Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ

Работа №94337

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 7
1.1. Характеристика самостоятельности как свойства личности 7
1.2. Аппликации как вид творческой деятельности, методика работы с
детьми дошкольного возраста над аппликацией 21
1.3. Возможности аппликации в развитии самостоятельности детей...31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ 36
2.1. Диагностика самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста на начальном этапе исследования 36
2.2. Организация работы над аппликацией, направленная на развитие
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 44
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 8

Актуальность исследования. Проблема формирования самостоятельности всегда была одной из самых важных в педагогике. Актуальность исследования обусловлена тем, что самостоятельность - это важное свойство личности, без которого, человек не сможет полноценно жить и развиваться в обществе, поэтому в дошкольном возрасте необходимо способствовать формированию и развитию самостоятельности у детей, так как дошкольный возраст является самым благоприятным для развития данного свойства личности.
Проблемой формирования самостоятельности как свойства личности занимались такие ученые, как П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова - сущность самостоятельности; Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова - структура самостоятельности; З.В. Елисеева, Н.С. Кривова - этапы развития самостоятельности; Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский - взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами; Т.Н. Филютина- значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
Об актуальности данной проблемы говорит нам Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в котором сформулирован социальный заказ государства к системе образования о необходимости воспитания самостоятельной, инициативной, ответственной личности, способной принимать решения.
В настоящее время все чаще педагоги и родители сталкиваются с проблемой несамостоятельности детей. Дошкольников одолевает страх неудачи, нежелание своими силами сделать что-либо. Причиной этому могут быть гиперопека, завышенные требования к ребенку и т.д - этим часто злоупотребляют современные родители. В младшем возрасте эта ситуация не кажется проблемой, но в старшом дошкольном возрасте это может привести к нежелательным последствиям: к пассивности, к упрямству, к неуверенности ребенка в себе, к перекладыванию своих дел на окружающих, что послужит поводом для осложнения отношений ребенка с ними. Для решения данной проблемы взрослым необходимо знать, что формирование самостоятельности как свойства личности происходит прежде всего благодаря включению ребенка в деятельность.
Среди множества видов деятельности детей особое место занимает художественный ручной труд и, в частности, аппликация. Аппликация, как продуктивный вид деятельности, дает большие возможности в формировании самостоятельности у дошкольников.
Изготовление аппликации интересно и привлекательно для детей дошкольного возраста, прежде всего, получением определенного продукта. Желание достичь результата заставляет детей преодолевать страх, проявлять силу воли, самоконтроль. Далее у дошкольников появляется элементарный познавательный интерес, проявляющийся в самостоятельном выборе цветов и форм, поиске новых возможностей складывания бумаги и креативных способов решения поставленных задач. Все это покажет ребенку его возможности, даст уверенность в своих силах, поможет преодолеть страх, что несомненно, положительно скажется на желании ребенка действовать самостоятельно во многих, посильных ему, видах деятельности.
В связи с этим становится актуальной тема настоящей работы по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликации.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация процесса изготовления
аппликации, способствующего формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать содержание работы по изготовлению аппликации, способствующие формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности как свойства личности.
2. Дать характеристику аппликации как вида творческой деятельности.
3. Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать календарно-тематический план и конспекты НОД по изготовлению аппликации, в которых организация работы по изготовлению аппликации направлена на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; апробировать методические разработки в педагогическом процессе ДОУ.
5. Провести повторную диагностику самостоятельности детей и оценить эффективность проведенной работы.
Теоретическую основу исследования составили труды Е.И. Акуловой, Н.А. Андреевой, Е.Я. Голант, И.А. Гуриной, Т.В. Гуськовой, О.Г. Жуковой, И.С. Кон, Н.В. Микляевой, посвященные изучению развития
самостоятельности как качества личности, а также исследования в области методики работы над аппликацией в детском саду таких авторов, как Р.С. Буре, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина, и Т.О. Смолева.
Методы исследования: теоретический анализ научной педагогической и методической литературы по проблеме формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста; наблюдение за детьми в процессе изготовления аппликации и фиксирование результатов, анализ и сравнение результатов диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке календарно-тематического плана и конспектов НОД по изготовлению аппликации, которые могут быть использованы воспитателями детских садов не только для развития самостоятельности детей, но и для развития творческих способностей воспитанников.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МБДОУ №28, г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие дети в возрасте 4-5 лет в количестве 20 человек.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (51 источник) и 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проделав исследовательскую работу, мы сделали вывод о том, что самостоятельность не является врожденным свойством личности, его следует формировать и развивать на протяжении всего детского дошкольного возраста. Мы узнали, как трактуют определение самостоятельности известные исследователи психологи и педагоги. На основании этого можем сформулировать общее определение. Самостоятельность - это умение реализовывать задуманное без посторонней помощи.
Проблема формирования самостоятельности как свойства личности у детей дошкольного возраста сегодня очень актуальна. Аппликация как вид продуктивной деятельности является эффективным способом развития самостоятельности. Мы выяснили, что аппликация - простой вид изобразительной деятельности, но детям с низким уровнем развития самостоятельности он дается нелегко. Именно для повышения уровня самостоятельности детей мы проделали данную работу.
Мы рассмотрели аппликацию как продуктивный вид деятельности, который позволяет моделировать предметы, создавать реальный продукт в плоскостном изображении. Для этого можно использовать различные виды аппликации: предметную, сюжетную и декоративную. Для развития
самостоятельности на занятиях по аппликации воспитатель должен давать возможность для реализации ребенком имеющегося опыта (знаний, умений, навыков, способов действия) и проявления элементарной творческой самостоятельности. Для этого педагогу необходимо:
• разрабатывать и внедрять в педагогический процесс комплекс НОД по аппликации на различные темы, которые связаны с сезонными или праздничными событиями;
• поэтапно организовывать изготовление аппликации: сначала изготовление аппликации по заданному образцу с показом способов действий, потом по теме из определенного набора элементов, а затем по собственному замыслу;
• предоставлять ребенку свободу в выборе материалов, замысла и способов деятельности.
• обеспечивать на занятии положительную эмоциональную обстановку, проявлять заинтересованность в результате деятельности детей;
• давать свободу выбора темы для аппликации, расположения фигур на листе бумаги, выбора способа создания аппликативных изображений и т.д.;
• включать в процесс обучения детей аппликации проблемно­игровые ситуации;
• показывать варианты конструкций, цветового решения, различного расположения, используя вариативные образцы;
• при создании аппликаций вариативного характера нужно давать детям советы, которые бы стимулировали их активность и индивидуальные творческие способности, меньше опекать детей;
• не торопиться с подсказкой, стараться косвенно подвести ребенка к правильному решению.
Мы считаем, что при соблюдении данных рекомендаций у детей дошкольного возраста можно успешно формировать самостоятельность, инициативу и развивать творческие способности.
В ходе исследования была проведена диагностика в старшей группе детского сада, выявлены и описаны три уровня сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний, высокий. Большинство детей - 70% находились на высоком уровне
сформированности самостоятельности в процессе аппликации 20% на среднем и 10% на низком.
На основании диагностики, нами был разработан и отработан комплекс НОД направленный на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы мы поняли, что развитие самостоятельности у старших дошкольников зависит от содержательной, учебно-воспитательной систематической и целенаправленной деятельности в дошкольном учреждении.
Таким образом, исследованием доказано, что аппликация способствует формированию и развитию у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно ставить цель, планировать деятельность, делать выбор, проявлять творческие способности. Аппликация дает возможность самостоятельно находить решения, развивать волевые качества: выдержку и усидчивость, активность, инициативу, самоорганизацию и самоконтроль, что помогает ребенку не обращаться за помощью к взрослому при каждом затруднении. Можно с уверенностью сказать, что цель работы достигнута, задачи решены.


