ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие о познавательном интересе и любознательности в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности становления любознательности в дошкольном возрасте 10
1.3. Детское экспериментирование как метод развития любознательности в дошкольном возрасте 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 20
2.1. Изучение особенностей развития любознательности у детей
дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 20
2.2. Организация детского экспериментирования в подготовительной
группе детского сада для развития любознательности у дошкольников 27
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Источниками возникновения
любознательности являются положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал. Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Существенной особенностью любознательности является и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Актуальность исследования. На современном этапе развития системы образования в соответствии с планируемыми результатами дошкольного образования согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из важнейших задач выступает развитие у детей любознательности. Это связано с тем, что любознательность играет значительную роль в процессе формирования личности ребенка, в его познавательной деятельности.
Согласно требованиям ФГОС ДО на этапе завершения образования по основной образовательной программе дошкольного образования планируется, что ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явление природы и поступком людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Достижение указанных планируемых результатов дошкольного образования предполагает целенаправленную педагогическую работу с применением теоретически обоснованных педагогических методик и технологий.
Вместе с тем до настоящего времени не сложилось целостного описания условий, обеспечивающих развитие детской любознательности в процессе экспериментирования. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности, что затрудняет достижение планируемых результатов дошкольного образования в части формирования познавательно-исследовательской деятельности детей и развития детской любознательности.
Проблема исследования состоит в выявлении содержания и технологических аспектов занятий, развивающих любознательность у детей старшего дошкольного возраста на основе детского экспериментирования.
Объект исследования: развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: серия занятий, обеспечивающих развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Целью исследования является теоретически обосновать и разработать для реализации на практике серию занятий, обеспечивающих развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Для достижения данной цели и в соответствие с определенными объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
• выполнить анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения теоретических основ развития любознательности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
• отобрать диагностические методики и на их основе выявить особенности развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста;
• разработать для реализации на практике серию занятий, обеспечивающий развитие любознательности дошкольников в процессе экспериментирования.
Теоретические основы исследования. Проблемой развития любознательности занимались многие известные ученные. Значительный вклад в понимании природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкинг, В.С. Юркевич, Д.Е. Берлайн, Г.И. Щукина, Н.И. Рейнвальд, А.И. Крупнов и др. О сущности любознательности имеется множество взглядов: одни исследователи (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, М.Ф. Беляев, А.А. Абдуллаев) рассматривают ее как ступень формирования познавательных интересов, другие (И. И. Цветков, И. М. Подберезин, М.Ф. Морозов и др.) понимают ее как особую форму любознательности, третьи (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.И. Божович, А.В. Запорожец и др.) считают, что пробуждение любознательности является одной из основ побудительных сил умственного развития ребенка.
Среди специально разработанных средств развития любознательности в дошкольном возрасте особое место занимает метод детского экспериментирования. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова и др.
Методы исследования:
• теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
• эмпирические, в том числе наблюдение, беседа, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе ДОУ № 254 г. Екатеринбурга.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Познавательный интерес - это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. В процессе познавательного интереса происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование; положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
К основным особенностям детей старшего дошкольного возраста можно отнести: ведущая деятельность этого возраста - игра, через игру идет освоение норм поведения и деятельности людей. Мышление развивается в познавательной активности, экспериментировании и в удовольствии от проделанных действий. В основе развития мышления лежит проба. Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы. Память зависит от восприятия предметов. Воображение развивается через замещение одного предмета другим. Познавательное развития дошкольников происходит в трех направлениях:
1. Развитие познавательных процессов, то есть мышления, памяти, восприятия и внимания;
2. Развитие любознательности;
3. Формирование специальных способов ориентации
(экспериментирование).
Важно понимать, что первичная задача формирования у детей 5-6 лет исследовательских умений не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру - любопытство.
На шестом году жизни исследовательские умения ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет интерес к тому, что происходит в группе и окружающей среде; дифференцирует с помощью анализаторов различные свойства предметов и явлений окружающего мира; исследует объекты привычным для себя способом; экспериментирует с предметами, проводит опыты; впоследствии изучает и внутренние свойства, возможные действия и т.п.; осуществляет различные действия; радуется открытиям; обосновывает собственные рассуждения с элементами доказательства; осуществляет самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы; действует согласно цели; делает выбор; расширяет и углубляет знания о предметах, которые его интересуют.
Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире. Правильно организованная экспериментальная деятельность способствует освоению детьми окружающего мира, его явлений и особенностей. Дети учатся познавать, исследовать и открывать что-то новое, понимать его значимость в жизни человека. Кроме того, экспериментальная деятельность позволяет детям самовыражаться, думать, пробовать, и решать.
База исследования: ДОУ № 254 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 20 дошкольников 6-7 лет.
Констатирующий этап эксперимента показал, среди испытуемых обладает низким уровнем развития любознательности 7 (35%) детей, средним 11 (55%) и высоким 2 (10%). Полученные результаты исследования
обосновали необходимость проведения работы по организации детского экспериментирования в подготовительной группе детского сада для развития любознательности у дошкольников.
Цель работы: развитие любознательности дошкольников в процессе экспериментирования.
Основные задачи работы:
-развитие любознательности;
• создание условий для познавательного развития;
• воспитание трудолюбия, дисциплинированности, ответственности;
• формирование чувства коллективизма, умения вести себя в коллективе.
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было выявлено, что среди испытуемых показатель низкого уровня упал до 2 человек (10%), когда на констатирующем этапе он составлял 7 человек (35%). Средний уровень возрос с 11 человек (55%) до 14 человек (70%), высокий с 2 человек (10%) до 4 человек (20%), что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Анализ результатов показал, что используемые средства по развитию детской любознательности являются эффективными. Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет (Монография) / Г.П. Антонова, И.П. Антонова. - М.: Педагогика, 2014. - 125 с.
2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2015. - 12
3. Бедерханова, В.П.Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова // Развитие личности. - 2015. - No 1. - С.24-36.
4. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и
развитие математических способностей / А.В. Белошистая. - М.: Дошкольное воспитание, - 2013. -184 с.
5. Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей до школьного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и методика дошкольного образования: Сборник научных трудов. - М., 2018. - с. 27-29.
6. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 317 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2016. - 528 с.
8. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2013. - 195 с.
9. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников5-6лет / Е.Л. Виноградова //Психологическая наука и образование. -2014.No 2.-С.47-56.
10. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2016. -240 с.
11. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С.
Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.:
Просвещение, 2014. - 403 с.
12. Ерофеева, Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Т.И. Ерофеева. - М.: Проф. образование, 2015. - 296 с.
13. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2015. - 321 с.
14. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 - 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
15. Каличенко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Каличенко, Ю.В Микляева. - М.: Просвещение, 2013. - 332 с...