своего педагогического опыта, потребность в рефлексии. По мнению Е.В. Бондаревской [6], сторонника личностно-ориентированного подхода, в центре образовательной системы находится личность обучающегося. Раскрытие его возможностей и способностей через личностное присвоение базовых ценностей культуры и есть цель современного образования.
По мнению учёного, «каждая школа должна стремиться последовательно перейти от внеличностного подхода к организации образовательного процесса к личностно-ориентированному, всегда дающему образование высокого качества» [6, с.45].
Личностно-ориентированный подход исходит из многообразия личностных интересов, потребностей, стремлений школьников, включает постоянную рефлексию: самоконтроль, самоанализ, самооценку, и позволяет содействовать самоформированию волевых качеств личности. А воля, как личностное свойство школьников, по нашему мнению, будет сформирована, если учитель способствует созданию благоприятных условий для самореализации личности.
Проблема развития и формирования волевых качеств является предметом изучения отечественных и зарубежных ученых. Учёными- психологами разрабатываются различные аспекты развития волевых качеств в разновозрастных группах.
Однако в исследованиях недостаточное внимание уделяется формированию волевых качеств с помощью личностно ориентированной педагогики, хотя некоторые из них уделяют внимание значению эмоционально-волевого компонента в развитии личности.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития волевых качеств у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у младших школьников волевые
качества с помощью личностно-ориентированного подхода и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего
целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития волевых качеств младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Личностно-ориентированный подход в развитии волевых качеств детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс развития волевых качеств в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - личностно-ориентированный подход, способствующий развитию волевых качеств младших школьников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании личностно-ориентированного подхода как средства развития волевых качеств детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие задачи:
• проанализировать проблему волевых качеств в психолого
педагогической литературе;
• определить основные показатели диагностики волевых качеств младших школьников и подобрать диагностические методики;
• провести диагностику волевых качеств младших школьников, представить анализ результатов исследования;
В рамках заключения работы можно сформулировать следующие выводы.
Развитие волевой сферы является важным этапом в развитии личности. В младшем школьном возрасте формируется и выражается до 70% волевых качеств. Стало быть, пренебрежение к формированию волевых качеств на данном этапе обуславливает начало педагогическим упущениям, проявляющимся на последующих этапах обучения.
Проблема формирования воли младших школьников интересовала многих отечественных психологов. Особый вклад в ее решение внесли Константин Николаевич Корнилов, Сергей Леонидович Рубинштейн, Борис Герасимович Ананьев и др.
В ходе работы мы определили основные показатели диагностики. Это сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость и решительность. А также подобрали ряд методик, которые соответствуют данным показателям, а именно такие как опросник для самооценки терпеливости, опросник для оценки своего упорства, Опросник для оценки своей настойчивости, методика «Шкала: робость, стеснительность», тест «Самооценка силы воли».
Данные методики, на наш взгляд, имеют ряд преимуществ для проведения диагностики. Например:
• они направлены на изучение именно тех показателей, которые мы выбрали;
• проведение методик не требует больших материальных и временных затрат;
• тексты методик понятны для детей младшего школьного возраста;
• анализ результатов также не требует больших временных затрат.
Проведя и проанализировав диагностические методики, мы выявили, что испытуемые обладают не равномерным уровнем сформированности волевых качеств. В большинстве дети находятся на среднем уровне сформированности волевых качеств, а также небольшой процент группы респондентов занимают дети, находящиеся на низком уровне сформированности волевых качеств.
Наиболее сформированным волевым качеством оказалось упорство, так как чаще всего оно связано с одномоментным приложением волевых усилий, также упорство детей увеличивается, если деятельность кажется им значимой и интересной. Наименее сформированным оказалось такое качество как сила воли, так как оно включает в себя развитие таких волевых качеств как самоконтроль, организованность и др.
Мы разработали комплекс занятий на основе личностноориентированного подхода для развития волевых качеств детей младшего школьного возраста.
В психологии и педагогике накоплен огромный теоретический и практический опыт формирования волевых качеств младших школьников, знакомство с которым позволит учителям начальной школы совершенствовать процесс волевого развития обучающихся.
Волевые качества младшего школьника занимает важное место в учебном процессе и влияют на успешность учебной деятельности школьников. Очень важно изучать и формировать волевые качества не только у неуспевающих и трудновоспитуемых обучающихся, но и у каждого ученика индивидуально. Отсутствие работы по их формированию приводит к отвлеченности внимания, а, следовательно, и низкой успеваемости обучающихся.
1. Александрова, Н. Н. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н. Н. Александрова // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 16.
2. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография / Н. А. Алексеев. - Тюмень : Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 503 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. : ИПП, 1995. - 352 с.
5. Бондаревская, Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. - 2001. - № 1. - С.63.
6. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д. : Творч. центр «Учитель», 1999. - 49 с.
7. Брихцин, М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. 1989. - URL: http://medpsy.ru/library/library050.php (дата обращения: 10.02.2018).
8. Газман, О. С. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников // Учительский портал. - URL: http://www.det-dom-116.narod.ru/lichnik/Shmiga/kl-rukov.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
9. Газман, О. С. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. // Научный портал по физике. Педагогические
URL: https://studopedia.org/6-1633.html (дата обращения:
10.01.2020).
10. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 707 с.
11. Добрякова, В. В. Способы формирования волевых качеств личности младших школьников. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/psikhologiya/2015/06/03/sposoby-formirovaniya-volevyh-kachestv- lichnosti-mladshego (дата обращения: 18.02.2018).
12. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова,
A. М. Прихожан ; под ред. К. В. Дубровиной. - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 464 с.
13. Ждан, А. Н. История психологии. От античности до наших дней : учеб. для вузов / А. Н. Ждан. - М. : Академический Проект, 2004. - 576 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 2000. - 247 с.
15. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПБ. : Питер, 2009. - 368 с...