1. Акулова, Е. Ф. Формирование индивидуальности,
самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр / Е. Ф. Акулова // Журнал наука, образование, общество. - 2015. - № 4. - С. 38-52.
2. Акулова, Е. И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е. Ф. Акулова // Журнал дошкольное воспитание. -2009. - № 9. - С. 52-58.
3. Андреева, Н. А. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного труда / Н. А. Андреева // Мир детства и образование: сб. ст. : гл. ред. Э. Р. Галиуллина. - Магнитогорск, 2015. - с. 61-65.
4. Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания
[Электронный ресурс]. URL http: //www. fiteducation.ru/fivoq s-576-2. html
(дата обращения 24.04.2019).
5. Аппликация как вид изо деятельности дошкольника [Электронный ресурс]. URL https://studfiles.net/preview/5707685/page:8/ (дата обращения 24.04.2019)
6. Бабина, Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания / Н. Ф. Бабина. - М. : Директ-Медиа, 2015. - 300 с.
7. Буре, Р. С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р. С. Буре, Л. В. Загик. - М. : Просвещение, 1987. - 150 с.
8. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 2006. - 286 с.
9. Голант, Е. Я. Вопросы развития самостоятельности в процессе обучения и воспитания / Е. Я. Голант. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1968. - 303 с.
10. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин.- М. : Минск, 1998. - 800 с.
11. Гурина, И. А. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии / И. А. Гурина, О. В. Шпак // Журнал современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 644.
12. Гуськова, Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок / Журнал дошкольное воспитание. - 1998. - №11 - С.60-64.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт - Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -280 с.
14. Дошкольная педагогика / ред. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. - М.: «Просвещение», 1988. - 272 с.
15. Дыбина, О. В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста: учеб. для вузов / О. В. Дыбина, О. А. Еник, Л. А. Пенькова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